От Зеландии до Фрисландии: как работают небольшие голландские верфи

Обзоры и тесты
Следующая статья

Ладная новинка Absolute Navetta 48

Предыдущая статья

Борис Лашков, яхтенный капитан и пилот малой авиации, о том, что полезно сделать перед отходом яхты от причала

Прогулка по голландским верфям, где строят яхты длиной до 24 м, позволила нам выявить различия в их подходе к производству и косвенно оценить общее состояние этого сегмента национальной индустрии.

В последние годы мы много рассказывали об организации и принципах работы крупных голландских компаний, которые строят суперяхты. Однако во многом они являются исключением из правил, поскольку их клиенты составляют очень небольшую группу людей, способных позволить себе прогулочное судно стоимостью в десятки и сотни миллионов евро. А кто же строит лодки для широко представленного в Нидерландах и сопредельных странах среднего класса?

В начале 2000-х годов «мелкокалиберных» верфей в Голландии было не счесть, но естественный отбор посткризисного десятилетия вынудил многих свернуть производство. Только в последние два года из бизнеса вышли Jetten, Storm Yachts, Privateer и другие, однако падение конкурентов не сильно облегчило задачу тем, кто выжил. После выставки METS 2018 мы посетили семь верфей, входящих в национальную ассоциацию HISWA, чтобы познакомиться с их стратегией развития и подходом к производству, которые позволяют им оставаться на плаву и преуспевать. Двигаясь с юга на север, мы начали с верфи De Alm Jachtbouw, заглянули на Van den Hoven Jachtbouw и Elling Yachts, затем поучаствовали в праздновании 70-летия Linssen Yachts, осмотрели De Boarnstream и Sturiër Yachts, а завершили программу на North-Line Yachts.

Общее и частное

Все эти компании по меркам Нидерландов относятся к категории малого бизнеса с присущими ему преимуществами и недостатками. Выпадает из общей картины разве что Linssen Yachts, вышедшая за рамки мелкосерийного производителя, но об этом чуть ниже.

Бытие небольших голландских верфей во многом определяется их историей: частное предпринимательство в этой стране абсолютная норма, и здесь никто не удивляется, если вчерашний фермер вдруг начинает строить яхты у себя на заднем дворе и делает это очень неплохо. Именно так в Нидерландах рождалось почти все судостроение, которое и по сей день остается семейным делом во втором, третьем и даже четвертом поколении.

Положительной стороной этого является, прежде всего, предельная гибкость компании: обладая собственными помещениями и минимумом персонала на зарплате, верфь может без особого урона регулировать объем производства и при отсутствии заказов переходить в режим гибернации. Более того, некоторые, например De Boarnstream, диверсифицируют бизнес за счет собственных марин, эллингов для зимнего хранения яхт, дилерской и брокерской деятельности, что позволяет переживать трудные для рынка времена.

С другой стороны, такая модель подразумевает бережное и разумное отношение к заработанным деньгам (это у голландцев в крови!). Многим семейным верфям не по карману услуги раскрученных дизайнерских и конструкторских бюро (и уж тем более опытовых бассейнов), поэтому зачастую они сотрудничают с конструкторами второго эшелона, самостоятельно разрабатывают дизайн своих яхт и достигают намеченного уровня качества наиболее практичным способом — в противном случае их продукция становится просто не конкурентоспособной. Все увиденные нами верфи, кроме Linssen, строят яхты исключительно на заказ и в редких случаях держат у себя одну или две демонстрационные модели.

