Рефит суперяхты. О ценности хорошего плана

Следующая статья

Яхта под присмотром

Предыдущая статья

Свет нового дня

В конце ноября впервые в цифровом формате, что неудивительно для минувшего года, прошел очередной форум YARE (Yacht Refit & Aftersales Experience). Это важная B2C-конференция, где встречаются капитаны, брокеры, представители верфей, производители оборудования и разнообразной яхтенной продукции, чтобы обсудить насущные вопросы — от законодательных и экологических норм до кибербезопасности, чартера и, конечно, рефита.

Важность рефита сложно переоценить: рано или поздно он потребуется любой яхте, а значит, каждый владелец и капитан, планируя это долгое и дорогостоящее мероприятие, должен знать, с чем придется столкнуться. Собственно, семинар по рефиту так и назывался: «Ценность хорошего плана. Как сохранить время, деньги и не разочароваться».

О том, что в рефите критически важно планирование, мы писали уже не раз, хотя повторить эту простую истину совсем не вредно. Понятно и то, что события могут пойти не по плану, особенно если в нем не учтены какие-то неочевидные вещи. Возможен и обратный вариант: план сработает куда лучше, если использовать скрытые резервы. К тому же взгляды на план рефита у его участников могут сильно различаться. Как же составлять этот план и на что обращать внимание?

Где проводить рефит?

Тема масштабного рефита особенно актуальна для супер-яхт. Например, если яхта занята в чартере, она просто обязана выглядеть безупречно, чтобы не сдавать позиции на чартерном рынке и возвращать инвестиции владельцу. Лодки также зачастую уходят на рефит почти сразу после смены хозяина. Поэтому график рефита, технического и эстетического, запланирован в жизненном цикле суперяхты чуть ли не с момента постройки.

Большинство европейских верфей, работающих в этом бизнесе, расположены на Средиземном море — поближе к «местам обитания» яхт. При этом ключевые производители, которые активно зазывают на рефит свои лодки, находятся в Германии и Голландии. Какие выгоды они сулят владельцам и капитанам яхт, чтобы убедить их отправиться за рефитом на север Европы?

Альберто Перроне, директор по продажам, яхтенному сервису и рефиту Lürssen Yachts

Я смотрю на всех нас, «рефитчиков», как на врачей. В этом смысле Lürssen — хороший доктор, способный провести серьезное вмешательство, более комплексное и требующее специальных навыков. К сожалению, мы далеко от Средиземноморья, в Германии, но так уж вышло, что здесь глубокие традиции судостроения и огромная сеть субподрядчиков. Я бы не стал утверждать, что мы предлагаем больше, чем другие, но мы определенно «врачи» для особенных операций и в плане комплексного подхода даже немного впереди остальных.

Рефитное подразделение или специальная верфь?

Большинство верфей, где строят яхты, занимаются и рефитом: направление получило заметное развитие после 2008 года, когда многие обратили внимание на этот сектор. Наряду с ними есть верфи, которые специализируются исключительно на ремонте. Чем различаются их услуги и набор возможностей?

Танги Дюкро, коммерческий директор Monaco Marine

Фактически разница в том, что мы занимаемся яхтами разных брендов. Поэтому Monaco Marine нейтральна, не отдает предпочтения каким-то именам и старается адаптироваться к любому проекту. У нас более гибкая политика, и, как правило, мы поддерживаем связь с верфями, которые эти яхты строили. Мы вместе ищем правильные решения для клиента и порой следуем их указаниям, ведь они знают судно лучше нас. Правда, случается, что отношения с производителем не самые лучшие, и тогда верфь не хочет делиться информацией. Этот фактор тоже стоит учитывать, планируя рефит на специализированной верфи.

Мирко Марани, технический менеджер Lusben Refit & Repair

У Lusben, которая входит в Azimut-Benetti Group, три производственные площадки: в Ливорно, Виареджио и Варацце. Все они предоставляют разные виды сервиса и ориентированы на яхты определенной длины. Кроме того, у нас серьезное логистическое преимущество: на всех площадках марина находится рядом с верфью — это важный аспект для рефита, плюс можно гибко сочетать возможности всех площадок.

Зачем нужен менеджмент яхт?

Кто составляет план рефита и следит за его исполнением? Нередко сам капитан, но чаще, особенно в случае крупных яхт, непосредственное участие в планировании и надзоре за рефитом принимает управляющая компания.

Марко Росси, директор компании Hill Robinson

У нас около 200 сотрудников: технические и проектные менеджеры, конструкторы, судостроители, сюрвейеры, бывшие капитаны и механики. Когда вы имеете дело с недвижимостью, вам говорят: «Место, место и еще раз место». В случае с верфью это «переговоры, переговоры и еще раз переговоры» — все должно быть вовремя и в рамках бюджета. Готовиться к рефиту нужно заранее, как это принято в коммерческой морской индустрии. Процесс начинают не за три месяца, а гораздо раньше, причем приходят на верфь уже со всеми расчетами.

