Hysucat 28, крылатый RIB-катамаран

Обзоры и тесты
Следующая статья

Открытие летней веранды Asiatique Event Hall

Предыдущая статья

Jaguar Land Rover. Второй бутик в Москве

Hysucat 28 — это наглядный пример того, как в одном проекте удалось совместить несколько революционных инженерных решений.

Не так давно MBY опубликовал статью об экспедиции, которую компания Bering Yachts провела на моторной яхте вдоль побережья Турции в формате своеобразного чартера, чтобы прояснить вопросы организации и технического обеспечения подобного плавания. Экспедицию сопровождал быстроходный тендер Hysucat 28 RIB, который сыграл важную роль, позволив организаторам и участникам сэкономить время и деньги. Потом выяснилось, что в 2016 году эти лодки были задействованы в качестве судов сопровождения (chase boat) во время серии матчевых гонок Louis Vuitton Cup: их победитель становится претендентом на Кубок «Америки». Тогда мы решили узнать больше об этой необычной лодке-катамаране и рассказать вам о ней.

Идея плюс конструкция

Название Hysucat «говорящее»: оно состоит из начальных букв слов HYdrofoil SUpported CATamaran, то есть «катамаран с подводными крыльями». У бренда Hysucat длинная история от рождения идеи до формирования линейки. Но не будем рыться в архивах, а сразу перейдем «ближе к телу».

Hysucat — подразделение Bering Yachts. Все модели бренда могут выполняться как из стеклопластика, так и из алюминиевого сплава, при этом в линейке представлено несколько типов и корпуса, и компоновки: RIB или обычный корпус, открытые модели с центральной консолью (central console) или закрытые с рубкой (pilothouse). Но в основе в любом случае будет катамаранный корпус на подводных крыльях.

Глядя на Hysucat 28 RIB, не сразу и определишь, что это катамаран. Более того, в ней исключительно удачно свели воедино три конструктивные идеи, каждая из которых дает уникальные качества: катамаранный корпус, надувной борт и подводные крылья. О крыльях мы поговорим дальше, а пока посмотрим, как эта лодка устроена.

Типовая компоновка включает открытую носовую часть с U-образными сиденьями, центральную консоль с постом управления и двумя креслами, далее — еще кресла, а также диван или раздельные сиденья у транца. В композитном варианте корпус и палуба (в любом случае самоосушаемая) — отформованные вручную конструкции на основе винилэфирной смолы. Палубное покрытие — искусственный тик: легко обслуживается и не обжигает босые ступни на солнце. Носовая часть корпуса приподнята для большей плавучести и защиты от брызг при ходе на волнении.

Под широким сиденьем перед центральной консолью устроен вместительный отсек для вещей или оборудования. Водонепроницаемые рундуки находятся также под сидень-ями на транце и в носовой части, где устроен еще и якорный ящик с лебедкой. На приборной панели консоли с расположенным слева спортивным штурвалом установлены два многофункциональных дисплея 12″. На случай встречи с волнами сиденья у поста управления и сама консоль снабжены поручнями--дугами — для безопасности. На лодке довольно и других поручней: так комфортнее пассажирам.

Играющий важную роль в обеспечении непотопляемости надувной борт изготовлен из хайпалона. Eго высокие прочностные свойства, износостойкость, устойчивость к ультрафиолету и критическим температурам плюс разделение баллона (диаметр 0,52 м) на семь камер позволяют Hysucat использовать все преимущества лодок-RIB, включая швартовку без кранцев. Возможен и вариант с объемным привальником, заполненным пеной.

Как это работает?

А работает это весьма неплохо. Hysucat 28 RIB — это катамаран с асимметричными корпусами, продольными реданами, глубокими туннелями и крыльями.

Основное крыло из нержавеющей стали расположено по центру тяжести лодки с опорой на центральную стойку и спонсоны корпуса. Оно не выступает за основную линию, то есть имеет защиту на предельном мелководье. Еще два небольших крыла закреплены внутри туннелей, на стенках у самого транца.

Когда лодка начинает двигаться, поток, обтекающий фиксированное носовое крыло, создает подъемную силу (как на крыле самолета), поднимая лодку и уменьшая смоченную поверхность и сопротивление трения (плюс к подъему от динамических сил на корпусе и работе продольных реданов). По мере роста скорости подъемная сила растет, заставляя лодку еще подниматься, а относительно небольшая смоченная поверхность корпуса катамарана становится еще меньше. Также имеет место туннельный эффект: закрученный поток в туннелях еще увеличивает подъемную силу уже на корпусе.

Этот эффект в свое время был использован на лодке Sea Knife. В дополнение к основному два крыла (тоже с неизменной геометрией) в кормовой части туннеля работают как дифферентующие. Они поднимают корму и помогают лодке двигаться в устойчивом режиме при оптимальной посадке на низких и средних скоростях, а также энергичнее набирать скорость при выходе на глиссирование. С двумя подвесными Suzuki DF140 лодка на легком волнении показала почти 44 узла (6200 об/мин), выходя на глиссирование за 3 с вообще без горба сопротивления. В крейсерском режиме на скорости 30 узлов (4500 об/мин) при расходе топлива 30 л/ч запас хода составляет около 200 миль.

Из любопытства я просмотрел результаты тестов нескольких лодок близкой длины и мощности. Скорость самых быстрых «обычных» катамаранов не достигает 38−40 узлов; та же история с большинством моделей лодок с центральной консолью — 36−38 узлов. То есть при равной мощности такая конструкция может идти быстрее или при равной скорости требует менее мощных моторов и экономичнее в отношении топлива. А с предельной мощностью Hysucat 28 RIB вполне может развивать и 60−65 узлов.

Во время тестов лодка великолепно управлялась, четко выполняла маневры при резкой перекладке штурвала, крутую циркуляцию проходила без значительного крена, как это часто бывает на обычных лодках-RIB.

Hysucat 28 RIB

Длина:
8,51 м

Ширина:
2,89 м

Осадка:
0,46 м

Сухая масса:
1,54 т

Запас топлива:
260 л

Мощность ПМ:
180–400 л.с.

Вместимость:
14 чел.

Катамараны известны с древних времен. Подводные крылья изобрели в XIX веке, и с тех пор было придумано немало различных крыльевых схем и построена армада разнообразных судов на крыльях. Первые лодки-RIB с жестким корпусом и надувным бортом стали выпускать в начале 1960‑х годов. А в XXI веке появились такие конструкции, как Hysucat 28 RIB, в которых применены все эти изобретения человечества. Такие лодки, хоть стеклопластиковые, хоть алюминиевые, отлично подойдут для водных прогулок и отдыха с рыбалкой или без, коммерческих перевозок, а также выполнения функций водного такси, тендера для большой яхты и даже патрульной службы.

Дата:

08.06.2021

Текст

Сергей Кузьмин

Фото

Bering Yachts

Следующая статья

Открытие летней веранды Asiatique Event Hall

Предыдущая статья

Jaguar Land Rover. Второй бутик в Москве

Новые материалы
Похожие статьи