Princess R35: вразрез с традициями верфи

Обзоры и тесты
Следующая статья

Greenline запускает новую модель Greenline 45 Fly

Предыдущая статья

Оазис яхт на Волге

Первая спортивная яхта R-класса Princess дебютирует в Каннах в сентябре, однако Motor Boat & Yachting уже успел протестировать прототип Princess R35.

Честно говоря, мы не знали, чего ожидать от новой Princess R35 «во плоти». Несколько месяцев в Интернете гуляли шпионские фото и обрывочные видео. В итоге, когда мы увидели R35 в марине, среди обычных лодок, выглядела она… инопланетно. Грозный, почти военный профиль и яркий камуфляж как минимум необычны для компании, которая всегда отличалась британской сдержанностью. Новая модель идет вразрез со всеми традициями.

Помимо снимков и клипов, в сети также ходили слухи о технологиях, которые применены на R35. Известно, что в ее создании участвовала компания BAR Technologies, но до сих пор было неясно, что именно команда Бена Эйнсли, построившая крылатую яхту AC 45 для Кубка «Америки», привнесла в проект. Именно это мы и попытались понять, первыми (не считая разработчиков) сев к штурвалу этой загадочной лодки: на что же было потрачено столько времени и средств?

Вначале был…

Телефонный звонок — все началось именно с него. Года полтора назад Энтони Шериф, генеральный директор Princess Yachts, позвонил Мартину Уитмаршу, своему бывшему коллеге по McLaren, который ныне возглавляет Ben Ainslie Racing Technologies (BAR Technologies), и предложил сотрудничество. Цель Шерифа — привлечь новую категорию клиентов, заинтересовав их необычной концепцией лодки.

«Классные спорткары в таком же ценовом диапазоне продают тысячами, — отметил Шериф, — а спортивные лодки — сотнями».

Вот Princess и решила обратиться к этим клиентам — молодым людям, которые, возможно, прежде не думали о приобретении лодки и вообще не ассоциировали ее со своим образом жизни. Для реализации плана верфь даже переманила к себе на должность директора по развитию Пола Маккензи, одного из сильнейших экспертов в области композитных технологий, прежде работавшего в McLaren. Потом начались переговоры с итальянским дизайнерским домом Pininfarina. Как прокомментировал Маккензи, подход к разработке R35 был абсолютно иным, чем при создании других моделей Princess. С самого начала в нем сообща участвовали ключевые и самые опытные сотрудники Princess, BAR Technologies и Pininfarina.

Досье Princess R35

Длина:
10,89 м

Ширина:
3,27 м

Осадка:
0,76 м

Водоизмещение:
5900 кг

Запас топлива:
600 л

Запас воды:
140 л

Мощность:
2 × 430 л.с. (Volvo Penta V8-430)

Материал:
углепластик

Важную роль в процессе проектирования и постройки также сыграли дилеры Princess Yachts: они озвучивали мнения клиентов, проявивших интерес к новой лодке.

Карбоновый корпус

Серийная R35 — первая Princess, которой предстоит преодолеть планку 50 узлов — будет выпускаться с полностью углепластиковым корпусом: от килевой балки до палубы и крышек рундуков. Princess уже применяла карбон в отдельных конструкциях на своих крупных моделях, но эта модель — первая чисто «угольная», и верфь утверждает, что она будет на 25% легче аналогов из стеклопластика. Но сначала построили прототип, чтобы проводить беспощадные тесты на управляемость и скорость.

Забудьте всё, что вы прежде знали о яхтах. Princess R35 радикально меняет все правила игры и ощущения на воде.

Энтони Шериф, генеральный директор Princess Yachts

Индекс «R» в названии модели означает Revolution. Задача состояла в том, чтобы создать лодку быструю, но в то же время мореходную и комфортабельную. Часть задачи решает глиссирующий корпус с двумя бензиновыми Volvo Penta V8−430 и угловыми колонками. А дальше уже ломали головы специалисты BAR Technologies. В итоге предложенная ими крыльевая система в корне отличается от всего, что мы видели раньше.

Развернутые Т-образные крылья R35 не поднимают корпус над водой, как это обычно бывает. Вместо этого стойки-плавники из углепластика сдвигаются вперед относительно корпуса, меняя угол атаки крыльев, создавая дополнительную подъемную силу в корме и опуская нос судна, чтобы острые носовые обводы рассекали волну, смягчая ход. Гироскоп постоянно контролирует ситуацию и через компьютер подает команду, чтобы крылья отслеживали состояние моря. На серийной модели будет циферблат, похожий на прибор системы распознавания поверхности у Land Rover, чтобы шкиперу было удобнее управлять крыльями в соответствии с текущими условиями.

Сейчас представители BAR еще дорабатывают настройки режимов Comfort, Sport или Rough weather. В пределах определенных параметров крылья будут настраиваться в зависимости от волны: встречной, попутной или боковой. Разработчики также утверждают следующее: поскольку крылья работают независимо друг от друга, они могут устранить крен, если лодка неравномерно загружена, поэтому нет необходимости в транцевых плитах или интерцепторах.

