Школа MBY: о навыках капитана

Школа MBY
Следующая статья

Моменты в море

Предыдущая статья

Приказано не перечить!

Управлять яхтой можно и с правами начального уровня RYA Day Skipper. Однако цель многих яхтсменов — звание RYA Yachtmaster. Продолжаем рассказ о подготовке к этому экзамену.

Лучший способ получить максимум удовольствия от яхты ― научиться правильно ею управлять. Пока все спокойно, проблем обычно нет, но мореплавание вообще и швартовка в частности имеют обыкновение преподносить неприятные сюрпризы в самый неподходящий момент. С точки зрения экзаменатора именно то, как вы справляетесь с внезапно возникшими обстоятельствами, как контролируете судно и экипаж, показывает, компетентный вы капитан или человек, просто вставший к штурвалу на пару миль.

Опыт

Прежде чем сдавать экзамен уровня Yachtmaster, необходимо провести определенное время в море. Однако пройденные мили сами по себе еще не означают, что вы готовы к этому испытанию, поскольку важно еще и качество. Можно набрать 2500 миль, совершив единственный переход, например из Англии на Канарские острова. Если вы выступали в роли капитана или честно стояли на вахте, пройденные мили будут засчитаны. Теоретически после одного длинного перехода вас уже могут допустить к экзамену. Впрочем, испытание вы, скорее всего, провалите, поскольку не накопили достаточного опыта. Даже у человека, который не совершал длительных переходов, но много раз управлял лодкой в прибрежных водах, значительно больше шансов на положительный исход. Поскольку каждый выход в море не похож на предыдущий, со временем накапливается обширный опыт, который дают заходы в незнакомые порты, управление судном в условиях оживленного движения и тысячи других мелочей, влияющих на принятие решений в море.

Минимальное время в море, необходимое для допуска к экзамену RYA Yachtmaster

Вам понадобится подтвердить 50 дней и 2500 миль в море, включая минимум пять переходов протяженностью более 60 миль. По крайней мере на двух таких отрезках вы должны выступать в роли капитана и совершить минимум два ночных перехода. Вы должны исполнять роль капитана в течение пяти дней. Не менее половины требуемого расстояния вы должны пройти в водах с приливно-отливными течениями. Засчитывается время в море, которое вы зарегистрировали в своем лог-буке в течение предыдущих десяти лет до экзамена.

Тяжелая доля

Процесс управления яхтой можно разбить на несколько составляющих.

 Знание судна: капитан должен досконально знать и «понимать» лодку, которой управляет.

 Мастерство рулевого: умение маневрировать в марине и контролировать лодку в стесненных условиях.

• Кораблевождение: знание навигации и особенностей захода и выхода из конкретного порта.

• Планирование: способность контролировать все происходящее на борту и организовывать действия команды в открытом море. Сюда входит много задач — от наблюдения за движением других судов до составления графика вахт и приготовления пищи на борту. Многие яхтсмены признаются, что для них это самая трудная часть капитанской работы. Обычно они слишком заняты на посту управления, чтобы заранее обдумывать все нюансы. Однако планирование ― залог любого удачного путешествия.

Список предварительной проверки

Прежде чем выйти в море, жизненно важно понять, в каком состоянии находится судно. И сделать это надо до того, как будут отданы швартовы. Мы рекомендуем следующий список вещей, которые желательно проверять.

Пост управления

Убедитесь, что все приборы и органы управления, которыми вы будете пользоваться, находятся в рабочем состоянии. Попробуйте завести, а затем заглушить двигатели, прогрейте их перед отходом, если требуется. Убедитесь, что у вас есть ключи от поста управления на флайбридже.

Приводы, рукоятки управления и подруливающие устройства

Дайте на короткое время передний и задний ход, чтобы проверить работоспособность редукторов. Подвигайте рукоятки, чтобы оценить их чувствительность при повышении и снижении оборотов. Опробуйте подруливающие устройства, прежде чем покинуть место стоянки. В яхтенной практике полно случаев, когда люди отходят от причальной стенки и через минуту понимают, что судно оказалось посреди марины без управления!

Работа винтов

На судне с одним двигателем необходимо выяснить, в какую сторону поток от вращающегося винта толкает корму, и постараться это использовать. Легче всего определить направление струи, когда лодка пришвартована: дайте задний ход и посмотрите, с какой стороны от кормы выходит поток. На яхте с двумя двигателями винты работают в противоположных направлениях, поэтому эффект этот отсутствует. Однако будьте внимательны ― иногда можно встретить старую двухмоторную яхту с винтами одинакового направления вращения.

