Школа MBY: правила расхождения судов

Школа MBY
Следующая статья

С аквалангом — на Дальний Восток!

Предыдущая статья

Словом за слово

Кто кому уступает дорогу в море? Правила нужно не только знать, но и уметь применять в конкретной ситуации.

Какие бы яхтенные курсы вы ни выбрали, в любом случае придется помучиться, изучая МППСС‑72 (Международные Правила предотвращения столкновения судов). По-английски их именуют International Regulations for the Prevention of Collisions at Sea (IRPCS), ну, а «в быту» — правилами расхождения. Несмотря на пугающее название, эти правила, регулирующие, кто кому уступает дорогу в море, не ужасающе сложны. Они основаны на здравом смысле и морской практике, и стоит только прорваться через частокол терминов, как становится ясно — все достаточно просто для понимания.

Прочитать необходимо все 38 правил, однако в этом и следующем выпусках MBY мы подробнее остановимся на тех, которые особенно важны для капитанов моторных яхт. Постараемся перевести эти правила с официального языка на привычный и помочь вам применять их в реальной ситуации. Мы разберем в этой статье правила 1−19 (правила плавания и маневрирования), а в следующем выпуске — правила 20−28 (огни и знаки).

Общие положения (Часть А, правила 1−3)

Первые три правила описывают, кому адресованы МППСС‑72 (всем типам судов в открытом море) и в каких случаях применяются. Являясь капитаном судна, вы должны толковать и применять эти правила верно и не пренебрегать своими обязанностями. Также в этом разделе вы найдете немало полезных определений. Например, «парусное судно» — любое судно под парусом, включая имеющие моторную установку, при условии, если она не используется; «судно, лишенное возможности управляться» — то, которое в силу исключительных обстоятельств не способно маневрировать так, как требуют правила, и поэтому не может уступить дорогу другому судну. МППСС‑72 не идеальны и оставляют много вопросов. К примеру, тем, кто совершает одиночную кругосветку под парусом, не разрешено ставить пару красных огней ночью, дабы побудить другие суда держаться подальше. Но как в таком случае яхтсмен-одиночка может выспаться? Впрочем, самое неоднозначное утверждение содержится в правиле 2, пункт b, где говорится о возможности и даже необходимости отступать от правил в особых обстоятельствах. Можно сказать, это означает, что вы должны предпринять все возможные действия для предотвращения столкновения, вместо того чтобы упорно идти вперед на основании того, что вы правы. Не существует абсолютного «права дороги», то есть преимущества одного судна перед другим, вне зависимости от обстоятельств, будь то системы разделения движения, яхтинг под парусом или лов рыбы.

Плавание судов при любых условиях видимости (Часть В, раздел I, правила 4−10)

Эти правила в основном сводятся к необходимости наблюдения, выбору безопасной скорости, оценке опасности столкновения и действиям для его предупреждения.

Наблюдение (Правило 5)

Звучит понятно: «Каждое судно должно постоянно вести надлежащее визуальное и аудионаблюдение, так же как и наблюдение с помощью всех имеющихся средств, применительно к преобладающим обстоятельствам и условиям, с тем, чтобы полностью оценить ситуацию и опасность столкновения». В наши дни это означает, что необходимо пользоваться не только глазами и ушами, но также VHF, радаром, AIS: любое оборудование, которое есть для этих целей, следует задействовать. Кажется, с таким арсеналом на борту столкновений не должно происходить вовсе, но, к сожалению, у многих яхт есть «слепые зоны», мешающие увидеть приближающееся судно. Очень важно смотреть и назад: по личному опыту могу подтвердить, что капитаны быстроходных моторных яхт часто напрочь забывают о том, что в кильватере может идти и более скоростное судно.

Безопасная скорость (Правило 6)

Правило гласит: «Каждое судно должно всегда следовать с безопасной скоростью, с тем, чтобы предпринять надлежащее и эффективное действие для предупреждения столкновения, вплоть до остановки в пределах дистанции, требуемой при существующих обстоятельствах и условиях». Уместный вопрос: а какова она, эта безопасная скорость? Учитывать нужно следующее: видимость, плотность движения, погодные условия, маневренность вашего судна и особенно его «тормозной путь», осадку и глубину места. Начав взвешивать такое обилие факторов, вы с большой вероятностью предпочтете сбросить скорость, особенно если места вам не знакомы. Ситуацию могут осложнять большие коммерческие суда, которые зачастую передвигаются гораздо быстрее, чем вы ожидаете. В следующий раз проверьте данные AIS, чтобы понять, насколько опасна ситуация.