Jachtbouw Zevenhuizen приобрела бренд Kuster и возобновила строительство этих яхт

Необходимость экономить сказывается и на маркетинговой стратегии: вы почти никогда не найдете эти бренды на боат-шоу в Каннах или, скажем, в Париже, ведь широкие рекламно-выставочные кампании, равно как и дорогие презентационные технологии, им не потянуть. В успешные для бизнеса годы они стараются появляться в Дюссельдорфе и на HISWA te water, однако, не стесняясь, уходят «в подполье», если продажи упали. Дело в том, что продают они в основном через сарафанное радио, а вместо участия в международных выставках проводят дни открытых дверей у себя дома. При среднем объеме производства 10 корпусов в год такая стратегия оказывается наиболее эффективной. Кстати, в этом случае им гораздо выгоднее продавать яхты не через дилеров, а через индивидуальных агентов в разных странах, которые хорошо знакомы с особенностями судов такого типа и умеют объяснить их преимущества клиентам. Кроме того, небольшие компании с осторожностью работают по схеме трейд-ин и редко конкурируют со своими же яхтами на брокеражном рынке.

Интересно, что голландские верфи, строящие лодки длиной до 24 м, начали живо интересоваться рынком рефитов и постепенно, часто не афишируя, развивают это направление. Одни берут на рефит только суда собственного производства или лодки близких друзей и знакомых (Van den Hoven), тогда как другие (De Boarnstream, North-Line) не ограничиваются определенными марками и готовы работать с любыми прогулочными яхтами. Поскольку большая часть построенного ими флота все равно находится в Голландии, Бельгии и Германии, владельцам, как правило, не сложно и не дорого пригнать свои лодки на верфь, тем более что первый рефит стального судна обычно делают через 10−15 лет, когда требуются покраска, косметический ремонт и перетяжка мебели, а также замена бортовой электроники на более современную.

Что касается гарантии, то при отсутствии дилеров небольшие верфи просто высылают на место команду специалистов для решения возникших проблем и настоятельно рекомендуют клиентам при получении нового судна сразу не уходить далеко, а «покрутиться» по Голландии 2−3 недели, чтобы возможный брак оборудования был устранен в кратчайшие сроки.

Модели производства

По характеру организации производственного процесса увиденные нами верфи делятся на три группы: одни задействуют большое число подрядчиков, другие, наоборот, стремятся по возможности осуществлять все работы самостоятельно, а третьи сочетают оба подхода в той или иной пропорции.

Верфь De Boarnstream с определенного времени строит только новые модели Elegance с опциональной встроенной системой тентования кокпита Canopeasy

«До появления линейки Elegance средний возраст покупателей наших яхт находился в диапазоне 65−70 лет. Предложив более современный дизайн, мы делали ставку на сравнительно молодое поколение, однако к нашему большому удивлению возрастные группы заказчиков Elegance разделились на 40+ и 80+ лет, причем многие из этих людей прежде владели композитными яхтами, но решили перейти на стальные».

Вис Хокверда, De Boarnstream

Характерным примером первого подхода выступает De Boarnstream. Отец нынешнего директора верфи Вис Хокверды начал строить небольшие стальные лодки в 1964 году в качестве хобби и до 1980 года делал это силами своей семьи, но после перешел на весьма популярную во Фрисландии модель. De Boarnstream заказывает производство стальных корпусов по своим спецификациям у подрядчика (постройка занимает три месяца), затем отправляет их на пескоструйную обработку в другую компанию (еще две недели), после чего у себя проводит предварительную сборку (установка цистерн, двигателей, обогревателей, ПУ, прокладка коммуникаций занимают в общей сложности 6−7 недель). Затем судно уходит на покраску (три месяца) и возвращается на окончательную достройку, а к этому времени другой подрядчик уже заканчивает изготовление мебели.

Все партнеры De Boarnstream находятся в радиусе 10 км от Йирнсума и сотрудничают с верфью уже несколько десятков лет, хотя оказывают подобные услуги и другим брендам. Лодки из точки в точку перевозят на трейлерах, а менеджер по контролю качества постоянно курсирует между ними и следит за ходом работ. В прежние времена De Boarnstream строила яхты с типичным для Голландии консервативным дизайном, но теперь концентрируется исключительно на линейке Elegance, которая благодаря современному дизайну пользуется популярностью далеко за пределами Нидерландов.