Роль капитана и команды

Даже при наличии управляющей компании капитаны всегда вовлечены в рефит, ибо никто не знает яхту лучше, чем они. Однако зачастую у капитана просто нет возможности для качественного планирования: даже простое сравнение потенциала верфей занимает массу времени…

Пьерлуиджи Ипполити, капитан яхты Nafisa

В отличие от регулярного обслуживания яхты и даже более серьезных работ: окраски корпуса или глубокой технической инспекции (сюрвея), — планирование масштабного рефита чрезвычайно важно. Я капитан 50-метровой яхты, и для такого судна план рефита обычно составляет управляющая компания. Так что первая задача — присоединиться к команде менеджмента и постараться понять объем работ, прикинуть план и начать сравнение возможностей и репутации верфей — они могут быть очень разными. Иногда даже сложно определить, каким образом сравнивать, ведь это не только вопрос местонахождения верфи. Главное — как там подходят к работе, какое внимание уделяют каждой детали и процессу в целом. У одних перекраска яхты займет три месяца, у других — девять, но и результат может быть абсолютно разным. Правда, это очень сложно — предпочесть одной верфи другую: большинство из них обеспечивают хорошие результаты. Так что капитану вместе с командой менеджмента надо постараться подвести владельца к правильному решению.

Нужно заранее все понять, съездить на верфь, и если она далеко от постоянного места базирования яхты, возможно, спланировать переходы так, чтобы быть ближе. В равной мере владелец должен понимать весь процесс; решение перекрасить яхту принимается заранее, а не внезапно по окончании сезона, когда слишком поздно. И, конечно, в рефите важна работа всей команды яхты: требуется компетентность в каждой области. Я знаю немало, поскольку пришел с небольших яхт, где все делаешь сам: ты и капитан, и инженер, и стюард, а порой еще и кок… Но это не означает, что я знаю всё…

Альберто Перроне, директор по продажам, яхтенному сервису и рефиту Lürssen

Баланс между капитанами и управляющими компаниями — вопрос деликатный. Нередко капитан настолько загружен, что у него просто нет возможности заниматься долгосрочным планированием. В этом случае мы рады, когда подключается яхтенный менеджмент со своими экспертами. При большом объеме разнообразных работ действительно нужна управляющая компания, чтобы обозначить перспективы и задать максимально точные вопросы. Верфи требуется полная ясность в отношении того, что она должна «подать на стол». Образно говоря, вам могут подать две пиццы «Маргарита», не уточнив, что в одной есть оливки. И в этом смысле возможности капитана и управляющей компании очень сложно сравнивать.

Впечатляющие производственные мощности верфи Lürssen в Гамбурге

Менеджмент ожиданий

Верфи нередко критикуют капитанов за то, что те не закладывают достаточно времени на работы и в целом не планируют рефит заранее. В «горячее» время это приводит к борьбе за доступные слоты и вынуждает верфи работать в авральном режиме. Капитаны упрекают верфи за непрозрачность в описании работ и неконкретность коммерческих предложений. Управляющая компания имеет свой взгляд на эти вопросы, а владельцам, которые оплачивают счета, зачастую на борту важнее эстетическая, а не техническая сторона дела…

Марко Росси, директор компании Hill Robinson

Бывают ситуации, когда капитаны приезжают на верфь, не продумав перечень работ. Помимо планирования, важно, чтобы в команде менеджеров управляющей компании были люди, умеющие спорить с капитаном. Еще одна их ключевая задача — объяснять владельцу порядок работ. Тот, как мы знаем, думает о деньгах, и это важно. Однако не менее важны правильная сертификация и хорошая команда. Часто владельцы на первое место ставят не безопасность или ключевые работы, а эстетику: новый диван, бассейн побольше… Все это хорошо, но нужно уметь расставлять приоритеты. Вы увеличили «пляжную» зону, а люди там спотыкаются на ступенях…

Пьерлуиджи Ипполити, капитан яхты Nafisa

Мы только что закончили масштабный рефит, и я многое знаю из собственного опыта. Но в следующий раз я подготовлюсь еще лучше, и появятся специфические запросы для некоторых видов работ. Вы приходите на верфь не просто с просьбой перекрасить лодку: вам надо, чтобы ее перекрасили нужным образом и в требуемые сроки. Иногда вы думаете, что ваш запрос уже включает определенные вещи, но потом узнаете, что «это» не входит, а «то» не обсудили. Например, в перечне работ есть сервисное обслуживание якорной лебедки, и выясняется, что для верфи это означает замену масла, а вы ожидали сервис деталей. Я согласен с тем, что доверие необходимо, но его нужно заслужить: все работы следует четко прописывать. Тут сравнили верфь с врачом, но когда я прихожу к врачу из-за проблем со здоровьем, он говорит мне, что следует делать. А верфи порой спрашивают, чего хотим мы. То бишь, кто здесь врач: вы или я? Иногда все просто, но бывает, что нужен совет.

