«Прописка» яхты и компании на Британских Виргинских островах: разбираемся в нюансах

Обзоры и тесты
Следующая статья

Готовим лодку к навигации

Предыдущая статья

Bentley Flying Spur. Рыцарь и его родословная

Британские Виргинские острова (БВО) уже много лет являются одной из лидирующих территорий для регистрации яхт. Современная система позволяет осуществлять быстрое и эффективное оформление документов, отражать существующие залоги, проводить смену судовладельца и многое другое.

Возможность оформления лодки на офшорную компанию, зарегистрированную на БВО, давала дополнительные преимущества: это было дешево, просто и максимально конфиденциально.

Однако в последнее время как в законодательстве БВО, так и в российском законодательстве многое изменилось. Рассмотрим, с какими проблемами теперь можно столкнуться и что делать в таких ситуациях. Оговоримся, что перечисленные ниже проблемы в той или иной степени актуальны и в отношении лодок, оформленных на компании, зарегистрированные в других юрисдикциях.

Конфиденциальность владения

Полная конфиденциальность владения компаниями БВО в данный момент невозможна как минимум по двум причинам. Во-первых, с 30 июня 2017 года на БВО вступил в силу закон (The BOSS Act), который ввел централизованную систему сбора и хранения информации о бенефициарах всех компаний. Регистрационные агенты обязаны вносить эту информацию в специальную базу — the BOSS system. Данный ресурс недоступен широкой публике и создан исключительно для использования авторизованными лицами, однако за непредоставление информации либо предоставление ложной информации предусмотрены существенные санкции.

Автообмен финансовой информацией устанавливает обязанность банка, в котором открыт счет на компанию, идентифицировать ее бенефициара, а впоследствии предоставить информацию об этом лице в базу данных страны, резидентом которой бенефициар является. На данный момент к конвенции об автообмене присоединилось более 100 стран.

Законодательство БВО об «экономическом присутствии»

БВО, как и многие территории офшорной категории, долгое время ощущали на себе давление международных организаций, которые требовали регистрировать компании только для реального ведения бизнеса и ликвидировать созданные лишь для выполнения технических функций и не имеющие физического присутствия в зоне регистрации. В конце 2018 года на БВО был принят The BVI Economic Substance (Companies and Limited partnerships) Act (2018), вступивший в силу 1 января 2019 года. В соответствии с этим законом компании, зарегистрированные на БВО и осуществляющие определенные виды деятельности, обязаны поддерживать определенный уровень экономического присутствия (так называемый сабстанс) на БВО, то есть иметь офис, сотрудников и пр.

В перечень таких видов деятельности попало и судоходство. Однако если компании принадлежит судно, которое относится к категории прогулочных (pleasure vessel; в соответствии с определением Кодекса торгового мореплавания БВО [the Merchant Shipping Act 2001]), то требования сабстанс на такую компанию распространяться не будут (при отсутствии иных видов деятельности, указанных в законе).

Основным критерием для отнесения судна к категории прогулочных является использование его для личных целей, а не для извлечения дохода. В связи с этим, если лодка используется для чартера, необходимо внимательно анализировать деятельность компании-владельца и риск применения норм закона об экономическом присутствии в отношении такой компании. За нарушение норм закона предусмотрены существенные штрафы, а также принудительное исключение компании из корпоративного реестра.

Правила ведения финансовой отчетности на БВО

Одним из главных плюсов использования БВО для регистрации компаний было отсутствие требования ведения бухгалтерской отчетности. В 2012 и 2014 годах в законодательство БВО были внесены определенные изменения, в частности — касающиеся необходимости ведения и предоставления отчетности. Ведение финансовой отчетности стало обязательным, а храниться она должна либо у регистрационного агента, либо в ином месте, определенном в решении директора, и быть доступной по первому требованию в течение пяти лет с момента совершения любой операции.

Законодательство РФ о контролируемых иностранных компаниях (КИК)

В 2015 году вступил в силу Федеральный закон от 24 ноября 2014 года № 376-ФЗ, в соответствии с которым у резидентов РФ появилась новая обязанность — отчитываться о своих иностранных структурах в том случае, если:

— доля участия в иностранной компании составляет более 25% (учитывается как прямое, так и косвенное участие);

— доля участия в иностранной компании составляет более 10% (совместно с супругом и несовершеннолетними детьми), если доля участия резидентов России в компании превышает 50%;

— лицо является учредителем структуры без образования учредительного лица;

— лицо является контролирующим компанию или структуру без образования юридического лица.

Предусмотрено два типа уведомлений: уведомление об участии в иностранной организации и уведомление о КИК, — для которых установлены жесткие сроки и требования в отношении предоставления документов. Уведомление о КИК подается ежегодно и подразумевает предоставление данных о финансовой отчетности иностранной компании. При этом следует помнить, что уведомление обязательно к подаче в налоговые органы РФ, даже если деятельность компании не является прибыльной.

Передача лодки, оформленной на компанию БВО, по наследству

При отсутствии грамотного наследственного планирования лодка может оказаться «парализована» на компании без возможности оплаты необходимых расходов на ее содержание, особенно если акционер и директор компании — одно лицо. В этой связи мы всегда рекомендуем назначение в компании «резервного директора», который вступает в свои права только в случае смерти основного директора компании либо невозможности исполнения основным директором своих полномочий.