De Boarnstream

Год основания:
1964

Количество сотрудников:
18

Построено яхт:
1100+

Длина яхт:
10‑20 м

Материал корпуса:
сталь

Категория RCD:
«C», «В», «А»

Корпусов в год:
15

Средний срок строительства:
10‑14 месяцев

Яхта из новой линейки Dutchman Explorer, которая приходит на смену классическим моделям Sturiër Yachts

Расположенная в городке Ставорен на живописном берегу искусственного залива Эйсселмер верфь Sturiër Yachts на протяжении века практикует противоположный подход и при постройке классических стальных яхт старается делать почти все самостоятельно. Это относится к дизайну интерьеров и внешнего вида, к сварке и окраске корпуса, к прокладке электрики и столярным работам.

Несмотря на большой опыт (построено более 800 судов), верфь заказывает инженерные изыскания у Vripack и других конструкторских бюро, но это скорее исключение. Кстати, для яхт новой линейки Dutchman Explorer компания предлагает опциональное соответствие требованиям Ice Class 1 (под надзором регистра Ллойда), что довольно редко встречается у небольших верфей.

По меркам Голландии у Sturiër Yachts приличный штат — около 25 человек; некоторые работают здесь подолгу. Интересно, что имя Sturiër происходит не от фамилии основателя верфи, как у многих других, а от народности, которая некогда жила в этих краях.

Sturiër Yachts

Год основания:
1918

Количество сотрудников:
25

Построено яхт:
500+

Длина яхт:
15‑28 м

Материал корпуса:
сталь

Категория RCD:
«А»

Корпусов в год:
5

Средний срок строительства:
12 месяцев

Отец Якко ван Маастрихта, нынешнего директора верфи De Alm, основал производство в 1977 году в окрестностях Веркендама, где начал строить стальные корпуса для прогулочных лодок, которые заказчики потом самостоятельно оборудовали и достраивали. Довольно скоро количество заказов выросло, а люди захотели получать уже готовые яхты. Сейчас De Alm делает стальные водоизмещающие траулерные яхты semi custom длиной от 13 до 23 м с классическим и современным дизайном, а модель производства сочетает плюсы и минусы приведенных выше вариантов.

Раскрой стали и покраску корпусов верфь заказывает у подрядчиков даже несмотря на то, что каждую лодку в ходе постройки приходится несколько раз буксировать по воде. Вообще, в отличие от верфей, которые строят суперяхты и всегда приглашают подрядчиков в свои эллинги, маленькие верфи редко могут позволить себе, например, покрасочные боксы с климат-контролем и очисткой воздуха, поэтому вынуждены возить лодки по разным компаниям.

De Alm Jachtbouw

Год основания:
1977

Количество сотрудников:
14

Построено яхт:
285

Длина яхт:
13‑23 м

Материал корпуса:
сталь

Категория RCD:
«В», «А»

Корпусов в год:
3‑5

Средний срок строительства:
13‑18 месяцев

Характерной особенностью яхт Van den Hoven является «зуб» фальшборта в районе миделя

Барт ван ден Ховен — один из тех, за кем не стоит опыт предыдущих поколений. Будучи столяром по профессии, он основал верфь Van den Hoven в своем саду, где начал строить небольшие лодки. Когда работы прибавилось, он арендовал производственные помещения и стал разрабатывать модельный ряд в сотрудничестве с дизайнерами Арнольдом де Рёйтером и Джоном ван Лёвеном, что вылилось в существующую линейку Executive, которая развивается в направлении более интересного для средиземноморских акваторий дизайна.

На окладе у Барта ван ден Ховена работают в основном сварщики и сборщики интерьеров, тогда как раскройку стали и ряд других работ верфь поручает подрядчикам. Примечательно, что в качестве опции Van den Hoven по сей день предлагает интегрировать в корпус так называемое свайное устройство — своеобразный якорь в виде расположенной у форштевня сваи, которая погружается в илистое дно мелких внутренних водоемов и удерживает судно на месте.

