Selene 49 Classic Explorer

Обзоры и тесты
Следующая статья

Project Atalay

Предыдущая статья

Стабильность — на электричестве

Она стояла у причала яхт-клуба в Санкт-­Петербурге и выглядела скучающей: ей бы в море, на водные просторы, да швартовы не пускают. Но впечатление оказалось обманчивым: яхта-траулер только что пришла из морей, и в скором времени ей предстоял переход в Москву. Так что у причала она просто отдыхала…

Особенная стать

Selene 49 — старшая модель в линейке Classic Explorer верфи Selene Yachts (Jet-­Tern Marine, Китай). Но та лодка, на которой мы побывали, несколько отличалась от серийной, и не только составом оборудования. Оставаясь внешне типичным «траулером» с высоким бортом в носовой части, поднятой ходовой рубкой с обратным наклоном лобового остекления и португальским мостиком перед ней, лодка претерпела изменения в архитектуре. Появилось, в частности, изогнутое «крыло», связывающее флайбридж с корпусом в корме, и обновилась конструкция хардтопа, напомнив о моделях другой линейки верфи — Ocean Explorer. Оказалось, не случайно.

Обычно дизайном проектов Selene занимается сам Говард Чен, основатель верфи и яхтенный конструктор. Но для разработки дизайна Ocean Explorer он пригласил известного мастера Гвидо де Грута (Нидерланды). Теперь, желая освежить экстерьер Selene 49, Говард Чен снова обратился к Гвидо. Тот набросал несколько идей-эскизов, на верфи их перевели в чертежи, и обновленная Selene 49 выступает как бы связующим звеном двух линеек. Но и без этого лодка с темно-­синим (Navy Blue) корпусом и внушительной надстройкой кажется мощной, крепкой, готовой к океанским походам и… стальной (хотя изготовлена из стеклопластикового композита).

В отличие от хорошо знакомых большинству моторных круизеров и яхт известных европейских брендов, на фордеке нет «солярия» и другой развлекательной обстройки. Зато имеется бушпритная площадка с роульсами для двух якорей и брашпиль якорного устройства. Кокпит в корме лишен стола-­дивана, да и на флайбридже, частично накрытом хардтопом, помимо наружного поста управления, L-образного дивана, стола, бара с мойкой и грилем, а также гидравлического крана для спуска-­подъема тендера, ничего нет. Кстати, флайбридж расширен и накрывает сверху проходы вдоль борта. Это уже не дизайнерские намеки, а наглядная демонстрация того, как должна выглядеть яхта для серьезного плавания: не рекреационный траулер для малого каботажа (от марины до марины), а настоящая путешественница, пусть не «супер» по габаритам, но уже вполне эксплорер.

Selene 49

Длина:
16,43 м

Ширина:
4,78 м

Осадка:
1,80 м

Водоизмещение:
30,5 т

Запас топлива:
4900 л

Запас воды:
810 л

Мощность:
230 л.с.

Каюты:
3

Категория RCD:
«A»

Закончу здесь любопытным сравнением. Рядом с Selene 49 Classic Explorer у причала стояла тоже траулерная Fleming 55. Так вот, уступая последней размерениями, Selene 49 выглядела более крупной и вместительной. Такой вот оптический обман. Или нет?

Специфика бренда

У каждой моторной яхты есть салон, ходовая рубка и каюты. Специфика типа и бренда проявляется в том, как распределены обитаемые объемы, спланированы и оформлены эти помещения. У Selene 49 Classic Explorer есть свои особенности компоновки, но и без ­каких-либо сравнений внутри она оказалась весьма просторной и привлекательной, хотя и без «излишеств».

Салон — это угловой диван со столом, два кресла напротив и камбуз с барной стойкой, правда, большой, удобный и отлично оборудованный: есть всё, включая двухкамерный холодильник и посудомоечную машину. Особенный интерес у меня вызвала ходовая рубка. Ее пайол находится выше уровня главной палубы, но ниже палубы флайбриджа. В рубку попадаешь по трапу из салона (второй трап отсюда уже ведет на флайбридж) или через двери в бортах. Интересные двери: они состоят из двух секций — верхней стеклянной и нижней «глухой». Открываются или верхняя секция, или обе, а вся дверь фиксируется мощными задрайками («страховка» от большой волны). Из рубки отличный обзор по курсу, траверзу и даже в корму — есть окна сзади.

Набор и компоновка приборов на панели управления и наверху, под подволоком, приятно удивили: помимо навигационного пакета Raymarine с картплоттером Axiom 12″, есть немало интересного, даже ЖК-дисплей с наглядной информацией по текущему распределению электричества по устройствам — что и сколько потребляет (кстати, в рубке находится и ГРЩ).

Все эти моменты оценил и Денис Денисов, перегонявший Selene 49 Classic Explorer из Котки в Санкт-­Петербург. Особенно он отметил спальное место — вахтовую кровать за диваном (перед постом управления нет кресла капитана). Удобно, когда путешествие длится сутками и капитану требуется короткий отдых, пока лодку ведет авторулевой.

