Средства спасения: учимся думать

Школа MBY
Следующая статья

На далеких Мальдивах есть «Остров мечты»...

Предыдущая статья

Monaco Yacht Show 2021 в дайджесте новостей 19-25 сентября

Организаторы серьезных парусных регат всегда предъявляют участникам гонок высокие требования по безопасности. Никто не хочет повторения трагедии Fastnet Race 1979 года, стоившей жизни 19 яхтсменам, или Sydney to Hobart 1998, когда пришлось организовывать крупнейшую в истории Австралии спасательную операцию. Требования касаются не только обязательного на борту оборудования, но и квалификации участников регаты. В правилах подробно оговариваются опыт членов команд и необходимые сертификаты о прохождении специальных курсов: по выживанию в море, оказанию первой помощи, борьбе с огнем на борту.

Готовясь к участию, многие команды обучаются этому, чтобы получить или обновить свои сертификаты. К сожалению, пандемия все усложнила. В частности, были приостановлены самые востребованные курсы RYA Sea Survival. Тем временем вовсю идет подготовка к Rolex Fastnet Race 2021, старт которой назначен на 8 августа. Чтобы как-то компенсировать сложившуюся ситуацию, оргкомитет регаты — RORC (Royal Ocean Racing Club) совместно со звездой яхтинга Ди Каффари (на ее счету шесть круго-светных гонок нон-стоп в обоих направлениях!) и британской компанией Ocean Safety, которая последние 10 лет помогает RORC разрабатывать правила безопасности гонок, провел онлайн-вебинар по безопасности для участников регаты и всех желающих.

Ди Каффари

Гонщики нередко стараются обойти какие-то требования или выполнить их формально. Об этом знают все, в том числе и RORC, поэтому правила стараются разрабатывать так, чтобы команды могли тратить свое время на подготовку к гонке максимально эффективно. А если смотреть на безопасность как на инвестицию, то все ли готовы за это платить? Ведь покупая спасательное оборудование, мы в глубине души надеемся никогда его не использовать.

Мероприятие прошло почти с таким же аншлагом, что и онлайн-регистрация на Fastnet Race, когда все места на гонку разбирают мгновенно (в этом году из 400 участников первые 200 зарегистрировались за рекордные три минуты). Это неудивительно: безопасность в море волнует всех, хотя и не всегда это показывают открыто. Каждая яхта, заявившаяся на Fastnet Race или другие офшорные регаты, обязана пройти проверку, подтверждающую, что судно и его оборудование соответствуют требованиям безопасности.

Проверка оборудования

Проблемы с инспекцией RORC бывают практически всегда и почти у всех, зачастую потому, что кто-то просто не понял написанное в правилах, особенно если английский — не родной язык. Во время инспекции важна любая мелочь. По данным RORC, ошибки чаще всего касаются огнетушителей. Если правила говорят, что нужно иметь двухкилограммовые огнетушители, то их не заменит удвоенное число килограммовых. А вот с аварийными помпами ситуация именно такая: согласно новым правилам RORC, все они, стационарные или портативные, в сумме должны откачивать из корпуса не менее 200 л воды в минуту.

Rolex Fastnet Race 2021

В этом году одна из самых легендарных парусных гонок планеты, проходящая раз в два года, заметно изменится. Во-первых, маршрут: если прежде участники после старта на острове Уайт огибали скалу Фастнет и финишировали в Плимуте, проходя 600 миль, то теперь они будут финишировать во французском Шербуре, что удлиняет дистанцию примерно на 95 миль. Во-вторых, оргкомитет регаты внес очередные изменения в правила, одновременно пообещав более гибкий подход к квалификации и сертификатам участников, учитывая непрекращающиеся локдауны и сложности с прохождением курсов.

Главное правило подготовки к инспекции — не фантазировать насчет правил. Если в них сказано, что у каждого на борту должен быть персональный фонарь, — так тому и быть. То же касается аварийных буев. По данным Ocean Safety, каждый раз масса участников осознает, что буи обязательны, буквально перед самым началом гонки. И еще один нюанс: на всем спасательном снаряжении должно быть нанесено название лодки, чтобы не вводить в заблуждение береговую охрану и спасательные службы. При обнаружении такого объекта они должны понимать, идет ли речь о терпящем бедствие судне или предметы просто откуда-то смыло.

Ищем логику

Личным опытом в использовании спасательных средств могут похвастать, к счастью, не многие. Поэтому возможность получить экспертные советы привлекательна не только для гонщиков, но и для тех, кто ходит исключительно в круизном режиме, причем неважно на какой яхте — парусной или моторной. Мы не будем давать здесь очевидные рекомендации по использованию спасательного оборудования или приводить его перечень, тем более что требования для разных регат, лодок и ситуаций различаются. Гораздо важнее уметь «проецировать» полученные во время курсов знания на реальную ситуацию.

Алистер Хакетт, управляющий директор Ocean Safety

Ситуацию «человек за бортом» необходимо хорошо понимать с двух сторон. Что вы будете делать, оказавшись за бортом? Что вы будете делать, если за бортом -кто-то из экипажа? Важно, чтобы любой член команды осознавал, через что проходит упавший в воду человек, и мог представить себя в аналогичной ситуации. Только тогда процедура спасения будет адекватной. Все это нужно продумать заранее в спокойной обстановке, ведь в спешке размышлять будет некогда. Есть множество теорий и методов, как лучше вытаскивать из воды человека без сознания. В реальности задача часто состоит в том, чтобы просто поднять его на борт, неважно, в каком положении. Не тратьте драгоценное время, пытаясь достать пострадавшего идеальным способом, тащите за всё: руки, ноги, волосы, капюшон… В любом случае, на борту у вас будет больше возможностей держать ситуацию под контролем.