Van den Hoven Jachtbouw

Год основания:
1999

Количество сотрудников:
11

Построено яхт:
52

Длина яхт:
15–21 м

Материал корпуса:
сталь

Категория RCD:
«В», «A»

Корпусов в год:
3

Средний срок строительства:
13–14 месяцев

Яхты Linssen получили наибольшую известность в Северной Европе среди судов такого типа

Особняком от описанных верфей стоит Linssen Yachts, которая ежегодно строит в среднем 70 стальных яхт в режиме конвейерного производства и обладает богатым набором станков, включая платформу с ЧПУ для плазменной резки металла. Основанная в 1948 году семейная компания попробовала силы в стеклопластике и легких сплавах, но отказалась от этих материалов в пользу стали. Ее сборочная линия насчитывает 12 рабочих станций и организована так же, как и на многих итальянских и французских верфях. Корпуса проводят на каждой станции полторы-две недели, и как только готовая яхта покидает эллинг, на линию сразу добавляют очередной прошедший покраску корпус.

Организовав замкнутый цикл производства, Linssen старается обеспечить свои мощности полной загрузкой в любой момент времени, поскольку может позволить себе строить лодки до появления заказчиков. Яхты Linssen очень популярны в Северной Европе, поэтому больших проблем с продажами не возникает, плюс у верфи есть собственная чартерная компания Linssen Boating Holiday с флотом из 70 яхт. Кроме того, сравнительно недавно Linssen начала сотрудничать с крупным французским чартерным оператором Leboat и строит для него стальные электрические лодки для дневного отдыха.

North-Line Yachts и Elling Yachts также идут своим собственным путем, специализируясь на стеклопластиковых судах. Первая представляет собой типичное семейное предприятие, учрежденное в 1976 году (Jachtbouw Zevenhuizen) и начинавшее со сборки моторных и парусных яхт, а также рабочих катеров из стали, алюминия и композитных материалов. Позже верфь сама начала строить моторные яхты, а в 2004 году сын ее основателя Сипко фон Слуйс запустил линейку всепогодных яхт, взяв за основу лоцманские катера Nelson, и назвал ее North-Line.

Linssen Yachts

Год основания:
1949

Количество сотрудников:
110

Построено яхт:
3000+

Длина яхт:
9‑17 м

Материал корпуса:
сталь

Категория RCD:
«C», «В», «А»

Корпусов в год:
70

Средний срок строительства:
7‑12 месяцев

Каждый год мы едем в Дюссельдорф и тратим по 40−50 тысяч евро на участие в выставке, но я считаю, что реальный опыт использования лодки гораздо более полезен для маркетинга. Два года назад мы ходили на 42-футовой яхте из Голландии в Гренландию через Шотландию и Исландию, проделав за шесть недель путь в 4500 миль. С верфи до Исландии мы дошли всего за 60 часов со средней скоростью 17,5 узла и расходом 4 литра на милю. При этом ветер достигал 40 узлов, а волны — высоты 8 м, и на борту нас было только двое! Рассказ об этом походе опубликовали несколько яхтенных журналов, и буквально месяц назад новый клиент заказал у нас лодку, после того как увидел ее на фоне айсбергов на обложке одного из них. В этом году мы планируем пройти через Бискайский залив и Гибралтар в Барселону, чтобы показать, что яхты North-Line подходят и для теплых морей.

Сипко фон Слуйс, North-Line Yachts

Особенностью верфи является то, что она осуществляет формовку стеклопластиковых корпусов (сэндвич) вместе с набором методом вакуумной инфузии за один подход, что позволяет получить прочную и вместе с тем легкую конструкцию. К подрядчикам компания обращается только за изготовлением релинга и обивкой мебели, а остальное делает самостоятельно. Правда, объем производства у North-Line небольшой, всего два-три судна в год, и Сипко не планирует его повышать, чтобы, по его словам, не превращать хобби в работу. В 2015 году компания приобрела обанкротившуюся Kuster Yachts, которая строила стальные водоизмещающие яхты, и возродила этот некогда популярный бренд. Корпуса для яхт Kuster заказывают у подрядчика, но покраску и сборку осуществляют сами.

