Дизель или гибрид? И то и другое, и лучше — Greenline

Обзоры и тесты
Следующая статья

Кубок журнала Motor Boat & Yachting 2020. Петербургская версия

Предыдущая статья

Prestige X70. Классику — в архив!

Представляем новые модели моторных яхт с дизельными и гибридными моторными установками. Одни уже бороздят акватории, другие скоро сойдут со стапеля на воду.

Словенская верфь SVP Yachts сначала на прошлогодней выставке в Каннах, а затем на boot Düsseldorf 2020 представила новую модель круизера Greenline 45 Fly. А сейчас на верфи строят первую яхту 68 Ocean Class, на которой будет применена гибридная пропульсивная установка. Давайте посмотрим, что собой представляют эти моторные яхты.

Greenline 45 Fly

Архитектура Greenline 45 Fly соответствует современной европейской стилистике с традиционными базовыми элементами: крупной надстройкой с флайбриджем, кокпитом в корме и зоной отдыха на фордеке. Кокпит с диваном и столом выглядит довольно свободным; особенно понравилось, что при раскрытых дверях в салон, с поднятым окном и откинутым крылом столешницы камбуза образуется барная зона, объединенная с салоном.

Компоновка салона знакомая: динетта на левом борту, диван напротив, насыщенный оборудованием камбуз в кормовой части, пост управления на правом борту и комбинация дивана-лежанки напротив, перед которой есть отсек для хранения морских карт и место, чтобы их разложить.

На флайбридж поднимаемся по легкому трапу с поручнями; там видим большой диван со столом, ветбар с грилем и холодильником, лежак-«солярий» на правом борту и рулевую консоль. А на фордеке, куда проходим из кокпита вдоль борта — нормально, а не приставными шагами, — уместился еще один «солярий» с регулируемыми подголовниками.

Традиция Greenline — стремление обеспечить высокое качество жизни на борту

Традиция Greenline — стремление обеспечить высокое качество жизни на борту, комфорт и удобство. Поэтому за базовый вариант была взята компоновка с двумя почти равноправными каютами: мастер-каютой на миделе и VIP-каютой в носу. В обеих предусмотрены полноразмерные гардеробные, при каждой есть гальюн с душевой кабиной. Но… на выставке стояла модель с тремя каютами — таков был выбор заказчика, и третья, с откидной верхней койкой, выглядела совершенно логичной, хотя и отняла место у гардеробных. Здесь надо отметить, что объем и высота помещений выгодно отличают Greenline 45 Fly от конкурентов. А приемы итальянского дизайнера Марко Казали, умело использовавшего зеркала в интерьере, можно назвать инструментами «расширенной реальности».

Однако для многих привлекательность лодок определяют сугубо функциональные детали, и таких у 45 Fly оказалось немало. Опуска-ющаяся кормовая платформа, телескопический трап под ступенькой в проходе с платформы в кокпит, гараж для водных «игрушек» (съемная панель в нем открывает доступ к двигателям), фотоэлектрические панели на крыше надстройки, мощное швартовное устройство в корме (клюзы с роликом), обилие поручней в нужных местах… Конфигурация главного поста управления с двумя (или тремя) консольными МФД Raymarine и эргономичным расположением остальных приборов, а также дверь, позволяющая выйти на палубу, свидетельствуют о том, что Greenline 45 Fly — лодка «боевая». Это впечатление усиливают и варианты ее моторной установки.

Досье Greenline 45 Fly

Длина:
15,57 м

Ширина:
4,57 м

Осадка:
1,10 м

Водоизмещение:
13,5 т

Запас топлива/воды:
1500/660 л

Мощность:
2 × 220 – 2 × 440 л.с.

Каюты:
2/3

Категория RCD:
«В»

В этом плане Greenline 45 Fly демонстрирует удивительную вариативность. И дело не только в том, что здесь пригодны двигатели разной мощности: такое встречается часто. Для этой лодки предусмотрены дизели на валах и установки Volvo Penta IPS с днищевыми колонками, гибридная установка и полностью электрическая. Для такого разнообразия требовался универсальный корпус, и его разработало известное своими успешными проектами конструкторское бюро J&J Design. Были предложены глиссирующие обводы со скулой (с отгибом), тремя парами продольных реданов, центральным скегом в корме и туннелями. При формовке корпусов для колонок IPS предусмотрены закладные детали в зоне туннелей, также меняющие и конфигурацию скега.