Танги Дюкро, коммерческий директор Monaco Marine

Клиентам и капитанам важно и самим понимать, что нужно сделать: объяснять им это не входит в задачи верфи. Решает всегда владелец яхты, команда формирует его пожелания и сообщает нам. Иногда списки работ очень точны — нет вопросов, все ясно. А бывает, мы получаем табличку в Excel с минимумом информации, и нам особенно нечего ответить: мы не знаем нюансов, особенно если не видели лодку. И еще одна проблема… Иногда капитаны и команда просто не понимают, сколько времени и людей нужно для подготовки абсолютно точного коммерческого предложения. Это не так просто, особенно сейчас.

Технические сюрпризы

Что делать, если перечень работ выходит за пределы бюджета и временные рамки, когда в процессе рефита обнаруживаются новые проблемы? Как спрогнозировать сюрпризы или попытаться их избежать?

Альберто Перроне, директор по продажам, яхтенному сервису и рефиту Lürssen

Эта большая опасность присутствует всегда. Чем крупнее и старше яхта, тем выше риск. Не хочу быть скучным, но главное — знание лодки, которое есть у людей, работающих на борту. Единственный вариант, как снизить риск до минимума, — фиксировать все неисправности. И, как в любых отношениях, важно быть готовым к сюрпризам, а не просто надеяться, что их не возникнет. Возможно, чего-то не увидел капитан, или поменялся бортинженер, или менеджмент что-то упустил… Так или иначе, все следует обрабатывать в прозрачном режиме, все проблемы и предложения выкладывать на стол. А если кто-то знает волшебную формулу, как полностью избежать таких сюрпризов, держите ее при себе: вы будете единственным, кто сделал такое открытие.

Марко Росси, директор компании Hill Robinson

Когда вы обнаруживаете «слона в комнате», важно действовать сообща: с капитаном, командой, верфью, — чтобы выяснить, что произошло и почему. Если вы приходите к сюрвейеру классификационного общества или регистра, а тот находит нечто, что ему не нравится, вы, конечно, можете возразить: «Другой сюрвейер сказал, что все в порядке». Но это, к сожалению, не поможет, и работы придется проводить в любом случае. То же самое, когда что-то вышло из строя или вы этого ожидаете — в конце концов, все равно придется исправлять. И если капитан, менеджмент, верфь не скрывают проблему от владельца и объясняют ему техническую сторону, все пройдет гораздо проще.

Золотые советы

Танги Дюкро, коммерческий директор Monaco Marine

Лучший совет, который я могу дать владельцу, — при сравнении верфей принимать во внимание риски. Верфи в индустрии рефита делятся на два сегмента: с полным проектным менеджментом и те, что работают с подрядчиками (contractors friendly), где проектного менеджера у вас не будет — вы организуете работы сами. Такие верфи пытаются сравнивать, но это бессмысленно: в большинстве случаев на подрядной верфи вы подписываете контракт с компанией на сумму, в 5−10 раз превышающую ее активы, а это большой риск. Если что-то пойдет не так, вы можете не добиться возмещения. А верфь с проектным менеджментом — большая структура, где вы получаете гарантии финансовой стабильности.

Альберто Перроне, директор по продажам, яхтенному сервису и рефиту Lürssen

Выбирайте верфь, у которой есть веские аргументы, но готовьтесь к худшему. Знаю — звучит ужасно, но это всегда правильно, поскольку ставки высоки, а период рефита долгий, особенно в нашем случае: мы имеем дело с очень крупными яхтами и большими объемами работ. Также выбирайте финансово стабильную верфь, где между людьми сложились хорошие отношения. Это позволяет конструктивно преодолевать сложности.

Пора на рефит?

Из-за существующих сейчас ограничений на путешествия многие владельцы не могут использовать свои яхты. Были прогнозы, что немало людей захотят потратить «время ковида» как раз на рефит. А как обстоят дела в реальности?

Танги Дюкро, коммерческий директор Monaco Marine

Думаю, рефит страдает. По одной простой причине: многие не готовы затеять многомесячный проект, когда нет даже понимания, как провести Рождество. Нестабильность и неуверенность побуждают откладывать решения. Конечно, интерес к рефиту на рынке есть, но для многих он сейчас не в приоритете. Хорошая новость состоит в том, что лодки продаются. Это означает, что в ближайшие годы у владельцев возникнет желание или необходимость провести рефит. Я считаю, что лучшее время для этого — через 2−3 года после покупки. Тогда вы будете точно знать, что хотите сделать, а до этого сможете как следует подготовиться.

Мирко Марани, технический менеджер Lusben Refit & Repair

В этой странной ситуации, повлиявшей на весь мир, непонятно, как строить долгосрочные планы. Но, боюсь, пора торопиться: если владельцы яхт вдруг «хором» решат провести работы до начала сезона, всем нам придется трудиться очень быстро. И все же мы надеемся, что у всех будет возможность сделать необходимое и сезон 2021 года пройдет в позитиве.

Дата:

17.02.2021

Текст

Ольга Селезнева

Фото

Lürssen/Marcus Meyer, Lusben, Monaco Marine

Следующая статья

Яхта под присмотром

Предыдущая статья

Свет нового дня

Новые материалы
Похожие статьи