Selene 60. На любой вкус

Обзоры и тесты
Следующая статья

Проект Nobiskrug 793: рождение «Черной акулы»

Предыдущая статья

Как избавиться от неприятных запахов на яхте? Советы экспертов

Такое обозначение яхты-траулера не позволяет достоверно идентифицировать судно. Важно знать, что написано дальше: Classic Explorer (Trawler), Ocean Explorer (Expedition) или Ocean Clipper. Во многом это три разные лодки.

Компания Jet-Tern Marine (Тайвань), известная своими траулерными яхтами, в 2006 году начала выпускать модель Selene 60 Classic Explorer. В 2013 году у нее появилась модификация Ocean Explorer, или Expedition, а в 2017 году — вариация Ocean Clipper. Что послужило поводом для таких новаций?

Классика. Новое прочтение

Архитектурные формы траулерных яхт, уже считающиеся классическими и включающие такие элементы, как высокий борт в носовой части, поднятую над уровнем салона ходовую рубку (нередко с обратным наклоном лобового стекла), португальский мостик на фордеке и пр., также подвержены моде. Поэтому, стремясь оставаться в тренде, дизайнеры верфи Jet-Tern Marine в сотрудничестве с известным голландским яхтенным проектировщиком Гвидо де Грутом и группой международных консультантов взялись за разработку современного взгляда на «дальнобойные» траулерные яхты с опорой на производственный опыт и репутацию верфи. И если Selene 60 Classic Explorer демонстрирует устоявшийся облик таких яхт, свойственный большинству моделей бренда Selene и не только, то Selene 60 Expedition — это существенный шаг в направлении развития темы.

Внешний дизайн этой яхты, самой маленькой в линейке Selene Ocean Explorer, более современный за счет плавных линий и остекления надстройки, выполнен в общей стилистике с остальными траулерами линейки. При этом ее по-прежнему отличают высокий борт и, соответственно, высокая палуба, благодаря чему удалось выдержать требуемую высоту в каютах и моторном отсеке.

Досье Ocean Explorer (Expedition)

Длина:
19,84м

Ширина:
5,44м

Осадка:
1,78м

Высота над ВЛ:
5,96м

Водоизмещение:
57,5т

Балласт:
1200кг

Запас топлива:
6800/7570л

Запас воды:
1890л

Двигатели:
425–660л.с.

Генератор:
20кВт

Проект предусматривает три варианта компоновки главной палубы: Full Wide Body (без бортовых проходов), Port Side Wide Body (проход по правому борту) и Two Side Decks (два крытых сверху бортовых прохода). Есть кокпит с диваном и столом, флайбридж с постом управления, большим диваном, встроенным ветбаром с грилем, холодильником и мойкой, а также свободной зоной в корме для динги с подъемным краном (хардтоп над флайбриджем — опция).

Внутри обустроен большой салон с динеттой и камбузом, откуда есть проход в ходовую рубку, где, помимо поста управления, предусмотрен диван для пассажиров, желающих присоединиться к капитану во время переходов. Поскольку все яхты Selene относятся к категории semi custom, интерьер может быть любым: классическим и более модерновым — на вкус заказчика.

Внизу — две или три отличные пассажирские каюты плюс два или три гальюна с душем. Хотя с яхтой вполне может управиться сам владелец с семьей, возможна и капитанская каюта в корме. Такая длина судна позволила даже выделить подсобное помещение между каютой владельца и моторным отсеком для хранения необходимого оборудования, морозильной камеры и стиральной/сушильной машины. Этот отсек также является дополнительной шумоизоляцией для мастер-каюты. Такое помещение — весомый бонус для тех, кто не только грезит возможностью совершить на яхте переход через Атлантику, но и реально планирует серьезные путешествия.

Досье Ocean Clipper

Длина:
19,18м

Ширина:
5,38м

Осадка:
1,39м

Водоизмещение:
45,0т

Запас топлива:
3400л

Запас воды:
1130л

Двигатели:
1000–1430л.с

Генератор:
12кВт

А далее на Jet-Tern Marine обратили внимание на довольно многочисленную группу людей, интересующихся траулерными яхтами, но считающих скорость большинства проектов 10−12 узлов недостаточной при их модели использования яхты. Для привлечения таких потенциальных заказчиков в ряды сторонников бренда и была спроектирована модель Selene 60 Ocean Clipper. Все сказанное выше можно отнести и к этому проекту, за исключением компоновки главной палубы: предусмотрен только вариант Two Side Decks с двумя проходами вдоль бортов. Интересно, что я видел проектные материалы Selene 60 Ocean Clipper с классической (прежней) архитектурой и в версии Гвидо де Грута. А про различия ходовых характеристик этих лодок разговор дальше.

