Школа MBY. Буксировка

Обзоры и тесты
Следующая статья

На маленьком плоту

Предыдущая статья

В архипелаге Общества

Хотите вы оказать помощь или принять ее, правильная буксировка — важнейшее умение для любого судовладельца.

Буксировка — то, что любой судоводитель должен уметь делать безопасно и эффективно. Надеюсь, вам не придется применить эти знания на практике по отношению к собственной лодке, тем не менее всегда полезно знать, как это делается, если случится помогать кому-нибудь другому. В следующий раз, услышав, как береговая охрана вызывает по радио «любое судно в районе, которое может помочь с буксировкой», вы будете знать, что делать.

Когда помогать?

Судно, нуждающееся в помощи, может быть совсем рядом; но прежде чем самоотверженно бросаться на помощь, задайте себе несколько важных вопросов. Насколько велико судно, которое придется буксировать? Годится ли ваша яхта для буксировки? Нет ли поблизости других, более подходящих для этой задачи судов? Как далеко предстоит буксировать? Сколько времени это займет? Каковы погода сейчас и ближайший прогноз? И самое главное, хотите ли вы вообще браться за это?

Согласно последним требованиям, все современные суда должны проектироваться с усиленной носовой частью — для безопасности буксировки и постановки на якорь. Можно считать, что дни, когда буксировка приводила к вырыванию палубных уток, миновали. Тем не менее, если вы собираетесь буксировать чье-то судно или готовите к этому свое, важно правильно распределить нагрузку, чтобы она не приходилась только на одну-две утки.

Чем буксировать?

Вам понадобится длинный конец хотя бы невысокой эластичности. Если ни на одном из судов нет специального буксировочного троса, идеально может послужить, например, веревка от вспомогательного малого якоря. На нашей 11-метровой лодке есть 50 м отлично подходящего для буксировки троса диаметром 14 мм, который можно за несколько секунд отвязать от якорной цепи. Если у вас нет вспомогательного якоря, всегда можно соединить два более коротких конца, только тщательно выбирайте узел. Хорошо использовать брамшкотовый узел или завязать булинь на конце каждого троса, продев петли друг в друга. Помните, что эти концы будут под нагрузкой и узлы затянутся сильно.

Следующий шаг — подготовка «узды», чтобы распределить нагрузку на оба борта лодки равномерно. Начните с заведения каждой ветви стропа на центральные утки, затем проведите оба троса к носу, сделав один оборот вокруг каждой из носовых уток, чтобы нагрузку распределить как по длине лодки, так и по бортам. Нужно, чтобы получившаяся петля полностью обходила релинг, якорь и т.  п., иначе ветви стропа, находясь под нагрузкой, могут повредить их. Также нужно предусмотреть возможность быстро и просто освободить буксирный трос, если что-то пойдет не так. Поэтому один конец «узды» нужно завести на утку, не закрепляя конец узлом или поворотом на 180°.

Обязательно следует учесть трение. Тросы, соприкасаясь с любыми деталями судна, перетираются очень быстро, поэтому, где возможно, пропускайте их через клюзы и удостоверьтесь, что если есть соединительные узлы, то они не находятся в важных местах. Когда клюзы расположены неудобно, можно защититься от нежелательного трения, подложив ветошь или специально предназначенные для этой цели маты.

Буксировщик

Если буксируете вы, то сказанное относительно нагрузки касается и вас. Снова нужно распределить нагрузку, только теперь с центральных уток на кормовые. Привяжите длинный буксирный конец к «узде» булинем. Получится самоцентрующаяся петля, а длину буксирного троса можно будет регулировать при помощи кормовых уток. Завяжите еще один булинь на конце троса, который вы собираетесь подать на буксируемое судно: в такой ситуации люди иногда теряют способность вязать узлы, но все же смогут пропустить через ваш булинь свою веревку и завести ее на утки.

Если нужно буксировать водоизмещающую моторную или парусную яхту, будьте осторожны: в этом случае может потребоваться дополнительная остойчивость, особенно если вы двигаетесь по ветру. Корму буксируемого судна может захлестнуть волной, оно может начать рыскать или попытаться «догнать» буксир. Одно из решений — прицепить трос или небольшой парус с яхты позади буксируемого судна.

Буксировка

Если буксировать собираются вас, то в штормовую погоду иногда идти на нос страшновато. На небольших лодках часто есть носовой фалинь, прикрепленный к D-образному рыму и ведущий в кокпит, что идеально, в том числе и для буксировки на небольшие дистанции. Для более крупных судов вам все же придется завести трос. Но прежде чем отправляться на нос, обязательно наденьте спасжилет. Можно также надеть страховочную «сбрую», а при движении старайтесь пригибаться, чтобы понизить центр тяжести тела. Заведя свои концы, будьте готовы передать или принять буксирный конец — для этого нужно, чтобы буксировщик подошел достаточно близко, на расстояние броска.

