Школа MBY: искусcтво швартовки

Школа MBY
Следующая статья

Targa 32, брутальный и практичный. Тест обладателя титула Motor Boat of the Year-2012

Предыдущая статья

Marquis 500 SC: спорт-купе класса "А"

Учимся правильно швартовать яхту.

Швартовка судна с учетом различных факторов вроде ветра, течения и даже неисправного двигателя является фундаментальным навыком; неудивительно, что в программе обучения этому уделяется много внимания. Если вы соберетесь сдавать экзамен на яхтенные права RYA, то вас попросят продемонстрировать все приемы швартовки. Это может быть швартовка бортом в различных ветровых условиях и при наличии течения или еще более непростая ситуация, обусловленная, например, сложной обстановкой в марине.

Все это требует опыта, адекватной оценки условий и, конечно, понимания лодки, с которой вы имеете дело. Экзаменатор будет следить не только за тем, как происходит маневр, но и учитывать, насколько хорошо вы проинструктировали команду. Вам могут усложнить задачу, разрешив использовать носовое и кормовое подруливающие устройства только в крайнем случае или, например, попросить повторить швартовку на одном двигателе, имитируя неисправность другого. Чтобы успешно выполнить задачу, полезно освоить ряд несложных приемов.

Приемы швартовки

Для четкого контроля процесса швартовки необходимо двигаться против ветра и течения. Постарайтесь выбрать именно такое направление и задать правильный угол, чтобы выполнить маневр на минимальной скорости. Если на яхте есть подрульки, не бойтесь пустить их в дело, так как они существенно облегчают жизнь. Но если, по словам экзаменатора, они «не работают», а это часто случается на экзаменах, — придется обратиться к традиционным методам швартовки.

Навальный ветер

Если ветер дует так, что рано или поздно прижмет яхту к понтону, то он называется навальным и вам следует лишь остановить судно параллельно причалу.

Для приближения к понтону используйте правый двигатель

Сделать это нужно на небольшом расстоянии, чтобы корпус не ударился о понтон. Идеальным будет остановить яхту сантиметрах в двадцати от стенки. Секрет в том, чтобы верно оценить силу ветра и следить за его порывами, которые могут изменить курсовой угол.

Чтобы избежать разворота носом, подходите к понтону под указанным углом

Это особенно важно для спортивных яхт с колонками, у которых достаточно легкая носовая часть. Если нужно швартоваться другим бортом, маневр производится так же, только идти придется кормой вперед.

Для швартовки правым бортом повторите тот же маневр, двигаясь задним ходом

Отжимной ветер

Швартовку при отжимном ветре, когда вас относит от причала, обременяют дополнительные сложности не только потому, что подойти становится труднее: необходимо быстро завести и закрепить швартовы. Я рекомендую не прыгать на берег с концом, отчаянно пытаясь закрепить его, пока яхту относит, а использовать технику лассо. Хорошо, если на борту несколько человек и они смогут с первого раза заарканить кнехт. Но если вы в одиночестве, то сделать это одновременно с носа и кормы трудно. Поэтому проще закрепить один конец, а затем использовать двигатели. Будьте осторожны: у современных яхт мощные моторы, поэтому хватит холостого хода или легкой импульсной подработки винтами.

Я предпочитаю вначале завести носовой конец, а затем дать задний ход и подтянуть судно к понтону. Приближайтесь к причалу под таким углом, чтобы матросу было удобно зацепить кнехт с носа. Старайтесь с помощью двигателей сохранять неизменное расстояние до стенки, пока он закрепляет швартовы. Как только носовой конец заведен, осторожно сдайте назад внешним от причала мотором, чтобы прижать судно. Это хорошо работает для яхт длиной до 15 метров с колонками или валами; если лодка крупнее, придется в разных режимах задействовать оба двигателя, чтобы не перегружать швартов и утку.

Использование носового конца облегчит швартовку против ветра

Яхты длиной более 15 метров практически всегда имеют носовое подруливающее устройство, но если экзаменатор его «отключил», используйте описанную выше технику или крепите шпринг к центральной утке, что хорошо работает для лодок, соотношение длины к ширине у которых находится в пределах 3,5:1 и более. Подойдите к причалу так, чтобы матрос смог, протянув шпринг от центральной утки на нос, накинуть его на причальный кнехт, а затем, скинув его обратно на центральную утку, дайте передний ход, немного натянув швартов. Следите, чтобы конец не вырвался, и держите связь с матросом, дабы контролировать натяжение. Это позволит прижать лодку бортом к причалу, пока закрепляют остальные швартовы. Совет: не стоит использовать слишком короткие концы.