Парусность

Ветер играет огромную роль в управлении не только парусной, но и моторной лодкой. Следует понять направление и силу ветра, прежде чем отдавать швартовы, и следить за поведением судна во время маневрирования. Внезапные порывы и вихревые потоки вокруг других судов или зданий легко могут подловить беспечного капитана. Любые чехлы и бимини-тенты у вас на борту способны только ухудшить ситуацию, поскольку создают дополнительную парусность.

Скорость

На большинстве моторных яхт, особенно с двумя двигателями, в марине следует передвигаться практически на холостом ходу, используя инерцию. Скорость исполнения любого маневра легко может обернуться избыточным импульсом и инерцией. Старайтесь маневрировать на минимальной скорости, на которой судно управляется. Это даст вам больше времени на обдумывание и реакцию. Помните, здесь за скорость призы не дают. Нейтраль ― полезный инструмент, не забывайте им пользоваться.

Течения и приливы

Если вы находитесь в местности с приливно-отливными течениями, нужно знать график приливов и отливов и постараться извлечь выгоду из ситуации. Любые маневры против течения обычно должны выполняться медленнее и с большим контролем.

Планирование

Прежде чем обдумывать какой-либо маневр, нужно понять, что именно вы хотите сделать и как собираетесь этого добиться. Для удобства можно записать или зарисовать схему действий, а затем следует продумать, что может пойти не так и как исправлять ситуацию. В некоторых случаях лучше пришвартоваться к соседней яхте, правильно расположив кранцы, чем испытывать судьбу у качающегося в ветреную погоду понтона.

Якорь

Это один из тех важных элементов безопасности, про который часто забывают, отходя от причала. Но случись вам оказаться где-то в незнакомом месте с заглохшими двигателями, якорь становится жизненно важным, поэтому необходимо знать, как его быстро и правильно отдать.

Проверьте, готова ли к работе якорная лебедка или сначала нужно снять ее со стопора? Есть ли возможность свободно вытравить цепь вручную в аварийной ситуации? Присутствует ли предохранительный строп и нужна ли вам чья-то помощь, чтобы освободить его? Свободно ли выходит якорная цепь или ее заедает из-за нечастого использования? Промаркирована ли цепь, чтобы было видно, сколько метров вы уже вытравили? Тщательно проверьте все эти вещи, чтобы вы могли положиться на якорь в любой чрезвычайной ситуации.

Команда

Это стихия, с которой сражаются многие капитаны. Команда нуждается в доходчивом инструктаже относительно планов и роли в них каждого человека. Необходимо объяснить, где находятся кранцы и веревки, что с ними делать и, особенно, какой конец заводить первым. Просчитайте, что может пойти не так, и по возможности вывесьте кранцы с обоих бортов, особенно если есть риск притереться к другой лодке. Если у вас достаточно людей, неплохо назначить отдельного человека постоянно следить за кранцами. Как правило, стоит провести хороший инструктаж ― и швартовка пройдет спокойно и без крика. Очень хорошо здесь помогают визуальные сигналы, поэтому не забудьте их заранее продемонстрировать (см. в предыдущем номере журнала). Когда экипаж их освоит, то общение станет простым и недвусмысленным, что особенно важно при швартовке большой яхты в плохую погоду.

Командование вне гавани

После того как вы отошли от причала, но еще не вышли на открытую воду, необходимо уложить концы и кранцы на свои места. Нужно убедиться (если это не было сделано заранее), что все иллюминаторы и люки закрыты, а на палубе нет лишних и незакрепленных вещей. Особенного внимания в этом смысле требует камбуз: если у вас на борту газовая плита, перед выходом перекройте подачу газа.

