Тест Princess 85 MY с системой компенсации качки TracStar

Обзоры и тесты
Следующая статья

Beneteau Flyer GT 44: тест с пристрастием

Предыдущая статья

Targa 32, брутальный и практичный. Тест обладателя титула Motor Boat of the Year-2012

Может ли одно судно объединить достоинства глиссирующих и водоизмещающих яхт? Да, если у вас есть Princess 85 MY и одна полезная опция.

Сегодня, когда кризис, вроде бы, давно закончился, а экономическая стабильность пока и не думала начинаться; когда цены на нефть и, соответственно, на горючее для двигателей только растут; когда пребывание в море, требующее времени, обходится все дороже, многие начинают пересматривать свои яхтенные приоритеты. Так ли необходимо, например, быть в Портофино ровно к пяти вечера, если для этого надо нестись, «положив» ручки двигателей и стремительно опустошая топливные танки? Или можно распорядиться временем с большей пользой, наслаждаясь простыми вещами: шумом моря, спокойствием, обычными, но от этого не менее приятными занятиями в неторопливом круизе? Среди моих знакомых уже немало тех, кто считает, что пережитые нами в последнее время экономические потрясения приведут к смене не только привычек, но и всей жизненной философии. Применительно к яхтам мы наверняка будем куда тщательнее считать деньги, экономя не только на топливе, но и на дорогостоящих и не всегда нужных опциях. Вопрос в том, как отличить условно необходимое от действительно важного.

Возьмем, например, систему TracStar, которой оснащена яхта Princess 85 MY. Это интегрированная гидравлическая система управления плавниковыми стабилизаторами и подрульками. Стоит она недешево — £ 137 940 (согласно прайс-листу), но, как заявляют на верфи Princess, эта опция не из разряда «прикольная штучка — давай возьмем»: по словам специалистов компании, она меняет характер поведения лодки принципиально. Это мы и решили проверить на тест-драйве. Сразу оговорюсь: необычно спокойная для ноября погода не дала возможности устроить системе стабилизации полноценную проверку, тем не менее мы все же получили достаточно полное представление относительно ее эффективности.

Есть область, в которой большие яхты Princess обычно превосходят многих своих конкурентов родом со Средиземноморья, — это управляемость. Дело в том, что знаменитый яхтенный дизайнер и инженер Бернард Олесински («автор» корпуса Princess 85 MY) всегда придерживается простого правила: лодка не только должна двигаться туда, куда вам нужно, но и делать это так, чтобы находиться на борту было приятно.

Досье Princess 85 MY

Длина:
85 ф (25,9 м)

Ширина:
20 ф (6,3 м)

Осадка:
5 ф (1,6 м)

Водоизмещение:
79 т (полное)

Запас топлива:
8400 л

Запас воды:
1500 л

Двигатели:
2 × MTU 12V 2000 M93 (1822 л.с.)
 2 × Caterpillar C32 A (1825 л.с.) 2 × Caterpillar C32 A (1925 л.с.)


Дизайн:
Бернард Олесински/Princess Yachts

Циркуляцию на 360° на полном ходу, без снижения скорости, яхта совершает с очень небольшим радиусом и без обычного крена — такое редко происходит с лодками аналогичных размеров. Она не кренится ни наружу, ни внутрь (совсем как водоизмещающее судно) — яхта просто входит в поворот так же уверенно и спокойно, как выезжающий из депо лондонский двухэтажный автобус. Довольно необычное ощущение и прекрасная иллюстрация действия системы TracStar — именно так она и работает, оправдывая не только само свое существование, но и стоимость. Можно расслабиться и оставить недопитый бокал на столе — он не сдвинется ни на дюйм.

Система TracStar создана для существенного уменьшения амплитуды качки судна без хода и делает стоянку на якоре гораздо более комфортной. Однако на верфи также утверждают, что система полностью убирает качку и на ходу, на скорости до 12 узлов. Наш тест-драйв показал, что это действительно так.