Для больших яхт бывает удобнее использовать центральную утку

Если отжимной ветер сильный, а у команды не получается завести носовой конец, можно сначала закрепить корму, а затем отработать внешним двигателем вперед, прижимая корпус. Будьте внимательны, чтобы не повредить кормовую платформу и не допустить наматывания веревки на винты.

Если носовой конец не завести, можно попробовать пришвартоваться с кормовым

Отход от причала

Если вам пришлось швартоваться в сложных условиях отжимного ветра, то, по крайней мере, отходить будет легче — просто отвяжите концы, остальное сделает ветер. Если сначала отдать кормовой конец, а затем носовой, вы отойдете практически параллельно из-за того, что нос легче кормы и реагирует быстрее.

Отходя от понтона при навальном ветре, можно использовать скользящий швартов на носовой утке. Дайте задний ход внутренним по отношению к причалу двигателем. Как только необходимый для отхода угол будет достигнут, переключитесь на нейтраль, чтобы ослабить носовой концец и позволить команде освободить и выбрать его, после чего можно продолжить движение кормой.

Покидать причал против ветра легче всего, используя скользящий швартов на носу

В качестве альтернативы можно использовать шпринг и большой кранец на носу. Заведите скользящую петлю с носа лодки за тот кнехт на причале, что находится ближе к корме, и отработайте вперед внешним мотором, который вытолкнет корму так, что лодка начнет поворачиваться вокруг кранца. Обеспечив нужный угол, перейдите на нейтраль, выберите конец и покиньте причал задним ходом. На яхтах с двумя двигателями и большими кранцами это можно проделать даже без помощи шпрингов. Ключевой момент состоит в том, чтобы удерживать лодку, балансируя двигателями, и поворачивать ее вокруг носового кранца. Когда корпус развернется, останется только задействовать оба двигателя и отойти от понтона кормой.

Разворот вокруг носового кранца — хороший альтернативный вариант

Есть еще третий способ, который подразумевает использование кормового шпринга, чтобы вытолкнуть нос судна. Он особенно эффективен при наличии приливного течения, направленного в носовую часть судна. Добавьте кранцев в корме и заведите с кормы скользящую петлю за утку, расположенную дальше в нос. Затем дайте задний ход внешним двигателем, пока судно не развернется на нужный угол, перейдите на нейтраль, освободите шпринг, подработайте еще немного внешним двигателем, чтобы еще отодвинуть корму, и покиньте причал на обоих моторах.

Кормовой шпринг эффективен, если на нос лодки действует течение

двигатель вышел из строя…

Возможно, когда-набудь (и уж точно во время экзамена!) настанет момент, когда один из двигателей двухмоторной яхты откажет и в этой ситуации придется швартоваться. Экзаменатор, скорее всего, разрешит не глушить второй мотор, чтобы использовать его, если что-то пойдет не так, но теперь вам предстоит узнать, насколько хорошо управляется на малых скоростях судно с одним двигателем. Смещение упора винта от диаметральной плоскости лодки сначала заставляет ее поворачивать только в одну сторону, но вы можете использовать инерцию и управлять рулями так, чтобы яхта поворачивала в нужном направлении. Здесь опять многое решает практика, но есть способы облегчить решение задачи. Если возможно, швартуйтесь бортом, где находится неисправный двигатель.

При одном исправном двигателе используйте носовой конец, ветер и течение

Также постарайтесь встать против ветра и течения — это даст больший контроль над судном. Входя с поворотом в узкий проход, маневр начинайте в сторону исправного двигателя. Если места уже не остается, можно отработать задним ходом, и тогда поток воды от винта будет вам на пользу.

По мере накопления опыта вы поймете, что можете справляться с судном даже в очень тесном пространстве. Ключевым моментом часто становится ветер, который всегда стремится снести легкий нос яхты и нарушить все ваши планы. В таком случае придется просто выбрать место попросторнее. В следующем выпуске — определение местоположения по карте.

Дата:

02.05.2012

Текст

Джон Мендеc

Фото

Лестер МакКарти

Следующая статья

Targa 32, брутальный и практичный. Тест обладателя титула Motor Boat of the Year-2012

Предыдущая статья

Marquis 500 SC: спорт-купе класса "А"

Новые материалы
Похожие статьи