Опасность столкновения (Правило 7)

Большинство из нас используют простое правило: «Если визуальный пеленг на приближающееся судно не меняется, значит риск столкновения велик».

Функция EBL (Electronic Bearing Line) на радаре выполняет ту же работу за вас, но оба метода основаны на том, что сближающиеся суда сохраняют скорость и курс неизменными, что происходит не всегда. Так что не стоит делать поспешных выводов, полагаясь исключительно на данные радара.

Действия для предупреждения столкновения (Правило 8)

Самые важные слова здесь заключены в первом предложении, которое сообщает: «Любое действие, предпринимаемое для предупреждения столкновения, должно быть уверенным, своевременным и соответствовать хорошей морской практике». Это можно сформулировать так:

лучше действовать загодя, а любое изменение курса и скорости должно быть достаточно заметным;

изменение курса обычно лучше, чем изменение скорости;

уступайте всем, кому обязаны уступить.

Лучший способ держаться подальше от больших судов — идти вне фарватера, если есть такая возможность

Плавание в узкостях (Правило 9)

В этом правиле для нас наиболее важно, что «Судно длиной менее 20 м не должно затруднять движение такого судна, которое может безопасно следовать только в пределах узкого прохода или фарватера». Что подразумевается под словом «узкого»? Я в данном случае руководствуюсь простым правилом: раз фарватер обозначен буями, значит для кого-то это узкое место. Держитесь правой стороны прохода или, если есть возможность, — вне него. Если нужно пересечь фарватер, делайте это по кратчайшему пути.

Плавание по системам разделения движения (Правило 10)

Системы разделения движения предназначены для организации движения крупных судов в местах оживленного судоходства; иногда в прибрежных зонах это делается для того, чтобы позволить небольшим судам (длиной менее 20 м) держаться на безопасном расстоянии от крупных.

Важно помнить следующее:

следуйте в соответствующей полосе движения;

пересекайте полосу движения под прямым углом.

Плавание судов, находящихся на виду друг у друга (Часть В, раздел II, правила 11−18)

Применение (Правило 11)

Правила этого раздела применяются только к судам, находящимся на виду друг у друга, то есть, принимая любые решения, вы обязаны видеть другое судно. Эти правила НЕ ПРИМЕНЯЮТСЯ, если вы только слышите его или видите на радаре или AIS.

Парусные суда (Правило 12)

Даже если у вас моторная лодка, стоит прочитать правила для парусных судов хотя бы для того, чтобы иметь представление, что собираются сделать парусные суда, когда они сходятся прямо перед вами. Итак, идущее левым галсом (гик на правом борту) уступает идущему правым галсом (гик на левом борту). Когда оба судна идут одним и тем же галсом, то судно, находящееся на ветре, должно уступить дорогу судну, находящемуся под ветром. Звучит просто, особенно для тех, кто управляет моторным судном: кроме некоторых случаев, парусникам нужно уступить дорогу. На скоростной моторной лодке вам следует просто обойти их стороной, оставив достаточно места для маневра.

Обгон (Правило 13)

Пункт «a» этого правила гласит: «Независимо от предписаний, содержащихся в Правилах разделов I и II Части В, каждое судно, обгоняющее другое, должно держаться в стороне от пути обгоняемого судна». Все довольно просто: если вы находитесь в секторе обгона — 22,5° позади по траверзу другого судна (ночью можете видеть только кормовой огонь и ни одного бортового), вы являетесь обгоняющим судном и обязаны держаться в стороне от пути обгоняемого судна до тех пор, пока последнее не останется окончательно позади.

Обгоняющие суда

Если обгоняют вас, вы имеете право сохранять свой курс и скорость. В таком случае быстро идущая парусная яхта, обгоняющая моторное судно, будет «уступающим» судном: известная поговорка «мотор уступает парусу» верна не всегда.

Сближение судов, идущих друг на друга (Правило 14)

«Когда два судна с механическими двигателями сближаются на противоположных или почти противоположных курсах так, что возникает опасность столкновения, каждое из них должно изменить свой курс вправо, чтобы каждое судно прошло у другого по левому борту». То есть, если имеется риск столкновения с судном, идущим прямо на вас, измените курс вправо. Золотое, правда, не зафиксированное письменно правило: НИКОГДА НЕ ИЗМЕНЯЙТЕ КУРС ВЛЕВО в таких ситуациях.

(В латеральной системе типа «В» все ровно наоборот. — Прим. MBY).

