Targa 32, брутальный и практичный. Тест обладателя титула Motor Boat of the Year-2012

Обзоры и тесты
Следующая статья

Тест Princess 85 MY с системой компенсации качки TracStar

Предыдущая статья

S/Y Sense 55: с чувством, с толком, с расстановкой

Лодка для суровых акваторий и свежей погоды. Тестируем Targa 32 — победителя конкурса за обладание престижным титулом Motor Boat of the Year-2012

Премьерный показ Targa 32 финской верфи Botnia Marin состоялся осенью 2011 года в Саутгемптоне, о чем мы уже писали. Новинка получила авансом немало похвал: за удачную планировку и особенно — за возможность оснастить ее двумя пропульсивными установками с дизелями разных брендов, в том числе новыми Volvo D6−400. Это потенциально позволяло считать Targa 32 самым быстрым из всех катеров линейки Targa — расчетная скорость достигает 42 узла. В общем, мы просто не смогли пройти мимо возможности провести тест этой лодки.

Немало яхтенных журналистов могут похвастаться тест-драйвами чуть ли не всех катеров Targa, а вот на моем счету одиноко числилась Targa 23.1 — самая маленькая, но, пожалуй, самая популярная и даже легендарная модель, находящаяся в постройке аж с 1992 года и по сию пору. Я счел это прекрасной возможностью оценить новую лодку как таковую, не оглядываясь на другие модели и репутацию верфи. И, раз уж многие безоговорочно поддаются обаянию этих «морских внедорожников», попытаться понять, что выделяет эту 32‑футовую лодку типичной для своей категории внешности среди напичканных инновациями современных катеров подобных размеров.

Ода практичности

Первое, что нужно сделать, когда отправляешься смотреть лодку, — «понять» ее внешность. У правильного судна не должно быть хаотичных, непонятно откуда начатых и небрежно брошенных формообразующих линий. Например, у Targa 32 присутствует наклон задней кромки бортовых иллюминаторов надстройки и, если приглядеться, можно заметить небольшой диагональный срез их нижнего угла. Зачем? Ведь сложные формы — больше работы. Но кромка зрительно поддерживает скос надстройки, а срез имеет как стилистическое, так и конструктивное объяснение: он повторяет линию ребра жесткости надстройки и снимает концентрацию напряжения в углу. Этот небольшой штрих — свидетельство продуманного дизайна, где каждая линия имеет поддержку и логику.

Досье Targa 32

Длина:
35 ф (10,78 м)

Ширина:
11 ф (3,37м)

Осадка:
3 ф (1,10 м)

Водоизмещение (порожнем):
6,2 т

Запас топлива:
800 л

Запас воды:
120 л

Категория RCD:
«B» (для 10 человек)

Дизайн:
Botnia Marin

О дизайне Targa 32 сказать можно многое — своеобразная эстетика брутальных, чистых линий сочетается здесь с массой практичных решений. Палуба — «глубокая» и безопасная — защищена фальшбортом. По всему периметру высокий, почти по пояс, релинг с тиковым планширом в кормовой части. На таких «северных» лодках, как правило, не делают лежаков для загара; здесь таких тоже нет, зато есть сразу два кокпита. Носовой, с удобными сиденьями по периметру, хорошо подходит для трапез на свежем воздухе. Съемный тиковый столик, который кажется слишком красивым, чтобы просто за ним сидеть, опирается на выступ надстройки (над носовой каютой). Когда стол не нужен, он убирается в рундук рядом.

Кормовой кокпит оставлен практически свободным, а потому может использоваться как многофункциональная площадка для дайвинга, рыбалки или в качестве открытой зоны отдыха — достаточно выставить сюда пару шезлонгов. Двойная закрывающаяся «калитка» на транце обеспечивает безопасность на ходу и удобный проход на купальную платформу, когда лодка на якоре. Сама платформа чрезвычайно большая, что еще раз подтверждает практичность лодки. По периметру ее охватывает толстый резиновый привальник; такой же, но более изящный, есть выше ватерлинии. Также инженеры Botnia Marin предусмотрели в центре платформы смотровой люк, который дает легкий доступ к винтам колонок: если на винты намоталась сеть, с проблемой справиться легко.

