К2 и ее секреты

Обзоры и тесты
Следующая статья

Дайджест новостей 12-18 сентября

Предыдущая статья

Чемпионат России по водно-моторному спорту выявил лучших

6 мая 2021 года, 07:00… Подъем! Стартовав из Бергамо, буду вынужден пересечь три региона, чтобы достичь одной из легендарных «морских республик» Италии — Анконы. В этом городе, согласно древнегреческой литературе, закончил свои странствия великий воитель Диомед. Вернув себе милость Афродиты, он научил местных жителей искусству кораблестроения, которое процветает здесь по сей день. На адриатическом побережье Италии множество ключевых верфей, и среди них — Columbus Yachts, входящая в Palumbo Group. Поводом для моего визита сюда стала К2 — новая 50‑метровая яхта Columbus Sport 50MT.

Бренд Columbus родился из желания Palumbo Group распространить свой опыт на другие области и задачи. Группа давно известна впечатляющими мощностями для рефита крупных судов, поэтому в распоряжении Columbus большие возможности по созданию суперяхт. Кроме того, глобальная сервисная сеть компании никогда не оставит заказчика решать возможные проблемы в одиночестве.

Одна из интересных особенностей верфи — темпы строительства. По сравнению с шестью месяцами, которые уходят, к примеру, на сборку Bugatti Chiron, состоящего из 1800 отдельных деталей, Columbus работает на «гиперзвуковой» скорости. Все это — факторы, повлиявшие на решение заказчика, который доверил Columbus создание своей новой яхты — третьей по счету, хотя и носящей название K2.

Дизайн

K2 удивляет сдержанным по форме изменением профиля от ватерлинии вверх. Благодаря популярному сейчас прямому форштевню эта яхта остается спортивной по стилю и довольно невысокой, скрываясь за масштабным бетонным причалом верфи. Стилевые решения экстерьера придают лодке дополнительную визуальную динамику: остекление идеально вписано в корпус и надстройку темными линиями «ломаной» геометрии, а два пилотских «подиума» по бортам от ходовой рубки интегрированы в надстройку настолько виртуозно, что заметить их можно, только глядя на судно сверху. Рискну сказать, что внешне яхта очень футуристична.

Поднявшись на борт, обнаруживаю, что трапы по обоим бортам, ведущие наверх от купальной платформы, чрезвычайно широкие. Это создает ощущение открытого пространства и делает перемещение по яхте легким и удобным как для команды, так и для гостей. Такое решение, единогласно принятое владельцем и дизайнером, особенно заметно в той зоне главной палубы, куда ведут эти ступени: она становится своеобразным «вестибюлем», из которого можно попасть на верхнюю кормовую террасу, в салон и далее внутрь.

Досье Columbus Sport 50MT

Длина:
49,90 м

Ширина:
9,05 м

Осадка:
2,20 м

Водоизмещение:
340 т

Вместимость:
499 рег. т

Запас топлива:
60 т

Запас воды:
10 т

Мощность:
5200 л.с.

Пассажиры:
11 чел. (5 кают)

Экипаж:
11 чел. (4 каюты)

Дизайн:
Luca Dini Design & Architecture

Корпус:
Hydro Tec/Palumbo Superyachts

Интерьер и планировка

Останемся снаружи и поднимемся на верхнюю палубу, где перед рулевой рубкой можно окунуться в бассейн-­джакузи, дно которого в форме волны (или шезлонга) выложено мозаикой. Еще два шезлонга установлены уже собственно на палубе, а рядом — стол-трансформер: выдвинутый полностью, он превращается в барную стойку, а в опущенном состоянии становится гигантским лежаком для загорания. Парой ступеней ниже, совсем в носу, есть место для небольшого «сервисного» RIB’а, крана и хранилища для водных «игрушек». А под крышей «укрытия» для RIB’а обнаруживается корабельный колокол, традиционная и вместе с тем редкая сегодня деталь.

Но вернемся назад, в королевство капитана — ходовую рубку, разработанную итальянской Team Italia: это имя много значит в области современных постов управления. Настоящий космический корабль! За переборкой навигационной зоны — скайлаунж (салон верхней палубы) с открытой террасой, оснащенной всем, что сегодня привычно в такой зоне отдыха.

Философия дизайна этой лодки — современный стиль, на первый взгляд простой и строгий; но когда вы приглядываетесь с бóльшим вниманием, то замечаете множество утонченных деталей. В качестве примера можно привести лаконичный скайлаунж с диваном, спроектированным Bentley, мебелью Fendi Casa (привлекает внимание столик для игры в нарды) и гербом яхты в качестве украшения.

Каюты

Мастер-­каюта располагается в носовой части главной палубы, и удачнее всего ее отделка описывается словами «строго, но изысканно». Особенно наглядно этот стиль проявляется в… тренажерном зале — огромном, уставленном всякими «машинами», необходимыми таинственному и спортивному владельцу. Все вроде выглядит обычно, но пол покрыт натуральной кожей, а эллиптические тренажеры и беговые дорожки, то есть устройства, требующие определенной высоты, утоплены в пол: вот такое ноу-хау верфи. Вставки из Marmo di Lasa Zebrino — самого прочного белого мрамора — создают эффект корневой древесины, плюс особая ванна и всякие полезные домашние штучки, выполненные из кожи итальянскими мастерами.

Между апартаментами владельца и салоном размещается камбуз с прилегающей кладовой. Тут все из нержавеющей стали, но рабочий «островок» посередине и большое окно создают уютную атмосферу.

Очередной трап ведет все ближе к ватерлинии — на нижнюю палубу. Здесь еще лучше раскрывается философия тщательно продуманной планировки (которую можно оценить, взяв яхту в чартер через компанию Fraser). Расположение помещений экипажа позволяет команде свободно перемещаться и выполнять свои обязанности незаметно для владельца и гостей.

