Всеволод Гаврилов, директор «Volvo Penta Россия», о сходстве рынков коммерческих и прогулочных судов

Всеволод Гаврилов, директор «Volvo Penta Россия», о сходстве рынков коммерческих и прогулочных судов

Следующая статья

Cannes Yachting Festival 2019: воспоминания о будущем

Предыдущая статья

Can-am X Race: как разделить 27 на 118?

В математике есть такое понятие — подобные фигуры: фигуры, имеющие одинаковую форму, но различающиеся масштабом. Так, рынок прогулочных яхт и катеров в некотором смысле можно назвать подобным рынку большого судостроения. Это сходство проявилось и на проходившей в Санкт-Петербурге в сентябре «Неве‑2019» — выставке по коммерческому судоходству и судостроению, в очередной раз показавшей, что индустрия судостроения жива и, несмотря ни на что, развивается.

Сходство прослеживается в нескольких плоскостях. Во-первых, судостроение — это не только танкеры и сухогрузы, но и разнообразный малый флот: служебные, лоцманские, пассажирские и прочие катера, — и многие поставщики оборудования (двигателей, пропульсивных комплексов, судовых материалов, электроники) работают на «двух фронтах». Во-вторых, строительство крупных яхт давно перешло под контроль классификационных обществ, и к таким яхтам применяют те же требования, что и к коммерческим судам. Например, новые требования по выхлопу IMO Tier III волнуют производителей всех судов длиной более 24 м…

Таким образом, зон пересечения у двух, казалось бы, разных индустрий гораздо больше, чем может показаться на первый взгляд. Я обратил внимание еще на один момент. В яхтенной индустрии давно закрепились универсальные торговые дома, предлагающие оборудование «от киля до клотика» по каталогам. Работать с ними удобно не только частным лицам, но и небольшим верфям. Все покупаешь в одном месте (принцип «одного окна») и с хорошей партнерской скидкой, не требуется большой отдел закупок, не нужно вести десятки договоров поставок, отслеживать оплату кипы счетов и т.  д. И в случае предъявления гарантийных рекламаций обращение тоже идет к одной компании. Торговые дома сами обновляют линейку товаров в соответствии с запросами рынка, а определяющим в выборе торгового дома как поставщика может быть удобство доставки, качество или разнообразие номенклатуры, условия работы.

Крупные верфи в состоянии содержать многочисленные отделы закупок и иметь десятки контрактов. Хотя и у них тоже прослеживалась тенденция к снижению числа поставщиков, однако до недавнего времени это не было так заметно. На выставке «Нева», наряду со стендами корпораций, мы увидели солидные стенды торговых домов, которые собирают под своей крышей разные бренды и стремятся стать единственными поставщиками для верфей. Более того, такие компании начинают осваивать новые функции. Так, одна имеет свое конструкторское бюро и может выполнить технический проект судна (основные элементы которого будут из линейки брендов торгового дома). Другая из закупаемых комплектующих начинает собирать собственные системы управления, разрабатывает для них софт и предлагает готовое решение по управлению судном. Естественно, лучше всего эта система интегрируется с техникой и оборудованием, поставляемыми этим торговым домом.

В чем здесь выгода крупных верфей? Прежде всего, в оптимизации процесса закупки. Покупая в одном месте все, можно получить гибкие условия. Кроме того, торговые дома, объединяя заказы от разных верфей, сами добиваются лучших цен от производителей, и от этого выигрывают все. Во-вторых, крупным верфям традиционно сложно иметь дело с технической поддержкой и гарантийными рекламациями, а при коммерческой эксплуатации суда работают больше и оборудование выходит из строя чаще. Верфям удобнее обращаться по всем вопросам в одно место, зная, что там им вряд ли откажут, ведь на кону большой объем поставок.

То же и для небольших верфей, где заказчиками нередко выступают государственные структуры. Например, кому-то требуется на судно несколько аккумуляторов (такие закупки обычно нерегулярны). А торговый дом может объединить заявки на аккумуляторы от группы компаний, получить на партию хорошие условия, подписать дилерское соглашение от производителя, хранить и пополнять нужное количество на складе и т.  д. Это удобно и верфям, и торговому дому, и заказчику.

Итак, мы видим, что в большом судостроении наметилась та же тенденция работы через торговые дома, что оба рынка становятся структурно похожими. Законы подобия работают!

Дата:

16.11.2019

Следующая статья

Cannes Yachting Festival 2019: воспоминания о будущем

Предыдущая статья

Can-am X Race: как разделить 27 на 118?

Новые материалы
Похожие статьи