Отлично проработана проблема хранения всего необходимого: под каждым сиденьем в носу и корме есть рундук. Для кранцев сделаны специальные «гнезда» ниже поста управления на флайбридже. Другие удобные детали: отпорный крюк, который крепится специальными держателями, окантовка и уплотнение боковых дверей — и таких «изюминок» на Targa 32 немало. Все шкафчики, полочки и ящички внутри, какими бы маленькими они ни были и что бы в них ни хранилось, снабжены бортиками и стопорами. Поручни установлены везде, где только можно, даже на надстройке, несмотря на высокий фальшборт.

Идем внутрь

Практичность доминирует и в рубке-салоне, куда вы попадаете через сдвижную дверь правого или левого борта. Дерева в отделке, пожалуй, больше чем, в сауне — и все превосходного качества. А дверцы шкафов закрываются, кажется, с характерным мелодичным щелчком, выдающим прямо-таки инженерную проработку вопроса. По сравнению с предыдущими моделями (Targa 31 и Targa 33) изменения планировки невелики, но удачны. Двойное «штурманское» сиденье по левому борту снабжено перекидной спинкой, что позволяет «присоединить» его к дивану обеденной зоны. Сиденье рулевого тоже разворачивается, так что в общей сложности за обедом в салоне могут собраться человек шесть. Раскладной стол демонстрирует обычный для всех Targa фокус, двигаясь вверх, вниз и вращаясь вокруг пиллерса, на котором он закреплен. Это действительно толковое инженерное решение, дающее массу вариантов «настройки» стола: его легко убрать «с дороги», когда нужно пройти по салону, можно поднять повыше и использовать как еще один штурманский стол для карт во время перехода.

Некоторые изменения коснулись кают, одна из которых расположена в носу, другая — в корме. Доступ в первую — у поста управления, через двустворчатую дверь и поднимающуюся панель, снабженную газовыми амортизаторами. Теперь внизу лестницы можно стоять в полный рост не сутулясь. Каюта хороша, только вот койки при избыточной, пожалуй, длине немного узковаты. Шкафчики в изголовье имеют полки и отделения для вешалок: они вполне удобны для футболок, шорт и непромов, но костюм от Armani лучше оставить дома (хотя зачем он на лодке?).

Ночью из носовой каюты, пардон, в «удобства» придется бегать через салон, зато санузел на лодке достойный: высокий потолок (еще одно улучшение по сравнению с предыдущей Targa 31), большой иллюминатор и шкафчики. Насадка душа вытягивается из смесителя; есть крючки для мокрых непромов. В кормовой каюте организованы три спальных места: большая кровать на двоих и еще койка за трапом. Последнюю не назовешь слишком удобной, но она может оказаться полезной, особенно для ребенка. А вот вещей здесь можно разместить куда больше, чем в носовой каюте: есть полноценный шкаф с вешалками и пара глубоких ящиков.

Просторный санузел рядом с кормовой каютой.

На ходу

Несмотря на некоторое разочарование, что на тест-драйв нам не досталась Targa 32 с мощными Volvo Penta D4−400 (наша лодка предназначалась для скандинавского рынка, а там готовы жертвовать многим во имя окружающей среды), я обнаружил, что даже с двумя Volvo Penta D4 по 260 л.с. лодка даст фору многим спортивным круизерам. На тесте мы сделали 36 узлов, и, что самое главное, момент выхода на глиссирование зафиксировать практически не удалось: судно мгновенно отзывается на малейшее движение рукояток газа.