Коротко о каютах. У этой Selene 49 Classic Explorer их три: «мастер» в носу и две по бортам. Они довольно просторные за счет полных секций корпуса; в каюте владельца есть островная кровать queen size со ступеньками из тика по бокам, а также большие подвесные шкафчики с отделкой из кедра внутри. Внутри все, включая салон и ходовую рубку, отделано тиком под лаком, на камбузе гранитные столешницы, местами применена верхняя и нижняя LED-подсветка. Короче, очень европейский и, несмотря на кажущуюся аскетичность, уютный интерьер, подходящий для долгих круизов.

Океанский потенциал

У Selene 49 Classic Explorer корпус с обводами deep hull — круглоскулый с подъемом днища в корме и острыми носовыми ватерлиниями — призван обеспечить достаточную плавучесть и устойчивый ход на волне, а высокий надводный борт способствует тому, чтобы фордек оставался сухим.

Хотя мы побывали на борту Selene 49 Classic Explorer, пока она стояла в Санкт-­Петербурге, но тест-драйв не проводили. Однако у нас есть результаты испытаний, предоставленные верфью. По этим данным, лодка с двигателем John Deere 6068AFM85 (230 л.с.) развивает на максимальном режиме 2300 об/мин скорость 9,8 узла. Двигатель имеет рейтинг M1, что допускает длительную работу на максимальных оборотах: не вечный, конечно, но надежный и экономичный. На крейсерской скорости около 8 узлов (1600 об/мин) запас хода 2000 миль, на скорости 7 узлов (1400 об/мин) — 2800 миль, чего с запасом хватает для пересечения Атлантики (правда, путешествие нон-стоп займет недели две).

Здесь надо отметить, что проект Selene 49 Classic Explorer в качестве базового маршевого двигателя предусматривает также heavy duty дизельный Cummins QSL 9.0 мощностью 330 л.с., более тяжелый и габаритный. С ним, по данным верфи, максимальная скорость 10,5 узла (1800 об/мин), а на скорости 7 узлов запас хода составляет уже 3400 миль.

Я пишу «маршевый двигатель», поскольку у Selene 49 Classic Explorer есть еще вспомогательный — так называемый wing engine, смещенный относительно диаметральной плоскости, со своим гребным валом и складным винтом. Это тоже дизель Yanmar 4JH57 мощностью 57 л.с., под которым во время теста лодка шла со скоростью 6,4 узла (расход топлива 11 л/ч).

Что еще показал тест? На Selene 49 Classic Explorer стояли плавниковые электрические стабилизаторы качки Trac 220/7.5. В циркуляции на 1450 об/мин (7,3 узла) при полной перекладке руля крен без включенных стабилизаторов достигал 8°, а с работающими плавниками он снижался до 3°. Выводы делайте сами.

Все это проявилось и на долгом переходе из Гамбурга (туда яхта прибыла с верфи на борту грузового судна) в финскую Котку, и во время перегона из Котки в Санкт-­Петербург (балтийскую волну высотой более метра лодка просто не замечала), и во внутренних водах, когда она шла в Москву, к месту базирования, и на ее борту находился заказчик… Он, кстати, оказался человеком опытным и заказал немало полезного дополнительного оборудования: генератор Onan на 13,5 кВт, носовую и кормовую электрические подрульки Side-Power SEP170 (11,8 л.с.) с регулировкой мощности, реверсивную систему кондиционирования Webasto и предпусковой подогреватель двигателя на 24 В той же фирмы, швартовные лебедки Maxwell VC500, авторулевой (с дублированием), радар, рыбопоисковый эхолот, камеры обзора для моторного отсека и кокпита… В общем, вполне подходящая для океана и кругосветного путешествия яхта. Кстати, MBY уже публиковал статью про семейную пару, которая на Selene 49 пересекла Атлантику.

В состав мирового флота моторных яхт входит немало траулеров разных размеров и производителей, и яхты Selene занимают в нем заметное место. Но почему в России таких не много? Надо признать, что по ряду типов прогулочных судов мы запаздываем, а траулерные яхты у нас пока не распробовали. Тем не менее они начинают появляться (Selene 49 Classic Explorer — тому пример), и это, надеюсь, станет устойчивой тенденцией. Конечно, одна ласточка весны не делает, но птички чувствуют ее приближение и никогда не ошибаются.

Характеристики

ECO FAST MAX
Обороты 1000 1200 1400 1600 1800 2000 2200 2340
Скорость 5,3 6,2 7,1 7,9 8,1 9,1 9,5 9,8
Расход 4,2 7,1 11,2 17,2 25,5 34,2 42,0 48,0
Миль/л 1,26 0,87 0,63 0,46 0,32 0,27 0,23 0,20
Запас хода 7200 5500 3800 2800 2000 1400 1200 1000

Двигатели: маршевый John Deere 6068AFM85, 230 л.с. при 2300 об/мин, 6 цилиндров, 6,8 л, дизель; вспомогательный Yanmar 4JH57 (57 л.с. при 3000 об/мин).

Скорость в узлах (средняя по двум галсам), расстояние в милях, расход в л/ч, запас хода из расчета 10% резерва. Указанные величины основаны на показаниях бортовых приборов и могут отличаться от полученных вами данных. Загрузка: 35% топлива, воды нет, минимум запасов.

Дата:

21.12.2021

Текст

Петр Шестаков

Фото

Алина Гараженко

Следующая статья

Project Atalay

Предыдущая статья

Стабильность — на электричестве

Новые материалы
Похожие статьи