Отметим, что акции компании БВО — это актив, юридически находящийся на территории БВО, и его наследование происходит в соответствии с местным законодательством. Когда умирает (или утрачивает дееспособность) акционер БВО-компании, акции могут быть переданы наследникам только после прохождения долгой и сложной судебной процедуры на БВО.

Если завещание было составлено в России, то для вступления наследников в права также потребуется пройти два этапа в судебных органах БВО:

  1. Признание завещания, составленного вне территории БВО, т. н. probation;
  2. Признание наследников и определение наследственной массы — получение letter of administration.

Первый этап может занять до года, а денежные затраты, которые понесут потенциальные наследники на оплату услуг юристов, могут составлять 1−2% от стоимости актива. На практике во многих случаях суды на первом этапе отказывают в признании иностранного завещания полностью или частично. Чтобы миновать первый этап, а также снизить судебные издержки, мы рекомендуем составлять завещание по законодательству БВО. Это позволит сразу перейти ко второму этапу, который является, по сути, технической процедурой.

Безусловно, многие собственники БВО-компаний пытаются использовать альтернативные пути организации наследования: недатированные передаточные распоряжения на акции, доверенности, соглашения с номинальными лицами и прочее. Однако это не только не решает задачу беспроблемной передачи акций наследникам и бесперебойной работы компании, но может привести к более серьезным последствиям вплоть до привлечения к уголовной ответственности «задействованных» лиц и риска утраты актива.

Необходимо помнить, что любые полномочия, предоставленные третьим лицам собственником компании, прекращают свое действие со смертью последнего. Таким образом, любые действия, совершаемые третьими лицами на основании подобных доверенностей, инструкций и прочих документов, выданных им при жизни умершим акционером компании, являются недействительными и незаконными.

Альтернативным вариантом завещанию был и остается траст. Траст (либо частный семейный фонд/фаундация) позволяет объединить разрозненные активы, находящиеся в разных юрисдикциях с разными системами права, в единую наследственную массу, а также урегулировать порядок наследования. Но главное, траст дает возможность бесперебойной работы всей системы бизнеса и всех активов, так как при использовании траста/фонда отсутствует сам момент наследования и перехода актива в случае смерти учредителя или одного из бенефициаров.

Актуальны и иные способы корпоративного структурирования БВО-компаний для упрощения передачи акций по наследству, например совместное владение, каскадные акции, акции с конвертацией. Реализация этих механизмов требует внесения изменений в устав существующей компании (либо данные положения можно включить в устав в момент регистрации новой компании на БВО).

Совместное владение

Рассмотрим на примере: у компании БВО два акционера, у которых в совместном владении находятся 100% акций. При этом важно понимать, что в подобной ситуации каждый из акционеров будет рассматриваться как полноправный собственник 100% акций с правом на голосование, получение дивидендов и т. д. В случае смерти одного из акционеров его доля не распределяется наследникам и не включается в наследственную массу, а просто переходит к другим сособственникам, пока не останется один последний.

Есть у данного варианта и минусы: все совладельцы акций обладают одинаковыми правами на них, в случае возникновения противоречий между совместными собственниками разрешение таких ситуаций может составить отдельную проблему.

Каскадные акции с конвертацией

В компании выпускаются обыкновенные акции (класс «А») с обычными правами (голоса, на дивиденды и т. д.) и акции класса «Б» — в пользу наследников (например, без права голоса, без права на получение дохода и пр.). По факту смерти акционера ‑ держателя акций класса «А» все права по его акциям автоматически переходят на акции класса «Б» через механизм конвертации. Таким образом, можно при жизни структурировать распределение актива между наследниками, ограничив их участие в управлении компанией до момента вступления в наследство, если это требуется.

Авторы статьи — Наталья Пацева и Дарья Невская — опытные юристы из компании FTL Advisers

Существуют и иные варианты структурирования наследования, которые могут быть эффективны в отношении конкретных задач. Закон БВО предоставляет целый «букет» опций, с тем чтобы передача актива по наследству не превратилась в долгий и дорогостоящий процесс, а стала лишь очередным этапом планирования передачи семейного состояния.

Таким образом, БВО и по сей день является привлекательным местом для регистрации прогулочных лодок. Однако, как и при любом приобретении дорогостоящего актива, необходимо анализировать нормы как местного корпоративного законодательства, так и возможные правовые последствия в стране резидентности собственника, и структурировать владение компанией таким образом, чтобы это отвечало целям и задачам, которые ставит перед собой собственник — как в краткосрочной, так и в долгосрочной перспективе.

Дата:

29.06.2020

Текст

Наталья Пацева (TEP, управляющий партнер FTL Advisers) и Дарья Невская (LL.M, партнер FTL Advisers)

Фото

Антон Черкасов-Нисман, Руперт Пис/Burgess, FTL Advisers

Следующая статья

Готовим лодку к навигации

Предыдущая статья

Bentley Flying Spur. Рыцарь и его родословная

Новые материалы
Похожие статьи