Пересечение курсов (Правило 15)

«Когда два судна с механическими двигателями идут пересекающимися курсами так, что возникает опасность столкновения, то судно, которое имеет другое по правому борту, должно уступить дорогу другому судну и при этом должно, если позволяют обстоятельства, избегать пересечения курса другого судна у него по носу». Для сравнения, так же в Великобритании проезжают перекрестки с круговым движением: преимущество у того, кто справа (наши ПДД отличаются. — Прим. ред.). Есть еще метод усвоить правило — по аналогии с сигналом светофора: если вы видите зеленый огонь (на правом борту другого судна), можно «ехать»; красный (на левом) — уступите дорогу. Уступая, поверните вправо или сбросьте скорость.

Пересечение курсов. Как на перекрестке с круговым движением, моторное судно уступает другому моторному судну, если второе находится справа. Ночью уступайте, если видите красный навигационный огонь

Действия судна, уступающего дорогу (Правило 16)

«Каждое судно, которое обязано уступить дорогу другому судну, должно, насколько это возможно, предпринять заблаговременное и решительное действие с тем, чтобы чисто разойтись с другим судном». Как уже говорилось в правиле 8, вы обязаны показать, что уступаете, так, чтобы судно, имеющее право дороги, это заметило. Заранее и значительно измените курс (не только скорость), чтобы на другом судне поняли, что ему уступают.

Действия судна, которому уступают дорогу (правило 17)

Пункт i): «Когда одно судно из двух должно уступить дорогу другому, другое должно сохранять курс и скорость».

Пункт ii): «Однако это другое судно, когда становится очевидным, что судно, обязанное уступить дорогу, не предпринимает соответствующих действий, требуемых Правилами, может предпринять действие, чтобы избежать столкновения, только собственным маневром».

Пункт i) прост: если у вас право дороги — сохраняйте курс и скорость. НО (этот пункт делает ваше положение более «обременительным», чем у уступающего) — если вы будете, несмотря ни на что, сохранять курс и скорость, вина при столкновении может лечь на вас, поскольку, если судно, обязанное уступить дорогу, этого не делает, то предпринять меры для избежания столкновения должны вы. То же правило советует, как это лучше сделать: фактически можно делать все, что угодно, кроме изменения курса влево, то есть в сторону судна, находящегося у вас по левому борту.

Взаимные обязанности судов (Правило 18)

Это правило — одно из самых замечательных в силу своей простоты. Итак, если вы НЕ находитесь в условиях, описанных в правилах 9 (Плавание в узкостях), 10 (Плавание по системам разделения движения) или 13 (Обгон), то вот список, кто кому уступает. Моторные яхты находятся в самом низу этой «иерархической пирамиды», поскольку уступают всем:

a) судно, лишенное возможности управляться;

b) судно, ограниченное в возможности маневрировать;

c) судно, стесненное своей осадкой;

d) судно, занятое ловом рыбы;

e) парусное судно;

f) моторное судно.

Плавание в условиях ограниченной видимости (Часть В, раздел III, правило 19)

Первые три пункта гласят:

(а) Это Правило относится к судам, не находящимся на виду друг у друга при плавании в районах c ограниченной видимостью или вблизи подобных районов.

(b) Каждое судно должно следовать с безопасной скоростью, установленной применительно к преобладающим обстоятельствам и условиям ограниченной видимости. Судно с механическим двигателем должно держать свои машины готовыми к немедленному маневру.

© При выполнении Правил Раздела I этой Части каждое судно должно тщательно сообразовывать свои действия с преобладающими обстоятельствами и условиями ограниченной видимости.

Правило 19 — особый случай: раз уж видимость ограничена, то оно полностью заменяет предыдущие правила 11−18. Главное изменение, которое надо запомнить: в условиях ограниченной видимости никакие суда не обладают правом дороги, — все становятся уступающими. Последний пункт d говорит о том, чего нужно избегать, если другое судно заметно только на экране радара.

(i) Изменения курса влево, если другое судно находится впереди по траверзу и не является обгоняемым;

(ii) Изменения курса в сторону судна, находящегося на траверзе или позади по траверзу.

Помните правило 7, где говорится о неполноте информации с радара? Вот это как раз такой случай.

В следующем выпуске мы коснемся правил 20−37 — огни и знаки: что они означают и когда используются.

Дата:

01.01.2012

Текст

Джон Мендеc

Иллюстрации

Мэгги Нельсон

Следующая статья

С аквалангом — на Дальний Восток!

Предыдущая статья

Словом за слово

Новые материалы
Похожие статьи