Действительно (и этому можно только порадоваться), спасательное оборудование годами катается на борту «без толку». Но здесь важно задать себе несколько вопросов. Кто помнит, как им пользоваться? Находится ли оно в правильном месте? Что и в каком случае применять? Проблемы обычно настигают не в солнечный день на спокойной воде: беда может прийти безлунной ночью или вместе со шквальным ветром. При этом события, как правило, развиваются стремительно, и многие далеко не сразу понимают, за что хвататься.

Спасательные жилеты

Это самая важная деталь спасательного снаряжения лодки. Каждый на борту должен не только иметь собственный спасательный жилет, но и заранее точно знать, где он лежит и как работает. Его нужно примерить и отрегулировать, чтобы в экстренной ситуации быстро надеть, а не разбираться, подходит он или нет.

В последние годы разработка жилетов сильно продвинулась: объемные пенопластовые «конструкции», в которых чувствуешь себя человекоподобным роботом, уходят в прошлое. Сейчас надувные жилеты стали легкими, комфортабельными и даже красивыми: люди покупают и носят их с удовольствием. Вопрос в том, выбирать жилеты автоматические или раскрываемые вручную? Все зависит от того, в какой ситуации вы рискуете оказаться; кроме того, лучше, если выбор будет командным решением.

Автоматические жилеты, конечно, удобнее, но если вы стоите на палубе и вас обдают потоки воды, ее может оказаться достаточно, чтобы жилет раскрылся самопроизвольно, причем в самый неожиданный момент. В этом случае нужно уметь перезарядить и заново упаковать жилет, а также иметь на борту запасные баллончики с газом. Если у команды разные марки спасательных жилетов, то и ассортимент запасных баллонов должен быть соответствующий. Кроме того, в гонке всегда следует держать запасной, готовый к работе жилет.

У жилетов, раскрывающихся вручную, есть свой минус: при падении за борт человек может потерять сознание, что не позволит ему дернуть за фал. Помимо этого, в воде, особенно ледяной, может развиться паника и шок, так что в большинстве случаев предпочтительнее все же автоматические.

Существуют жилеты со встроенными AIS- и DSC-маячками, но стоит помнить, что первые работают в радиусе всего четырех миль, а сигнал от вторых, как поясняет на собственном опыте Ди Каффари, можно потерять и через 2,5 мили. Как бы то ни было, в ситуации «человек за бортом» нужно как можно быстрее отметить координаты происшествия, чтобы использовать их в качестве отправной точки для поиска.

Спасательные круги

Спасательные круги-подковы обычно хорошо примотаны где-то на корме — чтобы случайно не смыло. Не то чтобы их не нужно как следует привязывать, но рекомендация иметь под рукой нож не случайна. Не верите? Попробуйте оперативно освободить круг, в то же время наблюдая за тем, насколько быстро яхта уходит от места падения человека. Может статься, что, когда круг окажется у вас в руках, бросать его уже будет некому.

Спасательный плот

Люди обычно предпочитают не думать об использовании плота, ведь если дошло до этого, то дело плохо. Но даже те, кто умеет обращаться с плотом, почти наверняка учились этому на тренировках в бассейне. В открытом море все происходит не так гладко, а потому имеет смысл познакомиться с этим элементом снаряжения поближе.

Найдите время проверить плот и вовремя отнести его в сервисный центр. «У нас были клиенты, которые купили два шестиместных плота, закрепили контейнеры с ними -где-то в корме и ходили на своей яхте по Средиземному морю, — рассказывает Алистер Хакетт из Ocean Safety. — Спустя три года они, как положено, принесли их в сервисный центр -где-то в Испании. Представьте себе, что в одном из контейнеров плота не оказалось вовсе! То есть люди три года понятия не имели, что на яхте лишь один плот на всех».

Но даже если ваш плот на месте, убедитесь, что в нем есть вода, аптечка, сигнальные ракеты (помните, как ими пользоваться?) и прочие необходимые вещи. Плот всегда должен быть доступен: не примотан намертво к палубе, не засунут в дальний рундук и не завален кранцами, концами и запчастями. Кроме того, не забывайте, что даже облегченные версии плотов все же прилично весят, и обращаться с ними непросто. Любой плот вместимостью более шести человек — это уже «упражнение» для двоих, но даже с маленьким плотом в одиночку управится не каждый, тем более когда нужно приводить его в действие окоченевшими пальцами. А что будет, если единственный, кто это умеет, уже за бортом?!

Тревожный чемоданчик

Открыть плот — целое мероприятие, залезть в него — тоже непросто, особенно с «тревожным чемоданчиком». Людям обычно нравятся объемные сумки, куда влезает много всего, но когда дело доходит до укладки, становится ясно, что хватит и небольшого герметичного мешка. Если речь не идет о пустынных удаленных акваториях, то нет смысла запасать провизию и воду на месяцы. Лучше позаботиться о важных медикаментах и таких необходимых вещах, как, например, запасные очки или компактные рыболовные снасти. Разумеется, «тревожный чемоданчик» должен храниться в легкодоступном месте, желательно недалеко от плотов.

Разные ситуации требуют разных методов спасения, которые стоит время от времени отрабатывать на тренировках. Но все же главное — это уметь предвидеть и снижать риски, сохранять холодный рассудок и решительно действовать, не позволяя панике взять верх.

Дата:

26.09.2021

Текст

Ольга Селезнева

Фото

Ocean Safety, envato.com

Следующая статья

На далеких Мальдивах есть «Остров мечты»...

Предыдущая статья

Monaco Yacht Show 2021 в дайджесте новостей 19-25 сентября

Новые материалы
Похожие статьи