Тестируем 40-футовый круизер хорватской верфи Terra Nauta: традиции рыбацких лодок Средиземного моря, скорость, маневренность, удовольствие от управления… Пряная смесь качеств и неожиданные открытия.
Лодка с характером. Тест хорватской Terra Nauta 40
В мире современных моторных яхт, где бал правят итальянцы, англичане и отчасти скандинавы, лодки родом из других мест не то чтобы редкость, но повод «протереть глаза» и рассмотреть альтернативу известным маркам. Поэтому приглашение на тест 40‑футовика Terra Nauta вызвало законный интерес, перелет в Загреб и двухчасовое путешествие на машине до курортного городка Опатья возле порта Риека.
Как водится, у нас с лодкой уже состоялось предварительное знакомство по Интернету. Первое впечатление — крепко сбитый открытый круизер, сделанный по мотивам традиционных рыбацких лодок Средиземноморья. Стеклопластиковый корпус с легким скруглением транца и расширенной в носу «лобстерной» палубой сделан с имитацией реечной обшивки, придающей лодке такого стиля надлежащую винтажность. Типичная внешность подчеркнута обилием дерева, в частности тика, в интерьере и экстерьере. Остальное предстояло выяснить на натуре. Самым интригующим моментом была скорость: несмотря на заверения верфи и владельца, как-то не верилось, что столь тяжелая (9,5 тонн) лодка может быть еще и быстрой.
Большая удача, когда для тест-драйва предлагают не сияющую «дебютантку» только что с верфи, а уже походившую лодку. Можно трепетно оберегать «свою красавицу», но при эксплуатации обязательно вылезет все, что было плохо прикручено, скверно приклеено или небрежно покрашено; все ошибки в выборе отделочных материалов, все, на чем сэкономили или на что махнули рукой. «Наша» Terra Nauta 40 к моменту тест-драйва отходила 205 моточасов. Тщетно ищу «боевые шрамы». Их нет ни на пластике, ни на дереве: тик на палубе (отличного качества и превосходно уложен), широкий тиковый планшир и декоративная накладка на корпусе выглядят как новенькие. «Главное — регулярно чистить и обрабатывать тиковым маслом», — объясняют мне. Теперь посмотрим, что предлагает Terra Nauta 40 в плане обитаемости.
Кормовая платформа сделает честь любому 40‑футовику: она широкая и касается воды (а не висит над ней, как на некоторых других моделях), что удобно при купании и спуске на воду тендера. Немного удивили вертикальные трапики, по которым нужно перелезть через транец. Впрочем, труда это не составляет, а солидно сойти на берег в марине можно по выдвижному трапу-сходне. Зато такое решение позволило сделать широкое сиденье вдоль транца. В немаленьком кокпите легко встают большой складной стол и стулья, что позволяет без проблем разместиться компанией из 6−8 человек. Хотя для большой трапезы на воздухе подойдет и носовая палуба — ровная и неописуемо большая для лодки таких размеров. На верфи прикинули, что здесь уместилась бы BMW 3‑й серии: площадка в носу имеет размеры примерно 4 на 4,5 м. Находиться там и вообще передвигаться по лодке абсолютно безопасно: релинг высокий, поручни расположены там, где нужно, проходы разумной ширины.
Центральную часть кокпита, когда погода прохладная, можно «упаковать» в ходовой тент, который крепится к ветровому стеклу и радарной арке; ежели требуется только защита от солнца, с этим справится бимини-тент. Есть ветбар с грилем и обеденная зона по левому борту; стол можно поставить на телескопическую «ногу» и устроить дополнительное спальное место. Впереди, по правому борту, — рулевая консоль с комфортабельным креслом. Расположение приборов, экрана
GPS/картплоттера, рации очень удобное; обзор отличный, ничего не бликует. И главное — пост управления не испугает даже не очень искушенного капитана: здесь все максимально просто и понятно, включая расположенную слева панель управления бортовыми системами.
Пожалуй, единственный недостаток кокпита — мало палубных рундуков для кранцев, веревок и прочего. Пара таких имеется в спинке дивана кокпита, плюс — небольшие ниши для мелочей под сиденьем вдоль транца. Но места для рундуков есть: например, под сиденьями дивана в обеденной зоне.
Ступени слева от поста управления ведут вниз, туда, где расположены камбуз и каюты. Такая компоновка, довольно редкая на лодках подобных размеров, заимствована у парусных яхт: носовая каюта, две кормовых, между ними — небольшой салон, камбуз и один, но вполне комфортабельный санузел. Недостатком планировки можно считать то, что в кормовых каютах над кроватями невысокий потолок (сверху расположен кокпит). Но при входе высоты хватает, и беречь голову от коварных выступов не приходится. В салоне и санузле высота потолка вообще 2,15 м, так что даже очень высоким обеспечен приличный запас над головой.