D-Drive (вальная установка). Два дизельных Yanmar 8LV‑320/370 или 6LY‑440 с угловой передачей стоят в корме, а угол наклона гребных валов уменьшен в том числе и благодаря туннельным образованиям в кормовой части. При мощности 2×370 л. с. скорость лодки, как показывают тесты, достигает 24−25 узлов с быстрым выходом на глиссирование (7 с) и запасом хода 240 миль на крейсерской скорости 20 узлов. При мощности 2×440 л. с. скорость уже превышает 30 узлов, хотя существенно возрастает и расход топлива: на максимальных оборотах 168 л/ч (на два двигателя) против 147 л/ч.

IPS (днищевые колонки). Во время теста с установками Volvo Penta D6-IPS500 (2×380 л. с.) лодка показала 30 узлов при расходе топлива 154 л/ч; дальность плавания 260 миль на максимуме мало меняется в диапазоне скоростей от 15 узлов. А с D6-IPS600 (2×440 л. с.) скорость уже достигла 32 узлов.
H-Drive (гибридная установка). Состоит из двух дизельных Volvo Penta D3‑220 (или Yanmar) и двух электромоторов/генераторов по 14 кВт, мощного инвертора (56 В/5000 В·А/70 А), литий-полимерных аккумуляторных батарей (3×13,3 кВт·ч) и фотоэлектрических панелей. Впрочем, у чисто дизельной лодки тоже есть панели и батареи для освещения, работы холодильника, помпы (чтобы не гонять генератор). Скорость на дизелях около 16 узлов (4000 об/мин), расход топлива 94 л/ч, запас хода 230 миль. При 10 узлах (3000 об/мин) расход падает до 40 л/ч, а автономность растет — 345 миль. В режиме электродвижения максимальная скорость около 6 узлов; стандартных батарей хватает на 10 миль. Чем меньше скорость, тем больше дальность и… полная тишина, как на парусной яхте!

E-Drive (чистое электродвижение). Его обеспечивают два электромотора Torqeedo i100 по 100 кВт, вращающие гребные винты на валах с максимальной частотой 2500 об/мин. Их питают четыре высоковольтные батареи BMW i3 (40 кВт), зарядка идет от устройства мощностью 6,4 кВт (220 В). Максимум скорости здесь около 14 узлов с запасом хода до 10 миль. Надо больше — на скорости 4 узла пройдем 80 миль…

Эта статья уже была готова, когда пришло сообщение, что Greenline Yachts готовит модель 45 Coupe на базе того же корпуса, с такой же компоновкой помещений и оборудованием. Вместо флайбриджа ее снабдят электрическим люком в крыше надстройки, что позволит снизить высоту над ватерлинией и увеличить площадь фотоэлектрических панелей: их мощность достигнет 2,4 кВт. Новинку покажут в январе в Дюссельдорфе, а первые два корпуса уже проданы.

68 Ocean Class

Пресс-релиз по этой модели линейки Ocean Class, разосланный Greenline Yachts в конце июля, к сожалению, содержал не так уж много сведений. Тем интереснее было предпринять небольшое журналистское расследование, чтобы добыть некоторые подробности относительно нового флагмана бренда.

Первое и главное — в основе проекта лежит серийная моторная яхта 65 Ocean Class, и новая модель во многом ее повторяет. Принципиальная новация — гибридная моторная установка: на 65 Ocean Class ее применение только декларировали, а здесь она уже будет реализована. Но об этом мы поговорим дальше, а пока, с оглядкой на серийную лодку, о которой в MBY уже была статья «След в океане», представим себе новый флагман.

Разработчик проекта — дизайн-бюро J&J Design: оно занимается всеми яхтами Greenline и Ocean Class. Внешне яхта, облик которой сформирован несколько лет назад, по-прежнему выглядит свежо, что видно по линии борта, форме надстройки и ее остекления, конфигурации бортовых иллюминаторов. Кокпит с диваном и столом ощущается довольно свободным, а кормовая платформа (гидропривод) позволит держать там немаленький тендер или использовать ее как «пляж». На фордеке устроен лежак для загорания, стоят диван и опциональный стол.

Досье 68 Ocean Class

Длина:
20,80 м

Ширина:
5,45 м

Водоизмещение:
45 т

Запас топлива/воды:
5000/1000 л

Двигатели (диз.):
2 × 1000 л.с.

Каюты:
3 + 1 (экипаж)

Категория RCD:
«А»

Проект:
J&J Design

Greenline Yachts

Одно из знаковых событий XXI века в яхтинге — лодки с гибридной пропульсивной установкой. В яхтенном сообществе даже появился термин gentleman’s boating, поскольку такие лодки ходят бесшумно, не беспокоя соседей по якорной стоянке или в марине. Словенская верфь Greenline Yachts — бесспорный лидер этого движения: сегодня по акваториям планеты ходят около 1000 лодок Greenline разных моделей, самый большой гибридный монобрендовый флот. А новейший этап биографии Greenline Yachts начался в 2017 году, когда управление верфью взяла на себя команда Владимира Зинченко.