С погодой нам «не повезло»: море было абсолютно спокойным. Чтобы проверить, как 32‑я проявит себя на волне, пришлось немножко «взболтать» его с помощью судна поддержки — флагмана Targa 44. Даже принимая на полной скорости волну скулой, Targa 32 не скакала, не гремела и не вибрировала, хотя мы намеренно использовали самые неуклюжие манеры вождения и совершали всевозможные ошибки. Так что на эту лодку можно смело положиться, даже если погодные условия не самые благоприятные. Единственный недостаток, слегка омрачающий удовольствие от фантастической управляемости лодки, — плоские сиденья верхнего поста управления (не лучший вариант для столь резвого и маневренного судна). Опционально можно установить здесь глубокие «пилотские» кресла с регулировками «вперед-назад»; на мой взгляд, это просто необходимо. Считывать показания тахометров было бы намного проще, если бы они располагались на плоской части приборной панели, ближе к компасу, а не на наклонной секции, где сейчас. Впрочем, нужно признать, что верхний пост управления все же дает много преимуществ: управлять лодкой оттуда удобнее как на скорости, так и при швартовке, — корма просматривается отлично.

А вот в компоновке основного поста управления я не нашел ни единого изъяна. Приборы и картплоттер читаются великолепно, кресло рулевого снабжено всеми регулировками и отлично амортизирует при прыжках по волнам, когда такое случается. Как на всех катерах Targa, панель, где помещены штурвал и рукоятки газа, поворотная для удобства управления лодкой стоя или сидя. Мне удобнее (если погода не слишком свежая) рулить все-таки из кресла, с комфортом откинувшись на его спинку, — в таком положении основные приборы все равно под рукой. Здорово открыть боковую сдвижную дверь и наслаждаться свежим воздухом; если рубку «задраить», то даже на скорости 25−30 узлов вы поймете, что такое по-настоящему тихая лодка.

Поворотный блок пульта управления позволяет регулировать положение штурвала и рукояток газа. Отличная идея!

Вердикт

В «британской» спецификации Targa 32 указана цена примерно £ 285 000, и это, черт возьми, вовсе не мало для судна таких размеров и комплектации. Однако люди покупают подобные лодки вполне осознанно. Вам не потребуется много времени, чтобы оценить, что скрывается за ее специфической, хотя и типичной для этого класса внешностью. Установленное на судне оборудование, отделка, мощная, надежная конструкция легко дают понять, на что потрачены деньги. Конечно, способов избавиться от такой суммы немало, но если вы хоть раз выйдете в море на Targa 32 в свежую погоду, то скоро все поймете, и рука сама потянется к «паркеру», чтобы подписать контракт с верфью.

Характеристики

Двигатели 2 x Volvo Penta D4−260, 260 л.с. при 3400 об/мин, 4 цилиндра, дизель 3,7 л. Угловая транцевая колонка DPH

Режимы ECO FAST MAX
Об/мин 2000 2200 2400 2600 2800 3000 3200 3400
Скорость 12,4 15,4 21,1 24,5 26,9 29,3 34,0 35,9
Расход 35 44 49 55 61 70 80 102
Дальность 229 223 275 287 282 267 272 225
Уровень шума, ДБА
Пост управления 71 70 73 74 75 75 78 77
Кокпит 84 86 86 88 87 90 89 89
Салон 76 75 78 78 79 80 80 85

Скорость в узлах, расстояние в морских милях с учетом 20% резерва, расход топлива в л/ч. Указанные величины основаны на показаниях бортовых приборов и могут отличаться от полученных вами данных. Загрузка: 57% топлива, 100% воды, 3 человека на борту. Температура воздуха +12 ºС, волнение 0 баллов, сила ветра при скоростных заездах 1 балл.

Дата:

08.05.2012

Текст

Дэвид Марш

Фото

Лестер МакКарти

Следующая статья

Тест Princess 85 MY с системой компенсации качки TracStar

Предыдущая статья

S/Y Sense 55: с чувством, с толком, с расстановкой

Новые материалы
Похожие статьи