Сергей Шадрин, RYA/MCA Yachtmaster

Еще во времена обучения в советской яхтенной школе преподаватели говорили: «Капитан должен быть на шаг ближе к опасности». И это правильно. Перед каждым выходом в море он обязан проверить готовность судна (мы говорим о яхтах длиной до 80 футов, владельцы которых зачастую сами стоят у штурвала). Я обычно делаю для себя «шпаргалку», check-list. Очень удобно — сводятся к минимуму ошибки по забывчивости. Даже на своей лодке, которую знаешь хорошо и на которой выходил только вчера, нужно обязательно проверять двигатель или двигатели, вспомогательные системы и оборудование, системы жизнеобеспечения, уровень топлива и пресной воды, подруливающие устройства, заряд батарей, снабжение яхты… Современные моторные яхты напичканы электроникой — вся информация выводится на дисплеи, но все же визуальный осмотр проводить надо в обязательном порядке. Также рекомендую иметь «шпаргалку» по местонахождению аварийно-спасательного оборудования (огнетушители, спасжилеты и плоты, ремкомплект двигателя и генератора, инструменты и т. д.) — в непредвиденных ситуациях времени на поиски не будет. Особо хочу отметить проверку системы управления двигателями: перед выходом рекомендую иногда проверять работу ручек управления «ход-реверс». Современные двигатели имеют электронные системы управления micro commander и гидропривод на включение режимов «ход» и «реверс». Гидроклапаны на редукторе, особенно если яхта долго стояла без движения, иногда залипают и не выполняют команду или не идут в нейтральное положение, что чревато аварией при маневрировании. На своей яхте обычно знаешь все, но если вы сдаете экзамен на чужой лодке, перед отходом рекомендую «поиграть» ручками управления, привыкнуть, заметить особенности. Это можно сделать в марине, оставаясь на швартовах, только на малых оборотах и кратковременно. Исходя из своего опыта скажу: лучше предотвратить проблему в порту, чем заниматься ею в море. И в любом случае надо всегда руководствоваться «хорошей морской практикой».

Управление судном там, где нужна проводка (вход и выход из порта), требует предварительной подготовки. У некоторых людей есть врожденная способность, мельком взглянув на карту, сразу представить маршрут, запомнить все детали и взять правильный курс. Однако большинству из нас все же требуется что-то записать, а некоторые предпочитают иметь на бумаге подробный план даже для самых простых ситуаций. Тут нет правильного или неправильного ответа, так как в каждом случае вы должны быть готовы к любой неожиданности.

Вам необходимо знать, как без проблем выйти по крайней мере из того порта, который был выбран отправной точкой экзамена. Но будьте готовы, экзаменатор может намеренно попросить вас вывести судно из незнакомого места. В связи с этим будет полезно заранее приготовить планы выхода из всех близлежащих марин и портов. Если вы неплохо знаете окрестности и не видите необходимости в такой подготовке, проблем нет, однако учтите, что экзаменаторы любят задавать каверзные вопросы, чтобы выяснить степень вашего понимания ситуации.

Электроника или бумага?

Здесь выбор остается за вами. Большинство инструкторов захотят посмотреть, как вы справляетесь с установленными на борту навигационными приборами, но вместе с тем проверят ваше знание традиционных способов прокладки курса. Это необходимо для того, чтобы в случае отказа электроники вы смогли без проблем продолжить плавание. Помните, что если вы решите ориентироваться только по картплоттеру, то экзаменатор в какой-то момент непременно
его выключит. То же самое относится и к радару: если он присутствует на судне, то вы должны знать, как его эффективно использовать.

Собираясь сдавать экзамен уровня Yachtmaster, вы должны уметь читать лоции и необходимые справочники так, чтобы находить всю нужную информацию в течение десяти минут. Если это занимает у вас больше времени, чем путь до места назначения, значит, тут что-то не так!

Управление судном в море

Когда вы вышли из порта, ваша задача сводится к тому, чтобы всегда быть начеку и регулярно проверять свое местоположение при помощи электроники или бумажной карты, а лучше обоими способами. Инструктор предполагает, что вы в любой момент должны быть готовы ткнуть пальцем в точку на карте, где сейчас находится судно. Если частью экзамена является продолжительный переход, не забывайте отмечать координаты точек на маршруте, записывать курс и метеопрогноз. Делаете вы это в журнале или непосредственно на карте, зависит от вас.

Однако не советуем слишком расслабляться. В моменты затишья в рубке экзаменатор непременно решит проверить ваши знания по другим вопросам. Особенно важны Международные правила предупреждения столкновения судов (МППСС), поэтому рекомендуем изучить их от корки до корки, включая звуковые сигналы и особенно комбинации бортовых огней. Также уделите повышенное внимание правилам управления судном в условиях ограниченной видимости и уясните, как они применимы к вашей лодке.

Заключительное слово

Работа капитана — это далеко не только управление лодкой. Главное — постоянный контроль ситуации. Давайте поручения другим членам экипажа, не стойте все время сами за штурвалом. Хороший капитан редко перенапрягается у руля, но при этом полностью контролирует судно. Продолжение следует

Дата:

12.12.2013

Текст

Джон Мендеc

Фото

Лестер МакКарти

Следующая статья

Моменты в море

Предыдущая статья

Приказано не перечить!

Новые материалы
Похожие статьи