Странствуй, эксплорер!

Обзоры и тесты
Следующая статья

Жизнь под кайтом

Предыдущая статья

Учить нельзя штрафовать

Explorer Yacht Summit, прошедший в ноябре в Яхт-клубе Монако, явился вторым по счету слетом представителей «экспедиционного» сегмента яхтенной индустрии, который мог бы стать очень специальным мероприятием, если бы крупные эксплореры в последнее время не претендовали на роль «первой скрипки» в сводном оркестре мирового прогулочного флота.

Участники дебютного саммита два с половиной года назад пришли к выводу, что в серьезные экспедиции на обычной, «белой» яхте ходить не стоит и что сегодня далеко не всякий «эксплорер» — на самом деле эксплорер, за что надо «поблагодарить» маркетологов. На нынешней встрече обсуждали динамику рынка этих яхт, проблемы безопасности экспедиций-­путешествий и возможность «добровольной» батиметрии на благо общества. Во всех докладах красной нитью проходила и тема устойчивого развития альтернативных источников энергии. Инициатива исходила, как ни странно, от капитанов и владельцев экспедиционных яхт, которые, отправляясь на дизеле в удаленные уголки планеты, стали задумываться о балансе между «хотим увидеть» и «хотим сохранить».

«Зеленые» технологии и наука

Не так давно введенный по инициативе Яхт-клуба Монако показатель экологичности суперяхт Sea Index обретает поддержку ведущих участников рынка, в том числе Damen Yachting, которая в последнее время претендует на роль мирового лидера в сегменте роскошных яхт-эксплореров. Первое судно линейки SeaXplorer Anawa решили снабдить гибридной пропульсивной установкой на базе си­стемы Siemens BlueDrive с генераторами переменного тока и батареями с защитой от пиковых нагрузок. Вслед за Anawa и остальные лодки SeaXplorer получают подобные системы, а также комплексные решения по очистке серых и черных вод и хранению мусора. Весомым может стать вклад эксплореров как плавучих баз для научных исследований и образовательных программ. Пример такого подхода — организация крупной (40 кв. м) гидробиологической лаборатории на строящейся Damen SeaXplorer 60.

Доктор Маттиас Йонас, секретарь Международной гидрографической организации, призвал владельцев эксплореров принять участие в глобальной программе батиметрических исследований. Ведь именно их яхты нередко оказываются в стороне от исхоженных морских путей, а картина дна все еще полна белых пятен; неудовлетворительно обследованы целые побережья. Продемонстрировал спикер и проектный образец компактного устройства — черного ящика с сонаром, который способен сам вести запись параметров дна с борта яхты. Правда, есть законодательные проблемы, требующие урегулирования: коммерческие карты пока не могут пополняться данными, полученными подобной съемкой.

Рынок

Сегодня количество экспедиционных яхт велико как никогда прежде — 344 судна длиной более 30 м; лидерами по владению такими лодками остаются американцы — у них 71 корпус, что неудивительно: по числу сверхбогатых людей США занимают первое место.

По сравнению с 2010 годом доля построенных эксплореров выросла на 166%, причем 2018 год стал самым результативным — переданы заказчикам 23 корпуса. Рынок брокеражных эксплореров оживился в 2013 году (тогда сделки принесли 282,3 млн евро), но стабильным рост продаж стал лишь с 2018 года; 2020 год был отмечен продажей 54 корпусов на сумму 614,6 млн евро. Что касается флота яхт вместимостью свыше 500 рег. т, то его рост весьма заметен в последние несколько лет, и таких судов уже более сотни.

