Школа MBY: ночной переход

Школа MBY
Следующая статья

Школа MBY: управление судном

Предыдущая статья

Школа MBY: правила расхождения судов

Не стоит пугаться ночных переходов на яхте. Тщательное планирование и советы экспертов RYA не дадут вам пропасть.

Ночные переходы на яхте — дело интересное и даже захватывающее. При условии, конечно, что, выходя на воду в кромешной темноте, вы знаете, что делаете. Как и в случае со многими другими пунктами экзамена Yachtmaster, ключевую роль здесь играет планирование. Если переход заранее проработан, а вы хорошо представляете себе маршрут, тогда, возможно, навигация ночью покажется даже проще, чем днем. Ведь в это время движение в море гораздо менее оживленное, а уж если акватория оборудована светящимися буями и знаками, то идентифицировать их не составит труда. К примеру, днем все красные латеральные знаки выглядят похожими, ночью же огни имеют свои индивидуальные характеристики.

Видимость

Видимость ночью бывает разная, особенно учитывая местонахождение поста, откуда вы управляете лодкой. Многие предпочитают ночью управлять судном с флайбриджа, где обзор лучше, а связь с окружающей действительностью непосредственная. Я же предпочитаю основной пост управления в салоне или рубке: здесь тепло, не страшна непогода, да и с картой сверяться удобнее. Судите сами: много ли коммерческих судов имеют внешний открытый пост управления? Пожалуй, единственный недостаток управления судном из рубки или салона состоит в том, что имеющие подсветку приборы могут отражаться в ветровом стекле. Обязательно стоит предостеречь других на борту от использования фонарей, особенно головных и таких, что светят белым светом, а не красным, более подходящим для использования ночью. Свет, направленный в глаза рулевому, не только помешает ему адаптироваться к темноте, управляя судном или работая с картой, но может и вовсе ослепить. И непременно переключите дисплеи навигационных приборов и приборов индикации в ночной режим отображения.

Расстояния

Днем большинство из нас могут достаточно точно оценивать расстояние, однако ночью все гораздо сложнее. Многих дезориентирует недостаток «глубины резкости». Огни могут казаться гораздо ближе или дальше, чем на самом деле, а объекты, которые долгое время выглядели очень далекими, внезапно оказываются перед вами. Огни имеют разную интенсивность света, и люди часто ошибаются, считая яркий огонь более близким, чем тусклый, который на самом деле может быть буквально у вас под носом. Вот почему во время перехода так важно понимать последовательность, с которой будут появляться огни, чтобы правильно их идентифицировать. В таблице приведены разные характеристики огней и их обозначения на карте. Не помешает и простая предосторожность: идентифицировав нужный навигационный знак, не нацеливайтесь прямо на него, а возьмите слегка в сторону. Вам может казаться, что до знака приличная дистанция, но если он ближе, чем вам кажется, то идя чуть поодаль, вы с ним точно не столкнетесь.

Огонь Обозначение Что это значит?
Постоянный/Fixed 2 °F.R (vert) Два постоянно горящих красных огня, расположенных вертикально один над другим. Обычно ставятся на береговых знаках.
Проблесковый/ Flashing Fl.R. 4s Мигающий красный. Длительность вспышек меньше промежутков между ними. Например, при полном цикле в 4 с горит 1 с, не горит 3 с.
Изофазный/Isophase Iso. R. 4s Красный огонь с одинаковой длительностью вспышек и темноты. Например, при полном цикле в 4 с горит 2 с, не горит 2 с.
Затмевающийся/
Occulting
Oc. R. 4s Красный огонь с длительностью вспышек большей, чем промежутки между ними. Например, при полном цикле в 4 с горит 3 с, не горит 1 с.

Планирование маршрута

Ключ к безопасной навигации ночью — планирование, и это определенно больше, чем просто беглый просмотр карты перед отходом. Разрабатывайте план тщательно, принимая во внимание порты-убежища и различные заходы в них. Однако не стоит и чрезмерно усложнять план: многие слишком предусмотрительные кандидаты на гордое звание Yachtmaster завалили экзамен только потому, что не смогли вовремя разобрать мудреные каракули своих суперсложных планов.

Идеальное планирование

Прежде всего запаситесь старой доброй лоцией для выбранной вами акватории и полным набором карт. Не будет лишним зайти на сайт нужного порта: там, как правило, есть сведения о самом порте, актуальная информация и советы по заходу, номера VHF-каналов для связи. Всегда справляйтесь с «Извещением мореплавателям» (часто их тоже публикуют на сайтах портов): там сообщается обо всех недавно произошедших изменениях в навигационной обстановке и режиме плавания, таких как дноуглубительные работы или ограничения в каналах; актуальная информация об огнях и знаках. Наконец, если вы направляетесь в оживленный порт, стоит поискать данные о режиме движения больших коммерческих судов.

После этого я внимательно изучаю крупномасштабную карту, чтобы иметь в голове ясную картинку акватории, а затем прокладываю маршрут перехода, включая курсы, дистанции, глубины и важные заметки. На рис. 2 показан образец подобного плана для ночного перехода в Болье. Мне кажется, что такой вот набросок лучше закрепляет в мозгу все ключевые моменты, заставляет тщательнее продумывать маршрут и оставляет в голове хорошее мысленное представление акватории. Меня учили именно так, а сейчас я вижу, что этот метод хорошо помогает уже моим студентам. Наконец, для полной уверенности я вношу все это еще и в картплоттер, особенно если акватория мне плохо знакома или незнакома вовсе.

