Школа MBY: разворот и швартовка под одним мотором

Школа MBY
Следующая статья

Vаn Cleef & Arpels. Солнечные бусины

Предыдущая статья

Feadship: новая верфь у большой воды

Вот основные причины купить лодку с двумя двигателями. Первая — надежность: если один вышел из строя, другой позволит добраться домой. Вторая — маневренность: с двумя двигателями на малом ходу она выше. Но все это хорошо в теории. Да, до гавани добраться, конечно, можно, но, оказавшись у причала, вы сразу поймете, что все усложнилось. Так что имеет смысл разобраться, как ваша лодка будет вести себя под одним двигателем.

Для отработки нештатной ситуации целесообразно потренироваться заранее, желательно — в спокойный день и располагая достаточным пространством для маневра. Лучше всего сначала научиться разворачиваться под одним двигателем. Если получилось справиться с этим, вы на полпути к успеху.

Разворот под одним мотором

Одномоторных судов с хорошей маневренностью полно. У них перо руля установлено в диаметральной плоскости и одинаково хорошо работает на оба борта. У двухмоторных лодок двигатели, как и пара рулей меньшей площади, смещены к бортам, и если какой-то двигатель заглох, поворачивать в одном направлении будет куда легче, чем в другом.

Если перед вами достаточно места, чтобы развернуться, двигаясь только вперед, тогда, конечно, поворачивайте в том направлении, куда лодка стремится, — с работающим двигателем внешнего борта. Это также справедливо для транцевых колонок и подвесных моторов даже в стесненной акватории. А вот если лодка на валах, да и пространства для маневра маловато, лучше поворачивать наоборот — в сторону работающего двигателя.

На управление двухвальной лодкой с одним работающим двигателем влияют три динамических фактора: момент от смещения гребного винта (чем дальше он от диаметральной плоскости, тем заметнее эффект), дрейф (при вращении винта возникают нескомпенсированные поперечные силы) и рули (они более эффективны на прямом ходу из-за увеличения скорости набегающего потока от винта). Знание этих особенностей поможет вам действовать правильно.

Если заглох двигатель левого борта и вы поворачиваете налево (туда, куда лодка поворачивает легко и естественно), все эти три фактора (момент от смещения, дрейф и рули) работают на вас. Однако в ту минуту, когда пространство впереди заканчивается и вам нужно сдать назад, все это начинает работать уже против вас: винт смещен не в ту сторону, боковые силы толкают вас в обратном направлении, а рули вообще становятся бесполезными. В результате вы закончите маневр там же, где начали.

Поэтому лучше поворачивать направо, в сторону работающего двигателя, и использовать рули против двух других факторов. Когда вы движетесь вперед, положение винта и дрейф мешают, но с этим можно справиться, прибавив оборотов, чтобы усилить набегающий на рули поток воды.

Как только вы сумели повернуть на 50−60º, включите нейтраль. Влияние винта исчезнет, но поток воды продолжит набегать на рули, а значит, лодка будет продолжать поворачивать. Когда пространство по курсу закончится и вы станете сдавать назад, положение винта и дрейф снова начнут работать на вас. Даже не придется доворачивать рули: скорость не будет высокой, и они вам не помешают. Положение винта и дрейф естественным образом развернут корму, позволив докрутить оставшийся поворот на 180º, причем под полным контролем.

Швартовка под одним двигателем

Хорошо, когда при швартовке у вас достаточно пространства для маневра. Однако может случиться так, что свободное место невелико или у вас нет выбора, кроме как швартоваться на свое «штатное» место. Поэтому, как и в предыдущем случае, лучше отработать ситуацию заранее.

Чаще всего швартоваться проще бортом, противоположным работающему двигателю. К примеру, если работает правый двигатель, швартуйтесь левым бортом. Как всегда, внешние воздействия играют важную роль, и если ветер сдувает вас в направлении места швартовки, это может показаться самым простым вариантом. Однако помните: при одном работающем двигателе ваши возможности управления лодкой ограничены. Если вам не удалось вписаться с первого раза, то шансы на вторую попытку сильно уменьшаются. Поэтому вернее нацеливаться туда, где ветер будет «сдувать» лодку от причала: это позволяет лучше контролировать скорость при подходе.

Мы уже знаем, почему поворот лодки не туда, куда «толкает» вас работающий двигатель, а в противоположном направлении, дает больше шансов успешно совершить поворот. Сейчас тот же принцип позволит нам пришвартовать лодку куда эффективнее, чем если просто позволить ветру «сдуть» ее к месту швартовки.

Выбрав место, куда вы собираетесь встать, сначала расположите лодку в более или менее сбалансированном положении по отношению к ветру. При этом работающий двигатель должен быть дальше от причала. Это позволит совершить контролируемый подход, хотя может получиться и так, что для поддержания управляемости вам придется двигаться на более высокой скорости, чем при обычном режиме подхода. Если вы выбрали место для швартовки с отвальным ветром, чуть более высокая скорость уравновесится более острым углом подхода. Это означает, что если вы слегка неправильно оценили скорость, легкое движение рукоятки газа назад не только замедлит лодку, но и выровняет ее, поскольку работающий двигатель находится дальше от причала.

Тактика, проиллюстрированная фотографиями, хорошо работает для двухмоторных лодок с валами, подвесными двигателями и даже колонками IPS (с последними лодки управляются отлично даже на одном двигателе, хотя и требуют упреждающих действий и постоянного подруливания). Носовое и кормовое подруливающие устройства тоже упрощают задачу, но не слишком полагайтесь на них. Тренируйтесь пользоваться только двигателем и штурвалом: так вы много узнаете о том, насколько сбалансировано (или нет) ваше судно под воздействием ветра и органов управления для достижения наилучшего эффекта. Немного практики — и вы сумеете проделать это даже в одиночку.

Дата:

30.07.2019

Следующая статья

Vаn Cleef & Arpels. Солнечные бусины

Предыдущая статья

Feadship: новая верфь у большой воды

Новые материалы
Похожие статьи