SeaXplorer — имя нарицательное?

Обзоры и тесты
Следующая статья

Год фитнеса — самым быстрым и находчивым

Предыдущая статья

Princess F62

Damen Yachting продолжает совершенствовать свои экспедиционные суда.

Представленные в 2015 году модели SeaXplorer, по сути, составили первую в мире линейку «серийных» экспедиционных суперяхт длиной свыше 50 м. Серийных не в плане «конвейерного» выпуска, а в отношении стандартизированного подхода к проектированию и производству, который так любит и развивает судостроительный концерн Damen Group.

Голландцы из Флиссингена планомерно и успешно формируют и осваивают доселе не очерченную нишу, причем не только на словах. Заказчики уже получили два первых эксплорера длиной 62 м (Anawa) и 77 м (La Datcha), и сейчас на заводе Damen в Анталии строится третий SeaXplorer 58. Несмотря на сравнительную молодость концепции SeaXplorer, она непрерывно развивается: эволюционирует дизайн, добавляются новые технологии, проект выходит за рамки нишевого и становится все более привлекательным для широкой аудитории.

«Для владельцев относительно небольших лодок вместимостью до 500 рег. т, которые хотят построить яхту побольше, оптимальными оказываютcя суда длиной 70−80 м, — рассказывает Энрике Тинторе, менеджер по дизайну SeaXplorer. — У них уже достаточно места, чтобы свободно реализовать практически все пожелания заказчика, тогда как на лодках длиной 50−60 м все же остаются определенные ограничения.

В этом плане шестипалубная SeaXplorer 77 представляет собой золотую середину, поскольку она очень вместительная (2550 рег. т), отличается изрядной автономностью и предлагает высокий уровень комфорта на борту". При этом в линейке есть и более компактная модель SeaXplorer 60 (1150 рег. т) — отличный вариант для тех, кто хочет построить себе вместительный, но все же не слишком крупный эксплорер.

Досье SeaXplorer 77

Длина:
76,90 м

Ширина:
14,00 м

Осадка:
3,75 м

Вместимость:
2550 рег. т

Двигатели:
2 × Rolls-Royce MTU 16V 4000 M65 (2682  л.с.)

Запас топлива:
210 т

Запас воды:
40 т

Запас хода:
6000 миль на 12 узлах

Пассажиры:
12 чел.

Экипаж:
19 чел. + 6 чел. экспедиционного персонала

Дизайн:
Damen Yachting/ Azure Yacht Design

С одной стороны, верфь стремится к стандартизации конструкций, стараясь придерживаться характерного для тех или иных линеек Damen Yachting дизайна, чтобы ее яхты оставались легко узнаваемыми и прочно ассоциировались с брендом. С другой стороны, постоянно тиражировать одни и те же формы тоже неправильно, поэтому в компании прислушиваются к пожеланиям потенциальных владельцев и стараются привнести в проект новизну.

Так, например, Damen Yachting предлагает кастомную модификацию SeaXplorer 77 под названием Project Mar De Cortes (Море Кортеса). На первый взгляд яхта не отличается от оригинальной версии ничем, кроме цвета корпуса, но если приглядеться, можно увидеть, что многие элементы и линии экстерьера аккуратно скруглены. Создавая Project Mar De Cortes, верфь и студия Azure Yacht Design ориентировались на потребности тех владельцев, которые предпочитают обширные бухты Южной Нижней Калифорнии суровым, полным айсбергов антарктическим водам. В итоге внешность у Project Mar De Cortes получилась более «яхтенная» и располагающая к привычному отдыху в средиземноморском стиле плюс судно может нести на борту более крупный вертолет и подводную лодку.

Но все-таки SeaXplorer — это в первую очередь экспедиционные суда с потрясающими возможностями, и не зря в Damen Yachting говорят, что без участия заказчика ни одна из этих яхт не может считаться целостной.
«В процессе строительства La Datcha мы получили очень важный для нас опыт, — вспоминает Энрике Тинторе. — Прежде всего я говорю о том, как уникальное видение конкретного человека воплощается в реальность. Чего только стоила поставленная им задача оборудовать на борту не одну, а две вертолетные площадки! В какой-то момент мы даже засомневались в успешности этой идеи, но все получилось!»

В основе SeaXplorer лежит действительно очень гибкая техническая платформа, позволяющая модифицировать судно под самые разные нужды. Например, изначально в проекте предполагалась пропульсивная система с днищевыми поворотными колонками Azipod c тянущими винтами, способными фрезеровать лед, если его невозможно продавить кормой. Корпус двойного действия с такими приводами наделяет яхту минимальными ледокольными возможностями на случай экспедиций в высоких широтах, однако у La Datcha и Anawa стоят обычные гребные валы. Чем обусловлено подобное решение?