Во время буксировки корма буксировщика должна выступать за корму буксируемого судна минимум на метр

После закрепления троса буксировщик должен начинать движение осторожно — есть риск обрыва и повреждения палубного оборудования. Риск можно минимизировать при использовании длинного буксирного троса с хорошей эластичностью. Идеальны для работы плетеные веревки из 8 прядей: они хорошо растягиваются, не страдают способностью перекручиваться и самостоятельно завязываться в узлы, как другие типы веревок. Прежде чем трос натянется, еще раз проверьте, нет ли помех — вы же не хотите, чтобы ваш носовой релинг улетел за борт, если за него зацепится веревка?

Буксировщику лучше всего начинать движение по дуге: так натяжение будет возрастать постепенно. Как только буксируемая лодка получила импульс, можно начинать движение в нужном направлении. Кстати, посередине буксировочного троса можно закрепить какой-либо груз (например, вспомогательный якорь) — он будет помогать сохранять натяжение троса. Идеальное расстояние между судами в связке — две длины волны. Буксируя маленькую лодку, попросите ее команду переместиться в корму — буксирный трос тянет нос вниз, из-за чего судно будет зарываться. Буксируя крупное или тяжелое судно, лучше начинать движение по ветру, пока оно не получит необходимый импульс.

Буксировка лагом

При входе в порт может потребоваться укоротить буксирный трос, чтобы обеспечить лучший контроль над вашим «поездом». Прежде всего, необходимо осторожно замедлиться — если двигатели на буксируемой лодке не работают (а так, скорее всего, и будет), судно не может сдать назад, поэтому нужно постараться, чтобы оно не влетело вам в корму. Когда буксир замедляется, трос провисает, и вы можете быстро выбрать его на утку.

Если нужно больше маневренности (или при буксировке на короткую дистанцию), можно выбрать способ буксировки лагом. Он безопаснее в плане столкновения, но вам потребуется много кранцев, чтобы избежать повреждений на обоих судах. Этот способ годится только для спокойных условий или когда нужно встать лагом к причалу.

Правовые аспекты

Буксировка — это «договор» помощи, когда требуется содействие в продвижении судна к порту. Вероятность, что отбуксировавшее вас судно в судебном порядке потребует компенсацию за спасательную операцию, невелика, разве что в процессе случится что-нибудь непредвиденное. Международная конвенция о спасании имущества от 1989 года определяет спасательную операцию как «любое действие или деятельность по оказанию помощи судну или любому другому имуществу, находящимся в опасности в судоходных или любых других водах». То есть, когда судно или человек обращаются к вам за помощью в буксировке, управлении судном и т.  д., это может трактоваться как спасательная операция. Вознаграждение, которое уплачивается спасателю, определяется имевшим место риском, потраченными временем и средствами, стоимостью спасенного имущества.

В первую очередь, старайтесь договориться об условиях буксировки. Если это по каким-то причинам не сделано, следуйте стандартной формуле «No cure no pay» («Без спасения нет вознаграждения»). То есть, заключая договор, спасатель действует на свой страх и риск и при отсутствии полезного результата лишается права на вознаграждение. В случае успеха вознаграждение будет определено впоследствии Морской арбитражной комиссией. Если ситуация стрессовая, а коммуникация затруднительна, старайтесь продемонстрировать, что сохраняете контроль над ситуацией: подайте свой буксирный конец, запросите прогноз погоды, ведите судовой журнал. Потом, если дело дойдет до суда, этим вы сможете воспользоваться при защите. Любые устные соглашения должны засвидетельствовать другие члены команды с внесением в судовой журнал. Если соглашение не было достигнуто на месте, попробуйте снова договориться на берегу: обсудите сумму за буксировку и получите чек или расписку.

Во время буксировки оба судна считаются одним целым. В зависимости от того, был заключен контракт на буксировку или нет, меняется и ответственность. Например, если произошло столкновение, то при отсутствии контракта ответственность несет буксируемое судно. Если договор есть, ответственность на буксире как «поставщике услуги». Типовые договоры о спасании можно найти в документах RYA или Морской арбитражной комиссии при Торгово-промышленной палате РФ.

Расположите суда лагом друг к другу так, чтобы корма буксировщика выступала позади кормы буксируемого судна минимум на метр — это даст вам необходимый «рычаг» в поворотах. Такая связка будет управляться по аналогии с судном, которое оснащено двумя двигателями, но работает из них лишь один. Носовые и кормовые швартовы на обоих судах должны быть заведены корректно и хорошо натянуты, чтобы постоянно удерживать лодки бок о бок. Хорошо, если борт буксировщика имеет выраженный изгиб в носовой части, — так проще контролировать связку. Шпринги заводят крест-накрест, с носа буксировщика на кормовую утку второго судна, которая будет нести основную нагрузку. Второй шпринг, идущий с кормы буксировщика на нос буксируемой лодки, потребуется, если вам придется сдавать кормой.

Дата:

24.06.2013

Текст

Джон Мендеc

Фото

Лестер МакКарти

Следующая статья

На маленьком плоту

Предыдущая статья

В архипелаге Общества

Новые материалы
Похожие статьи