Далеко или быстро?

Для траулерной яхты такой вопрос можно считать ключевым, поскольку эти две характеристики являются взаимоисключающими. Значительной дальностью плавания отличаются яхты с водоизмещающим режимом движения, для которого преобладает волновое сопротивление; на них устанавливают один или два двигателя небольшой мощности и есть место для солидного запаса топлива.

К такому типу относится Selene 60 Expedition, где допустимы разные варианты моторной установки, в частности один дизельный John Deere 6125AFM (526 л.с.), два John Deere 6068SFM50 по 267 л. с., один или два Cummins QSB5.9 (305 л.с.), а также Cummins QSL9 (330 л.с.). Обводы — круглоскулые, с относительно плоским участком в корме. У одномоторной версии мощный фальшкиль со «шпорой» и балансирный руль с нижней опорой; у двухмоторной фальшкиль покороче, гребные валы на кронштейнах, а руль балансирный подвесной.

Моторный отсек: довольно просторное помещение позволяет свободно обслуживать все агрегаты и системы

Поскольку для такого режима движения одной из главных характеристик, влияющих на ходовые качества, скорее является длина корпуса, чем водоизмещение, для повышения остойчивости киль забалластирован, а для снижения волнового сопротивления предусмотрен носовой бульб. В итоге скорость c одним Cummins QSL9 достигает 12 узлов, а на экономическом режиме 8 узлов (1200 об/мин) дальность плавания составляет не менее 2500 миль. По данным другого теста, не столь мощный John Deere 6090SFM (425 л.с.) дает скорость 11,4 узла, зато запас хода на тех же 8 узлах возрастает до 3400 миль (1300 об/мин).

Для проекта Selene 60 Ocean Clipper в качестве одного из ключевых критериев взяли скорость порядка 20 узлов. Для такой скорости и водоизмещения 45 т относительная скорость Fr∆ = 1,7 означает переходный режим движения, когда на корпус, помимо архимедовых (статических) сил, начинают действовать силы динамического поддержания. Это потребовало изменения обводов корпуса и фальшкиля, отказа от носового бульба, других двигателей. На Selene 60 Ocean Clipper устанавливают два Cummins QSC8.3 по 500 л. с. или Cummins QSM11 (2×715 л.с.). По данным верфи, с последними скорость яхты достигает 19,5 узла, а дальность плавания в крейсерском режиме (8 узлов) — около 1000 миль. Также следует помнить, что двигатели тихоходных яхт обычно имеют более высокие надежность, моторесурс и время непрерывной работы.

Selene 60: возможны варианты

Так появились две версии модели Selene 60: Expedition и Clipper, — ориентированные на любителей траулерных яхт, обладающие надежной, проверенной временем конструкцией, достаточной мореходностью, остойчивостью, умеренной осадкой, позволяющей использовать их на внутренних акваториях, по уровню отделки помещений и в целом комфорта на борту не уступающие продукции ведущих европейских верфей. А в отношении преимуществ стеклопластика и современных технологий его применения в судостроении сказано уже немало.

Осталось выяснить, какой из рассмотренных вариантов все же предпочтительней: «новая классика», позволяющая ходить долго и далеко, не особенно беспокоясь о заправках по маршруту, или сравнительно быстроходный, когда есть возможность обогнать «соперника» на параллельных курсах либо по-быстрому уйти в порт-убежище при угрозе надвигающегося шторма. Выбирать вам: главное — понимать, что именно требуется.

Сравнение версий Selene 60

Ocean Explorer (Expedition) Ocean Clipper
Длина, м 19,84 19,18
Ширина, м 5,44 5,38
Осадка, м 1,78 1,39
Высота над ВЛ, м 5,96 *
Водоизмещение, т 57,5 45,0
Балласт, кг 1200 -
Запас топлива, л 6800/7570 3400
Запас воды, л 1890 1130
двигатели, л.с. 425−660 1000−1430
генератор, кВт 20 12

Дата:

17.05.2019

Текст

Михаил Романов

Фото

Jet-Tern Marine

Следующая статья

Проект Nobiskrug 793: рождение «Черной акулы»

Предыдущая статья

Как избавиться от неприятных запахов на яхте? Советы экспертов

Новые материалы
Похожие статьи