«И все же пока сегмент эксплореров остается нишевым, — считает Рафаэль Солó, генеральный директор Fraser Yachts. — За последние несколько лет запросов стало больше, клиенты интересуются, проявляют энтузиазм. Правда, верфей, которые могут строить действительно специализированные эксплореры, не так много, ведь это требует огромных знаний. Интерес к экспедиционным яхтам исходит не только от опытных владельцев, но и от новичков, однако тем и другим непросто решиться на настоящий эксплорер. Ведь, помимо того, что судно должно соответствовать многочисленным требованиям, ему надлежит приносить удовольствие, например, летом в Средиземном море. Именно поэтому в мире до сих пор очень мало истинных эксплореров, и все они строились под определенную задачу. Сейчас много обсуждают яхты-кроссоверы, но я не думаю, что за этим скрывается ­что-то серьезное: либо ты строишь настоящий эксплорер, либо просто хорошую яхту, которая может посещать отдаленные акватории, ведь ходят же туда обычные лодки. Что касается чартера, то запросы на эксплореры по-прежнему составляют незначительную долю, хотя их абсолютное количество растет».

«Контингент покупателей экспедиционных яхт сильно помолодел, теперь их средний возраст составляет 40−50 лет; они уже пресытились средиземноморским отдыхом и хотят ходить в моря по-серьезному, — считает Александр Каев, брокер компании Imperial Yachts. — Этим активным и практичным людям нет нужды производить эффект или ­что-то доказывать, для них важны свобода и отсутствие ограничений. Они неплохо подкованы в теме, начитаны, их интересует пригодность лодки для использования в разных уголках планеты, возможности по исследованию акваторий и глубин. Они напрямую спрашивают, какой будет вертолет, какова грузоподъемность кран-балки, смогут ли они сгружать с борта технику, есть ли компрессор для наполнения аквалангов. То есть им нужен не бутафорский „pocket-­эксплорер“, а самое настоящее экспедиционное судно, и таких запросов стало гораздо больше. Отсюда всплеск реконструкций и конверсий старых яхт, рост продаж у Damen Yachting».

Строить или перестраивать?

«Молодежь, идущая сегодня в экспедиционный яхтинг, умеет считать деньги, для них это не игрушки. Эти люди рассматривают варианты по перестройке старых стальных прогулочных и коммерческих судов, а также держат в уме остаточную стоимость после эксплуатации лодки, — продолжает Александр Каев. — К тому же сейчас начать строительство нового судна semi custom — это 2025−2027 годы сдачи. Поэтому нередки случаи, когда ищут корпус длиной под 70 м и строят еще одну Olivia (гидрографическое судно, перестроенное в яхту-эксплорер. — Прим. ред.). Они переделывают интерьеры, ставят вертолетную площадку и пр. Сейчас стали ценить „классику“ с ее серьезной мореходностью, крепким корпусом ледового класса и невероятным запасом хода ­где-нибудь в районе 12−15 тыс. миль. Это востребованный вариант получения экспедиционной яхты, и я уверен, что это направление будет развиваться».

И ­все-таки большинство требовательных заказчиков смотрит в сторону новых лодок. Тем более если планируют сдавать яхту в чартер, как это делает предприниматель Олег Тиньков, владелец Damen La Datcha. Но дело не только в общей привлекательности нового судна — слишком трудно достичь в перестроенной лодке того уровня комфорта и роскоши, который ожидают современные клиенты.

«Наши заказчики — настоящие индивидуалисты, которые предъявляют очень высокие требования к своим яхтам, — говорит Энрике Тинторе, дизайн-­менеджер Damen SeaXplorer. — Часто у них есть настоящая страсть к ­чему-то, например дайвингу, вертолетам, исследованиям и открытиям, и они хотят иметь возможности, которые выходят далеко за рамки того, на что способны обычные яхты. Но они также хотят иметь на борту роскошные гостевые помещения, которые отражают их личный стиль. Вот почему мы уверены, что с помощью SeaXplorer сможем предложить самое лучшее как в плане экспедиций, так и в отношении привычного отдыха на яхте. И компромисса для нас быть не может. Это философия, которая отличает нас от конкурентов».