Elling Yachts, являющаяся подразделением крупной верфи Neptune Marine, напротив, не использует вакуумную инфузию для формовки корпусов, а делает все контактным способом, но дополнительно армирует корпус кевларом, который хорошо компенсирует силы растяжения при ударе и препятствует образованию пробоины. Полу-серийное производство Elling отлично оптимизировано, поэтому на строительство 15-метровой модели Е4 уходит ровно 10 недель (построено более 300 корпусов).

North-Line Yachts / Kuster Yachts

Год основания:
1976

Количество сотрудников:
12

Построено яхт:
500

Длина яхт:
8‑20 м

Материал корпуса:
стеклопластик, сталь

Категория RCD:
«В», «А»

Корпусов в год:
2‑3

Средний срок строительства:
8 месяцев

Флагман Elling E6 обладает корпусом переходного типа и является океанской яхтой с категорией «А»

Директор верфи Антон ван ден Бос поставил сотрудникам задачу: в течение года научиться делать за тот же срок и флагманскую Elling E6 (60 футов). Антон убежден, что лучший гелькоут хуже самой плохой краски, поэтому корпуса всех лодок красят для предотвращения деградации стеклопластика.

При том, что внешне Elling по-прежнему остаются классическими яхтами с корпусом переходного типа, верфь делает ставку на оснащение современным оборудованием: например, на борту Е6 используются литиево-ионные батареи с инвертором на 14 кВт, которые сопряжены с фотоэлектрическими ячейками. С другой стороны, компания придерживается консервативной позиции в отношении главных двигателей: все Elling оснащаются одним маршевым дизелем (это помогает самовосстановлению судна после переворота), а для страховки имеют маломощный мотор без электронных «мозгов» (вдруг молния!), работающий на отдельный винт.

Портрет владельца

Рассказ об этих верфях был бы неполным без общего описания той группы людей, которая сегодня выбирает типичные голландские лодки с их классическим дизайном, невысокой скоростью, традиционной компоновкой и местами старомодной отделкой. Покупают их по большей части семейные пары, которые уже вырастили детей, накопили достаточно средств и вышли на пенсию. У них еще нет проблем со здоровьем и дефицита свободного времени; они ведут активную жизнь, сохраняя интерес к миру за пределами любимого домашнего кресла. Часто они путешествуют и живут на яхте вдвоем, потому комфорт и надежность судна им гораздо важнее лишних коек. Им не нужно никуда торопиться и тем более демонстрировать свой статус, поэтому они выбирают суда, создающие минимум проблем в эксплуатации, разумно потребляющие топливо и степенно идущие по волнам.

Elling Yachts (Neptune Marine)

Год основания:
1972

Количество сотрудников:
70

Построено яхт:
350

Длина яхт:
13‑20 м

Материал корпуса:
стеклопластик

Категория RCD:
«А»

Корпусов в год:
18‑20

Средний срок строительства:
10 недель

Многие из этих людей в молодости ходили под парусом, но с возрастом пересели на стальные водоизмещающие «тихоходы», чтобы чувствовать море как прежде. Если в России таких единицы, то в странах Бенилюкса подобные «пенсионеры» составляют если не большинство, то значительную часть своей возрастной группы. Однако времена меняются, ценителей голландской классики становится меньше, а чем будет заниматься на пенсии нынешняя молодежь, пока большой вопрос. Верфи чувствуют это и по мере возможностей стараются адаптироваться к обстановке, уповая на то, что добротно построенные яхты не пропадут со шкалы ценностей будущих поколений.

Дата:

04.01.2019

Текст

Антон Черкасов-Нисман

Фото

Ричард де Йонге, Петер де Ронде, Дик Холтис, Fotografie JLOO

Следующая статья

Ладная новинка Absolute Navetta 48

Предыдущая статья

Борис Лашков, яхтенный капитан и пилот малой авиации, о том, что полезно сделать перед отходом яхты от причала

Новые материалы
Похожие статьи