Мы побывали на верфи, находящейся в получасе езды от Любляны, в живописном месте у подножья Альп. Здесь стоят два современных ангара. В первом вакуумной инфузией формуют корпуса и надстройки яхт Greenline и Ocean Class; здесь же, в отдельной мастерской, изготавливают мебель. В другом ангаре собирают яхты и проводят тестовые испытания в бассейне; мощные краны переносят корпуса и надстройки с одного участка на другой. А морские тесты Greenline осуществляет в марине города Копера.

Каждой верфи важны лояльные, преданные клиенты, и у Greenline Yachts их немало. Совсем свежий пример: недавно владелец Greenline 33 из Латвии «пересел» на Greenline 45 Fly. Ему потребовалась лодка более просторная, с большей скоростью, но обязательно с эффективной гибридной установкой. Об этой лодке, а также о новом флагмане верфи Greenline 68 Ocean Class, их оборудовании и возможностях вы прочтете на этих страницах.

Флайбридж, где есть и солнце, и тень (он накрыт хардтопом), демонстрирует пост управления, диван со столом, а площадка в корме свободна для шезлонгов или аквабайка, который будет поднимать и опускать специальная кран-балка.

Большой салон поделен на зоны: носовую с постом управления и две диванные. При этом возможны варианты с камбузом в средней зоне (правый борт) или у дверей в кокпит (левый борт). В каждом варианте динетта (диван с обеденным столом) окажется напротив камбуза.

Кают три: солидная по площади мастер-каюта на миделе, VIP-каюта в носу и еще одна, двухместная гостевая, — на правом борту. При каждой свой гальюн с туалетом и душем. Но есть еще и каюта экипажа для двоих: туда попадаешь с кормовой платформы, а оттуда есть проход в моторный отсек.

Корпус у 68 Ocean Class, отформованный из стеклопластика по технологии вакуумной инфузии, остроскулый, переменной килеватости, с продольными реданами-брызгоотбойниками и глубоким фальшкилем. Такой киль дает защиту гребным валам, винтам и рулям, повышает курсовую устойчивость, а также частично демпфирует бортовую качку (плавниковые или гироскопические стабилизаторы качки он, конечно, не заменяет).

На обновленной яхте будут стоять два дизельных Caterpillar мощностью по 1000 л. с. и теперь еще два электромотора/генератора по 60 кВт (модели не уточняются). При этом, как указано в релизе, максимальная скорость под дизелями составляет 25 узлов, а при запасе топлива 5000 л (он увеличен) дальность плавания на семи узлах достигает 1800 миль. Цифры выглядят вполне реалистично: об этом говорит анализ результатов заводских натурных испытаний 65 Ocean Class, которые проводили с двигателями Caterpillar мощностью 2×850 л. с. и 2×1150 л. с.

Электрические моторы позволят пройти 40 миль на скорости 7 узлов, практически бесшумно и совсем без вредных выбросов: такой запас хода обеспечат аккумуляторные батареи с энергоотдачей 138 кВт·ч. При этом количество батарей, питающих бортовую сеть 220 В, опционально может быть удвоено. Зарядку батарей — их хватит и для питания многочисленных устройств на борту, что исключает необходимость в дизель-генераторе, — обеспечат генераторы гибридной установки.

Проект соответствует требованиям RCD «A», что означает разрешение на эксплуатацию в океане.
Также сообщается, что на борту будут стоять многофункциональные дисплеи Simrad и высококачественное оборудование Miele.

Все эти предварительные сведения говорят о том, что 68 Ocean Class вправе претендовать на статус небольшой экспедиционной яхты, на которой, не отказывая себе в комфорте, можно отправиться в плавание по океану, чтобы побывать в каких-нибудь неизведанных местах. Самая крупная серийная яхта из числа когда-либо построенных на верфи должна быть готова к морским испытаниям к концу текущего года.

Видео наглядно демонстрирует все режимы работы гибридной пропульсивной установки.

Дата:

03.09.2020

Текст

Игорь Гришко, Михаил Романов

Фото

Greenline Yachts

Следующая статья

Кубок журнала Motor Boat & Yachting 2020. Петербургская версия

Предыдущая статья

Prestige X70. Классику — в архив!

Новые материалы
Похожие статьи