Ночной переход вдоль побережья с заходом в хорошо освещенный в навигационном отношении порт может быть достаточно простым, а вот оффшорный «марш-бросок» требует более тщательного анализа. Например, есть ли на вашем маршруте мысы или отмели? Они часто привлекают рыбаков с их сетями или ловушками для лобстеров, запутаться в которых ночью — настоящий кошмар. Это лишь одно из обстоятельств, в которых лучше планировать маршрут так, чтобы ночью держаться от берега дальше, чем можно позволить себе днем.

Определение местоположения

Выдвинувшись в направлении первого навигационного знака на маршруте, я предпочитаю мили через три определить местоположение судна. Если знак светящийся и вы его видите — прекрасно, если нет, то определить пройденную дистанцию поможет метод счисления (скорость/время/курс).

Распознав знак, не нацеливайтесь прямо на него. В темноте сложно определять расстояния до объектов — они могут быть ближе, чем кажутся

Скорость

Выбирать оптимальную скорость ночью надо, принимая во внимание погоду и возможности судна. На открытой воде, если лодка и погода позволяют, мне кажется достаточной скорость 20 узлов, на которой за 3 минуты вы пройдете милю. В стесненной акватории я предпочитаю сбросить скорость до 12 узлов (5 минут на милю). Большинство лодок на такой скорости еще держатся в режиме глиссирования, где превалирует динамическая остойчивость. Снижение скорости до 6 узлов (10 минут на милю) позволит вам и управлять лодкой, и корректировать план перехода.

Время

Не забывайте записывать время, если меняете скорость, нарушая тем самым первоначальное расписание.

Расстояние

Используйте пройденное расстояние для определения положения судна методом счисления (время/скорость/курс).

Курс

Направление, в котором движется судно от известного пункта или между навигационными знаками, но без учета воздействия течения и/или ветрового сноса.

Курс относительно земли

Обычно считывается с монитора GPS: полезно узнать, как ваш курс меняется под воздействием ветра и/или течения.

Поиск «створов»

Полезный навык, позволяющий держать точный курс относительно береговой черты без утомительных расчетов. В связке с методом счисления (скорость/время/расстояние) может использоваться для точной навигации (см. рис. 4).

Радар

Если лодка им оборудована — это огромная помощь при ночной навигации и в предотвращении столкновений. Некоторые новые радары имеют функцию overlay, когда «картинка» с радара накладывается на карту, что значительно упрощает идентификацию навигационных знаков.

Обратный пеленг

Полезно уметь это делать, но если вы на борту без помощников, то процедура это непростая: нужно одновременно управлять судном и следить за меняющимися цифрами на картушке компаса. Пеленг берут при помощи ручного компаса-пеленгатора (см. фото вверху слева). На многих пеленгаторах шкала размечена люминесцентной краской. Если нет — можно подставить под компас фонарь.

Секторные маяки

Сигнал такого маяка разделен на цветные секторы; в зависимости от угла подхода вы увидите красный, белый или зеленый огонь, что позволяет точно определять линию безопасного захода в порт. В сочетании с изобатами (линиями глубин) может быть использован для определения местоположения судна (см. фото слева). На разных картах секторные маяки обозначаются
по-разному (см. раздел «Маленькие хитрости», чтобы понять, как это может выглядеть на карте).

Глубины

Используйте изобаты (линии равных глубин), выбирая точку смены курса или для определения местоположения судна методом счисления.

Створные огни

Оснащенные огнями навигационные створы указывают безопасное направление для прохода. Когда судно движется по оси створа, то передний створный знак перекрывает задний. Если вы наблюдаете их расхождение, это означает, что вы идете неверным курсом. Очень просто и очень точно, но, как и в случае с секторными маяками, их обычно располагают на берегу, поэтому не стоит идти по оси створа до тех пор, пока вы не упретесь в него.

Ключевой пункт в ночной навигации — не усложнять все чрезмерно. Практика покажет, какой из методов лучше всего подходит к той или иной ситуации. Приближаясь к разным портам, пробуйте разные комбинации, пока не научитесь делать это автоматически. Но всегда будьте готовы к неожиданностям.

Маленькие хитрости

Возьмите на вооружение пару полезных приемов. Во-первых, пытаясь идентифицировать навигационный знак, поднимите карту на уровень глаз.

Подняв карту на уровень глаз, проще понять, как огни могут выглядеть на воде

С этой «точки зрения» проще понять, как огни выглядят на воде в перспективе. Многие современные картплоттеры имеют подобную функцию, но традиционным методом можно добиться того же за меньшие деньги. Во-вторых, поворачивая линейку или край плоттера по карте, можно найти подходящие «створы» — такие часто есть, хотя они и не обязательно обозначены.

Дата:

01.03.2012

Текст

Джон Мендеc

Фото

Лестер МакКарти

Иллюстрации

Мэгги Нельсон

Следующая статья

Школа MBY: управление судном

Предыдущая статья

Школа MBY: правила расхождения судов

Новые материалы
Похожие статьи