Важно уточнить, что мы тестировали именно прототип, предназначенный для испытаний ходовых и маневренных качеств лодки. Корпус, двигатели, знакомые переключатели и дисплеи на пульте, крыльевая система здесь такие же, как будут на серийных лодках, но остальное — временные конструкции. Нет нормальной звукоизоляции, ветровое стекло «технологическое», сиденья заимствованы у одной из флайбриджных Princess. В серийной версии под палубой будут каюта с трансформируемой V-образной кроватью и даже полноценный санузел …

Так будет выглядеть интерьер серийной R35. Princess Design Studio разработала три роскошные схемы отделки

Саймон Шофилд из BAR Technologies показывает пальцем на планшет, который связан с ноутбуком, а тот, в свою очередь, — с крыльями. Таким образом управляется крыльевая система на стадии отладки, а на серийной лодке предполагается интерфейс, встроенный в многофункциональный дисплей поста управления, который позволит переключаться между режимами и регулировать сенсорным ползуном перемещение крыльев с шагом ±5º.

К полету готов!

Наш шкипер запускает двигатели, и мощные V8 пробуждаются к жизни, обозначая себя едва слышным даже при отсутствии изоляции на крышке моторного отсека рыком (лодку еще будут загонять в строгие стандарты Princess в отношении шума и вибрации).

Мы отходим от понтона с крыльями в верхнем положении, и я чувствую, как лодка идет без них. На верфи считают, что на малом ходу крылья никоим образом не снижают эффективность R35 по сравнению с обычным корпусом. Лодку тестировали в разных условиях, в том числе на отливном мелководье, поскольку нужна полная уверенность в живучести конструкции. Сами крылья спроектированы так, чтобы в случае столкновения с подводным объектом они отлетали (предусмотрено конструкцией), не оставляя в корпусе отверстий.

Мы увеличиваем скорость, и становится ясно: если отвлечься от крыльев, Princess разработала серьезный корпус — цепкий, шустрый и приятно «сухой», что важно, поскольку кокпит открытый. До максимума мы не разгонялись (без крыльев он составляет около 35 узлов), но выдали пару маневров, чтобы потом сравнить с поведением серийной лодки на крыльях.

Вообще-то крылья выдвигаются автоматически на скорости около 15 узлов и не требуют управления, но сейчас Саймон убрал их, дав команду с планшета. На борту нет информации о положении крыльев, но если установить режим Comfort, сразу чувствуешь прирост скорости (как будто невидимая рука вдавливает форштевень в воду). По мере разгона нос не задирается, и есть реальное ощущение хорошего контакта корпуса с поверхностью воды.

Мы достигли скорости 35 узлов, шкипер принялся вращать штурвал, и это было нечто (судя по состоянию моих внутренних органов)! Устойчивость маневра, посадка, напор — лодка проявила себя отлично; скорость при полном развороте падает всего на узел, и центробежная сила хорошо чувствуется. Лодка остается в полном контакте с водой при любом маневре — это я ощутил на себе. В какой-то момент мы пересекли серию волн под углом 45º и резко развернулись прямо на гребне. Я ждал сильного крена, и напрасно: наверное, чтобы «обмануть» R35, надо быть совсем психом.

За штурвалом

Саймон ведет лодку параллельно сопровождающему нас RIB’у и включает режим Sport. Нос лодки еще больше опускается. Из-за этого даже во время плавных поворотов корпус поднимает брызги, и нас в копите обдает водой (как уже говорилось, полноценного ветрового стекла на прототипе нет).

— Мы еще привыкаем к лодке, — оправдывается Саймон с виноватой улыбкой.

50 узлов

Такую скорость должна развивать серийная модель Princess R35 с подводными крыльями

При увеличении скорости возникает ощущение, будто невидимая рука прижимает нос лодки к воде

Наконец я прорываюсь к штурвалу.

— Не суетись, разгоняйся не торопясь и не влети куда-нибудь, — советуют мне.

Под сверлящими мой затылок взглядами троих коллег-испытателей я сместил рукоятки двигателей вперед, и скорость выросла до 25 узлов. Вернувшись в режим Comfort и двигаясь по прямой на скорости 35 узлов, лодка уверенно и остойчиво рассекает короткую волну. Нос едва покачивается, когда мы проходим встречные гребни…

Хотя еще предстоит немало работы, Princess уже сделала более чем достаточно, чтобы R35 пленила воображение: вся продукция на первый год производства уже продана. Цена составит около £ 500 000, и сам факт, что заказчики подписали договор, увидев только масштабную модель и не зная, как лодка будет вести себя на воде, говорит о доверии к верфи.

Серийную R35 мы еще протестируем этим летом, дабы убедиться, что она соответствует предъявляемым к ней высоким требованиям по части скорости и расхода топлива. Тем не менее, опробовав прототип на ходу и познакомившись с активной крыльевой системой, уже можно утверждать, что Princess не только собирается запустить в серию свой самый неожиданный проект. Верфь находится на пороге чего-то действительно революционного.

Дата:

16.08.2018

Текст

Джек Хейнс

Фото

Ричард Лэнгтон

Следующая статья

Greenline запускает новую модель Greenline 45 Fly

Предыдущая статья

Оазис яхт на Волге

Новые материалы
Похожие статьи