Что касается интерьера, то здесь правильным описанием будет такое: «дерево, дерево и… опять дерево» — как раз для ценителей классического морского стиля, простого и понятного. Выбирать можно между вишней, дубом и красным деревом. Впрочем, верфь обещает исполнить любые капризы по части интерьера, поскольку производство у Terra Nauta не массовое; доля ручной работы здесь высока. Производственные площади верфи расположены в Загребе, а корпуса привозят из Италии.
Но вот лодка подготовлена, и мы отходим от причала, не задействуя подрульки. Все маневры — на двигателях. Лодка укомплектована парой Volvo Penta D4 по 300 л.с. с угловыми колонками DPH. Самый «заряженный» вариант — два Yanmar 8LV по 370 л.с. со своими колонками, дающий, как меня заверили, скорость 43 узла. Что ж, посмотрим, на что способна «наша» лодка.
Условия тест-драйва были идеальными для определения скорости и хуже некуда — для понимания того, как лодка поведет себя на волне. Проще говоря, на море — полный штиль. Нарезая круги, мы пытались «взболтать» воду и хотя бы попрыгать на собственной волне — безуспешно: Terra Nauta 40 отказывалась гнать волну. Факт свидетельствует о том, что корпус спроектирован грамотно, ибо крутая волна под скулой и буйство брызг в кильватере — признаки высокого сопротивления и впустую потраченного топлива. Terra Nauta 40 топливо потребляет весьма скромно и едет, как по рельсам, «без шума и пыли»; звук двигателей деликатный, и зафиксированные децибелы произведены ими лишь частично, остальное добавило море — лодка-то открытая. Мы проверили все режимы: экономичные водоизмещающие и полного глиссирования. При мощности 600 л.с. и приличной загрузке из круизера удалось выжать 34 узла (3450 об/мин). Идти на максимальной скорости до острова Црез было страшновато: море в апреле пустое, но рыбаки понаставили сетей, не потрудившись снабдить их заметными буйками. Подмывало сбросить ход, хотя понятно, что увернуться даже в последний момент легко: лодка рулится, как отличная немецкая машина на отличной немецкой дороге, реагируя на легкую перекладку штурвала. На обратном пути, наконец, начало раздувать, пришла невысокая, беспорядочная волна. В таких условиях солидная масса лодки не недостаток, а преимущество. Не буду говорить, что мы не ощущали волну (это невозможно), но лодка не скакала. Она не просто отрабатывала волны, но буквально съедала их. Со стола в кокпите ничего не упало, не пришлось хвататься за поручни… При своих 40 футах длины Terra Nauta дает не только комфорт, но и удивительное для лодки таких размеров чувство защищенности. А это, как ни крути штурвал, дорогого стоит.
Досье Terra Nauta 40
Длина:
40 ф (12,17 м)
Ширина:
13 ф (4,00 м)
Осадка:
3 ф (1,05 м)
Водоизмещение (полное):
9,5 т
Запас топлива:
960 л
Запас воды:
300 л
Двигатели:
2 × Volvo Penta D4 (300 л.с.)
Категория RCD:
«B» (12 чел.)
Дизайн:
Terra Nauta
Характеристики
Двигатели 2xVolvo Penta D4−300, 300 л.с. при 3500 об/мин; 4 цилиндра, дизель 3,7 л. Угловая транцевая колонка DPH
Режимы | ECO | FAST | MAX | |||||
Об/мин | 1000 | 1400 | 1800 | 2200 | 2600 | 2800 | 3000 | 3450 |
Скорость | 6,1 | 8 | 10,3 | 16,2 | 23 | 26,8 | 28 | 34 |
Расход | 5,8 | 17,4 | 46 | 70 | 72 | 76 | 84 | 110 |
Дальность | 909 | 397 | 193 | 200 | 276 | 305 | 288 | 267 |
Уровень шума, ДБА | ||||||||
Пост управления | 69 | 73 | 77 | 78 | 80 | 82 | 83 | 84 |
Носовая каюта | 60 | 62 | 68 | 70 | 75 | 77 | 78 | 79 |
кормовая каюта | 70 | 73 | 81 | 78 | 84 | 86 | 87 | 88 |
Скорость в узлах, расстояние в морских милях с учетом 10% резерва, расход топлива в л/ч. Указанные величины основаны на показаниях бортовых приборов и могут отличаться от полученных вами данных. Загрузка: 75% топлива, 100% воды, 3 человека на борту. Температура воздуха +15 ºС, температура воды +11 ºС, волнение 0 баллов, сила ветра при скоростных заездах 1 балл.
Дата:
11.07.2012
Текст
Ольга Селезнева
Фото
Terra Nauta
Подписка на обновления