От Измира до Стамбула на Fairline Squadron 68

Обзоры и тесты
Следующая статья

Okean 80. Необычная яхта из Бразилии

Предыдущая статья

Александр Рубинов — о сотрудничестве с верфью Elling, своей книге и идеальной лодке

Уже первое путешествие на яхте показывает множество важных деталей, ускользающих от внимания, когда видишь яхту на выставке или в марине.

Задача была простой: встретить только что построенный Fairline Squadron 68 с парома, пришедшего в Измир из Саутгемптона, перегнать с капитаном яхту в Стамбул и там передать клиенту. Почему не сразу в Стамбул? Сроки поджимали, а ближайший паром отправлялся из Англии именно в Измир, откуда до Стамбула два неспешных дневных перехода.

Измир

Измир приятно удивляет своей непохожестью на все туристические и яхтенные места Турции. Город, сравнимый по размерам с Петербургом, — не столица, но важный деловой центр страны. Он находится в глубине Измирского залива, и все побережье здесь «рабочее»: порт огромный, а паромы, соединяющие разные районы города, ходят так же часто, как у нас метро.

Космополитичный, почти европейский характер Измира особенно ощущается на променаде, идущем вдоль моря от старого порта и усеянном множеством ресторанов. А вот купаться здесь негде. Местные жители ездят за 120 км в Чешме: те места, больше напоминающие Грецию, называют Новым Бодрумом. Искупаться очень хотелось, но делать это пришлось уже по дороге.

Перед выходом в море

Таможенные и пограничные процедуры прошли легко: лодку оформили еще в Саутгемптоне, и в Измир она прибыла, по сути, для транзита по Турции, чтобы затем уйти в Черное море (как всегда, не подвел перевозчик Seven Star).

Мы с капитаном, конечно, проверили перед выходом техническое состояние нашего Squadron 68, но в принципе все было проверено до нас еще в тестовом центре Fairline в Ипсвиче. Там все лодки перед сдачей не только инспектирует сюрвейер на берегу, но и тестируют на воде. Эту важную работу следует проводить именно на верфи, особенно если владелец торопится выйти на воду (как в нашем случае). На верфи любой недочет устраняется быстро, а когда лодка ушла, даже при идеальной работе гарантийного отдела можно потерять и время, и деньги на доставке и таможенном оформлении запчастей.

Маршрут

Первая остановка для заправки на маршруте — яхт-клуб Levent Marina — приятное место. Дальше — 140 миль до Чанаккале; там ночевка, а после — еще 135 миль до марины Каламиш в фешенебельном районе Стамбула, где была назначена встреча с заказчиком. Третий день уже самим владельцем был заложен на переход до Синопа (170 миль), где после заправки и пограничных формальностей предстояло выйти из турецких вод в Черное море.

Константин Прибытков,  директор по продажам Fairline Russia

Несмотря на связанные с пандемией ограничения, яхтенная индустрия работает нормально. Яхты по-прежнему строятся, сдаются своим владельцам и преодолевают границы без проблем. И все же, особенно сейчас, лучше провести полное тестирование новой яхты до выхода с верфи. Тогда клиент гарантированно получает лодку, готовую сразу же выйти в море.

В районе проливов купание лучше не откладывать надолго. Мы это сделали уже на пути к Чанаккале, еще до Дарданелл, как только вышли из Измирского залива: у острова Лесбос уже спокойно. Чем ближе к Стамбулу, тем оживленнее движение, а Босфор — настоящий муравейник. Выходя из марины, думаешь, что идешь на большой яхте, а там непрерывно курсируют контейнеровозы. Издалека понимаешь, что надвигается что-то большое, но не осознаешь, насколько, пока «оно» не проходит мимо тебя: это как 12-этажный многоподъездный дом.

Купались прямо в открытом море: вода спокойная, у лодки — большая купальная платформа с откидывающейся из транца скамейкой, на которой приятно посидеть, глядя на воду. Гидравлический привод позволяет опускать платформу ниже уровня воды, что удобно и для купания, и для спуска на воду тендера: он хранится прямо на платформе — места более чем достаточно. Сейчас в моду входит установка здесь же гриля, но это скорее для тех, кто поручает приготовление экипажу. Мне кажется, лучше ставить гриль на флайбридже, если хочется оставаться в компании.

На ходу

В моторном отсеке этого Squadron 68 — два двигателя Caterpillar C18 по 1150 л. с. Опционально можно поставить пару MAN по 1200 л. с., но… Я не раз слышал «экспертные» мнения, мол, Caterpillar — «двигатель от трактора»: шумный, неэкономичный и вообще прошлый век… У нового Cat C18 я не заметил никакого отличия от любых других дизелей: мысль о двигателях на борту вообще не приходит — шум примерно как от работающего холодильника. В свое время я даже с удивлением обнаружил, что современные Caterpillar по 1150 л. с. экономичнее 1000-сильных MAN. К тому же Caterpillar дешевле: экономия больше £ 100  000! Cat очень любят капитаны: его легко обслуживать, он не такой «электронный», как MTU, и очень надежный.