Эксплореры Damen Yachting

Несмотря на то что голландская верфь выступила в этом году генеральным партнером Explorer Yacht Summit, на нем обсуждали не только лодки этого производителя. Однако стоит отдать должное компании: в сегменте специализированных эксплореров длиной более 55 м Damen Yachting сумела в кратчайшие сроки сделать себе имя и не собирается останавливаться на достигнутом.

«Мы получаем массу отзывов от владельцев, капитанов и экипажей обоих судов, Anawa и La Datcha, — продолжает Энрике Тинторе. — Свою лепту вносит и компания Imperial Yachts, которая занимается менеджментом La Datcha. Эти отзывы и пожелания влияют на процессы конструирования и дизайна других лодок линейки».

«Идеальных проектов не существует, и, глядя на готовую яхту, всегда можно найти ­какие-то новые идеи, — считает Бен Лайонс, генеральный директор EYOS Expeditions, компании-­партнера Damen Yachting. — И не важно, сколько итераций дизайна было до этого: каждый раз можно ­что-то улучшить. Но когда я несколько месяцев назад посетил La Datcha в Мексике, чтобы помочь ее экипажу с подготовкой к походу в Антарктику, меня поразило, сколько всего в SeaXplorer сделано правильно с первого раза».

Недавно Damen Yachting сообщила о начале строительства новой лодки серии — SeaXplorer 60.

«Мы ожидаем роста числа заказчиков, которым нужны высокие показатели автономности, безопасности и гибкости, как у яхт линейки SeaXplorer, — говорит Роуз Дамен, управляющий директор компании. — Поэтому мы решили начать строительство SeaXplorer 60 по спецификациям с короткими сроками готовности судна в 2024 году. Это уникальное предложение в своем классе».

Судно, как и его предшественники, получит корпус ледового класса типа Sea Axe с особыми обводами, отвечающий требованиям IMO Polar Code, высокую автономность и гибридную силовую установку. Кормовой сегмент палуб решен как пространство с гибкой моделью использования и широкими возможностями переустройства. Вертолетную площадку (150 кв. м) в отсутствие вертолета можно будет задействовать для вечеринок или занятий спортом. Под этой зоной устроено многофункциональное пространство площадью 195 кв. м для хранения разно-образных тендеров длиной до 10,5 м, субмарины, снегоходов, гидроциклов или парусных лодок.

«Эта крытая кормовая палуба предоставляет широкий спектр возможностей для владельца SeaXplorer 60, — говорит Энрике Тинторе. — Судно предлагает беспрецедентное сочетание гибкого хранения тендеров и экспедиционного снаряжения, полностью сертифицированной вертолетной площадки, дайв-центра, лыжной базы и развлекательной площадки… И все это в пространстве, которое может быть перепрофилировано от сезона к сезону по мере того, каковы планы путешествий. Таким образом, яхта может быть идеально оптимизирована для серьезных тропических вояжей и полярных экспедиций».

Лаунж в носовой части верхней палубы SeaXplorer 60 — идеальное место для созерцания в тепле и уюте проплывающих мимо айсбергов

Заключение

Роб Луендик, директор по продажам Damen Yachting, отметил, что Explorer Yacht Summit проводится в Яхт-клубе Монако — средоточии роскошного яхтинга, но рассуждают здесь о таких далеких местах, как Вануату и Гренландия; наверное, все, кто связан с эксплорерами, имеют склад мышления путешественников-­авантюристов.

Смогут ли эти «авантюристы» выступить в роли катализаторов изменений в отрасли, покажет время, но «ледовая лихорадка», овладевающая умами самых активных представителей нынешнего поколения яхтсменов, — это, пожалуй, лучшее, что может сегодня случиться с яхтенным сообществом.

Дата:

11.01.2022

Текст

Иван Голубев

Фото

Damen Yachting

Следующая статья

Жизнь под кайтом

Предыдущая статья

Учить нельзя штрафовать

Новые материалы
Похожие статьи