На нижней палубе находятся и гостевые каюты. Строгий, но роскошный стиль лодки прослеживается и здесь — в отделке стен ониксовым мрамором Cappuccino с кожаными и металлическими вставками, а также в удивительных прикроватных лампах, выполненных из цельной полосы оникса с внутренней подсветкой. Еще одна приятная особенность — гибкие возможности размещения гостей. К примеру, одна из кают имеет раздельные спальные места и в дополнение к ним — откидывающуюся «пульмановскую» койку.

Особенности конструкции

Честно говоря, во время визита, да и позже, когда я сел писать эту статью, я довольно скептически относился к конфигурации моторной установки, но потом у меня появилась возможность обсудить с проектировщиком этот и другие технические аспекты. Как мне сказали, первой проблемой было выполнить пожелания заказчика, но остаться в рамках валовой вместимости 500 рег. т, для чего пришлось поработать над распределением объемов. Я поинтересовался, помогает ли в данном случае вертикальный форштевень, и получил ответ: зависит от лодки. Например, классическая V-образная форма шпангоутов дает больше места для вертолетной площадки, а здесь прямой форштевень полезнее в плане скорости и безопасности. Полая коробчатая конструкция носовой части корпуса действует как поглотитель энергии при ударе; здесь использованы панели с закрытыми алюминиевыми ячейками, что делает лодку чрезвычайно легкой и жесткой.

Верфь Columbus также известна своими облегченными конструкциями из алюминиевого сплава и отличной окраской. Плюс использование классических пассивных (разрушающихся) анодов, изоляция всей электропроводки (без заземления), а инновационная система активной катодной защиты (позволяет контролировать целостность конструкций) не оставляет коррозии ни единого шанса. В сотрудничестве с RINA были найдены решения, чтобы значительно снизить распространение шума: лодка получилась очень тихой. Например, выхлоп двигателей сухой, но с выходом прямо у ватерлинии, где специальный клапан предотвращает образование обратной волны к турбонагнетателю, глуша звук.

Мореходные качества

Выбор «традиционной» моторной установки с двумя дизельными двигателями MTU 16V 2000 M96L по 2600 л.с. (2450 об/мин), в то время как у верфи есть продвинутая экологичная гибридная система, выглядит странным. Но в данном случае целью было снижение стоимости. Кроме того, эта яхта скорее для длительных круизов, что предполагает долговременную непрерывную работу установок. Анализ кривых мощности и крутящего момента показал, что в крейсерском режиме можно отключить один дизель от вала, немного увеличив нагрузку на другой, при этом он будет работать в более экономичном режиме, что также даст и большую экологичность.

В числе других важных требований владельца была возможность ходить в мелководных акваториях Багамских островов и при этом передвигаться быстро. И здесь во всей красе проявила себя итальянская студия Hydrotec. Благодаря конструкции лодка легче аналогичных судов, а для защиты гребных винтов в днище сформированы два туннеля. В результате осадка составляет всего 2,2 м. Правда, это наводит на мысль, что лодка может быть неостойчива из-за высокого положения центра тяжести.

Если пост управления — рай для дизайнеров интерьеров, то корпус — рай для ученых-­новаторов. Разработчики выбрали такие обводы, когда восстанавливающий момент обеспечивается не положением центра тяжести, а геометрией корпуса. В носовой части обводы типичны для водоизмещающего режима; вертикальный форштевень режет волну и удлиняет ватерлинию, что дает прибавку в скорости, а скула и бортовые рецессы/сломы призваны отбивать брызги. В корме обводы более плоские, глиссирующие. У широкой подводной части два S-образных туннеля и интерцепторы создают подъемную силу, чтобы обеспечивать лодке горизонтальную посадку. Все эти решения были оптимизированы на компьютерной модели в Саутгемптоне, в исследовательском центре ВМС, а самоходная масштабная модель протестирована в опытовом бассейне в Неаполе.

В итоге яхта в своей окончательной оптимальной конфигурации оказалась даже слишком остойчивой и быстро реагирующей на внешнее воздействие, что вызывало некоторый дискомфорт. Поэтому проектировщики предложили регулировать качку установленными на верхней палубе водяными цистернами и, если этого окажется недостаточно, то и системой стабилизации из четырех плавников (zero speed). Кроме того, гребной винт на максимальной скорости 21 узел при частоте вращения около 400 об/мин практически не подвержен кавитации. Крейсерская скорость K2 — около 17 узлов, но, как уверяет верфь, лодка отлично ведет себя в широком диапазоне скоростей, что полезно, к примеру, в трансатлантических переходах: в экономичном 10‑узловом режиме расход топлива составляет всего 70 л/ч на двигатель.

На мой взгляд, этой лодке очень бы пошло название Dicotomia (раздвоение, греч. — Прим. ред.), хотя, кто знает, может, имя K2 как раз на это и намекает. Как минимум потому, что судно спроектировано для двух режимов движения (водоизмещающего и переходного). Но однозначно можно сказать, что K2 — коллекция подлинных итальянских «драгоценностей»: современный минималистский стиль сочетается с передовой инженерией в итальянском же вкусе. Так что не упустите возможность разглядеть эту яхту пристальнее, когда увидите ее на горизонте или в ­какой-­нибудь бухте.

Дата:

17.09.2021

Текст

Александр Панцери

Фото

Columbus Yachts

Следующая статья

Дайджест новостей 12-18 сентября

Предыдущая статья

Чемпионат России по водно-моторному спорту выявил лучших

Новые материалы
Похожие статьи