Заложив два дня на переход, мы уже никуда не торопились и большую часть пути шли на 1500 об/мин — 11−12 узлов. Это намного меньше крейсерской скорости: сам переход из водоизмещающего режима в глиссирующий происходит на полтора-два узла позже. Хотя, разу-меется, крейсерский режим (примерно 22 узла) мы тоже опробовали и даже разогнались до максимальных 30 узлов. С более мощными MAN по 1200 л. с. скорость увеличивается до 32 узлов, но тут все зависит от вашего отношения к тратам на топливо. Мы шли в основном на 1500 об/мин, поскольку во время перегона главная задача — дойти спокойно и с минимальным расходом топлива. Капитан поставил на приборе ограничение по расходу не более 60 л/ч на двигатель. Топливные баки вмещают 4680 л, а запас воды — 1080 л. Немало, но на эту лодку заказали еще более мощный опреснитель — 160 л/ч против стандартного 90 л/ч. Черноморское побережье, конечно, развивается, но местами все еще отсутствует цивилизация, вот люди и страхуются.

Досье Fairline Squadron 68

Длина:
21,07 м

Ширина:
5,23 м

Осадка:
1,57 м

Водоизмещение:
39,4 т

Запас топлива:
4680 л

Запас воды:
1080 л

Двигатели:
2300/2400 л.с.

Каюты:
3 (4)

Категория RCD:
«B»

Навигация и управление

На главном посту — три монитора Garmin, выстроенных в одну панель: так выглядит Glass Bridge от Fairline. На один экран выводили карту, на второй — радар, на третий — показания приборов. Второй пост управления на флайбридже предусматривает один большой экран. В принципе, можно сделать и третий, в кокпите, но, честно говоря, я не вижу в нем особой необходимости. Squadron 68 и так управляется легко и даже остро — для крупной флайбриджной яхты. А если уж так хочется находиться во время швартовки ближе к корме, этот вопрос эффективно решает Yacht Controller — пульт дистанционного управления лодкой, с которым можно перемещаться куда угодно. На маршруте капитан управлял с флайбриджа, а при швартовке — с основного поста: если что, можно быстро выйти, не спускаясь по трапу. На Squadron 68 это удобно: палуба ровная на всем протяжении от поста управления до кокпита, нигде не споткнешься.

Основной пост управления Glass Bridge с тремя сенсорными экранами

Жизнь на борту

Достоинств у Squadron 68 немало. Четыре каюты и три санузла (есть и трехкаютная версия), причем в мастер-каюте ванная комната отделяет помещение от моторного отсека (дополнительная шумоизоляция). Для команды — двухместный отсек в корме с выходом на купальную платформу и окном в транце, чтобы не чувствовать себя замурованным.

Салон роскошный, я бы сказал, помпезный. Ближе к кокпиту — удобный камбуз с двухкамерным холодильником. Все закрыто мебельными панелями, поэтому не выбивается из интерьера салона. Помимо кормовых дверей, есть опускающееся окно в просторный кокпит с большим П-образным диваном. Правда, бывалые во время стоянки в кокпите не сидят, а гордо обозревают окрестности с флайбриджа, который у этой модели просто фантастический! Три отдельные зоны позволяют с комфортом управлять лодкой, есть и загорать, причем с кормы капитан у штурвала даже не особо заметен.

Хардтоп не утяжеляет внешний вид лодки и при этом накрывает все, что нужно. Встроенные в него жалюзи, создающие полутень, — гениальное изобретение: первый час на борту хочется быть под солнцем, но потом это становится невыносимо. И еще: на флайбридже есть телевизор, выезжающий из барной стойки. Обнаружив его, многие клиенты радуются как дети. Эта опция уже довольно нередкая, но, я бы сказал, сильно недооцененная, особенно в южных акваториях. Это на севере люди вечером часто сидят в салоне, а на юге нет задачи спрятаться и утеплиться, особенно если комары не кусают.

Что еще… Безопасность! Трап на флайбридж очень грамотный — не споткнешься; также прямо на ходу можно спокойно пройти на нос (бортовые проходы очень широкие). Сама носовая зона отдыха большая, но главное — якорная лебедка и цепь спрятаны. Когда смотришь яхты на выставке, эта сияющая сталь выглядит красиво, но если якорное устройство убрано под палубу, жизнь на борту гораздо безопаснее — для детей, новичков и вообще для всех. Так что сравнивать лодки только по дизайну и техническим характеристикам бессмысленно: в условиях «шоурума», без отсыла к морской практике, важных мелочей не увидишь.

Дата:

16.12.2020

Текст

Константин Прибытков

Фото

Константин Прибытков, Fairline Yachts

Следующая статья

Okean 80. Необычная яхта из Бразилии

Предыдущая статья

Александр Рубинов — о сотрудничестве с верфью Elling, своей книге и идеальной лодке

Новые материалы
Похожие статьи