«Мы по-прежнему предлагаем модификацию с днищевыми колонками для самой крупной модели SeaXplorer 105, — отвечает Энрике Тинторе. — Вообще, на SeaXplorer 77 тоже можно установить такую пропульсивную систему, но нужно понимать, что она занимает много места и особенно требовательна к высоте помещения. Поэтому, принимая решение в ее пользу, желательно полностью отдавать себе отчет, для чего это делается. Если яхта будет ходить в полярных акваториях редко, а, по нашим данным, большинство яхт выбираются туда всего раз или два, то ставить такие колонки, наверное, не имеет смысла. Другое дело, если заказчик целенаправленно строит лодку для путешествий именно в высоких широтах. В этом случае корпус и пропульсивная система двойного действия будут оправданы».

То же справедливо и для минимальных рабочих температур. В стандартном варианте SeaXplorer гарантированно выдерживает температуру воздуха от -10 до +45 °С и воды от -1,5 до +32 °С (в движении), но при необходимости нижний порог этих диапазонов можно увеличить. Доработка опять же потребует дополнительного места для отопительных систем и укладки термоизоляционных материалов. Еще одна опция — гибридная дизель-электрическая пропульсивная система, возможность установки которой изначально заложена в проект.

Поскольку Damen строит суда разных типов (за ее почти столетнюю историю сдано уже более 6000 корпусов), между подразделениями компании непрерывно идет процесс «перекрестного опыления» опытом и обмен инженерными решениями. Так, например, многофункциональный вертолетный ангар на SeaXplorer во многом похож на тот, что мы уже видели на судне поддержки суперяхт Game Changer (70 м), разве что его «крыша», которая служит в том числе посадочной площадкой, устроена не в виде раздвижных створок, а как люк на шарнирах по левому борту.

Что касается комфортного размещения гостей, то с этим у SeaXplorer дела обстоят отлично, ведь для этого использован весь накопленный десятилетиями опыт верфи Amels, которая входит в Damen Yachting. La Datcha и Anawa рассчитаны на 12 пассажиров, однако в теории Damen Yachting готова увеличивать число кают и спроектировать SeaXplorer в соответствии с требованиями Passenger Yacht Code. По словам Энрико Тинторе, подобные запросы им пока не поступали, но такую модификацию для моделей длиной 95−105 м уже просчитывали, и построить PYC-лодку вполне возможно.

Площадь жилых помещений для пассажиров составляет 700 кв. м

Полезное гостевое пространство на борту поделено на три почти равные части площадью порядка 700 кв. м. Сюда входит обширная экспедиционная зона в корме, открытые палубы и собственно жилые зоны. Поскольку SeaXplorer — яхты кастомные, для оформления интерьеров заказчики, как правило, привлекают сторонних дизайнеров: в случае La Datcha этим занимался Василий Шприц, тогда как с Anawa работал Карло Торре из Monaco Yacht Temptation. Его студию наряду с Winch Design привлекли для создания неких отправных точек интерьерного дизайна будущих SeaXplorer. Торре предложил весьма уместный для экспедиционной яхты стиль «лофт», а команда Эндрю Винча, как всегда, порадовала нетривиальными решениями вроде перегородок, выполненных в виде замерзшего водопада, и отделки из голубого оникса, которые превращают лодку в плавучий дворец Снежной королевы. Разумеется, все это лишь наброски, призванные разбудить фантазию заказчика, чтобы за ней последовала выбранная им студия.

«Я считаю, что исследование — это действие, совершаемое под влиянием любопытства», — сказал однажды всемирно известный акванавт Дон Уолш, и его определение очень точно отражает суть этого термина. А для любого исследования нужны инструменты, и SeaXplorer способны помочь хотя бы частично напитать неиссякаемое любопытство и приоткрыть завесу неизвестности — если не для всего человечества, то хотя бы для одного или нескольких людей, которым не сидится дома. И будет неудивительно, если в скором времени имя собственное «СиЭксплорер» станет нарицательным для всех экспедиционных яхт.

Дата:

15.03.2021

Текст

Антон Черкасов-Нисман

Фото

Damen Yachting

Следующая статья

Год фитнеса — самым быстрым и находчивым

Предыдущая статья

Princess F62

Новые материалы
Похожие статьи