Показатель 12 узлов в этом смысле довольно примечателен. Судно, созданное для скоростей глиссирования, едва ли будет хорошо вести себя в водоизмещающем режиме; к тому же, из-за погоды полное глиссирование не всегда возможно — оно может быть утомительно для пассажиров и обременительно для кошелька. Что ж, похоже, Princess расширила свои горизонты и сделала скоростную яхту, также способную неспешно и экономично двигаться на скорости 12 узлов без какого-либо намека на качку. Теперь, чтобы перекусить, не придется искать тихую бухту: это можно сделать прямо в море и не хвататься судорожно за стол и посуду. Экипаж может спокойно сервировать обед на ходу, вести яхту в сумерках и даже ночью, пока пассажиры мирно спят в своих каютах, чтобы на рассвете уже оказаться где-нибудь милях в ста пятидесяти от исходной точки.

Система TracStar эффективно гасит качку: оставьте бокал с вином на столе, и он не сдвинется ни на дюйм

Можно смело заявить: такая эффективная система стабилизации дает вам лучшее из двух не пересекающихся миров яхтинга: быструю глиссирующую лодку, когда вы торопитесь, и надежное, солидное водоизмещающее судно, когда в ваших планах — расслабиться и никуда не спешить. Исходя из этого, систему TracStar, конечно, стоило бы включить не в список опций, а в перечень стандартного оборудования судна.

Есть у TracStar и недостаток — увеличение сопротивления. Два больших «плавника», какими бы высокотехнологичными и обтекаемыми они ни были, все-таки несколько тормозят поток воды, обтекающий корпус. По словам проектировщиков, они отнимают у лодки около полутора узлов. Добавлю, что на нашей тестовой яхте была еще одна опция, полезная, но имеющая аналогичное «тормозящее» свойство. Это хардтоп над флайбриджем. Прибавим полные танки воды и топлива, что составило еще примерно семь тонн; тендер Williams длиной 3,85 м и весом 340 кг; наконец, семь человек на борту… Учитывая серьезный лишний вес, думаю, не стоит слишком полагаться на составленную мной таблицу скоростей. Тем не менее полученные нами 25 узлов я лично считаю впечатляющим результатом; без всех этих «отягчающих обстоятельств» максимальная скорость составила бы, по моим прикидкам, узлов 28, а то и больше. И, что еще важнее, Princess 85 имеет широкий диапазон круизных режимов на глиссировании — на скорости от 16 узлов и выше. То есть практически в любых обстоятельствах и погодных условиях на борту будет комфортно.

Планировку нижней палубы можно назвать традиционной в том смысле, что она удобна и проверена практикой. Мастер-каюта с большой кроватью, динеттой, туалетным столиком, отдельной гардеробной и просторной ванной расположена на миделе — сложно придумать лучшее использование приличной ширины корпуса яхты. VIP-каюта, также с гардеробной, находится в носу. Ну, а пространство между этими двумя каютами-люкс можно раскроить по-разному: спланировать здесь пару симметричных кают с раздельными кроватями либо перераспределить объемы, получив большую каюту правого борта с двуспальной кроватью и напротив нее — более компактную, с «пульмановскими» койками (на нашей тестовой лодке был как раз второй вариант). При желании можно вообще ограничиться тремя каютами, соорудив на месте меньшей каюты левого борта мини-офис или кабинет, при этом здесь можно будет и поспать — откидная койка сохранится. В отделке интерьера использован лакированный светлый дуб, хромированные детали, текстиль и кожа темных тонов. Подволок — из светлой замши с контрастными лакированными акцентами. Для экипажа предусмотрены две каюты: двухместная, с койками в два яруса, и капитанская, с большой кроватью; доступ в отсек экипажа — из кормового кокпита или с транца.

В моторном отсеке нашей лодки угнездились два двигателя MTU V12. Высота потолка здесь 1,83 м, и все хорошо организовано: компрессоры системы кондиционирования — по левому борту, вся гидравлика — по правому, оборудование для фильтрации и доочистки топлива — вдоль транца.

Моторный отсек нашпигован различными системами, агрегатами и оборудованием, но обслуживание двигателей не составит проблемы.

Палубные проходы, широкие и безопасные, ведут в превосходную зону отдыха на носу. Помимо лежака, здесь есть диван, над которым опционально ставится бимини-тент. Ну, а основная открытая зона — флайбридж. Владелец «нашей» Princess 85 MY решил не загромождать флайбридж установкой джакузи, а сделал здесь большую свободную площадку с баром, огромным тиковым столом и основательным диваном. В корме — место для тендера и кран грузоподъемностью 600 кг. Дополнительную водную технику можно хранить на опускаемой гидравликой кормовой платформе, которая выдерживает нагрузку до 500 кг.

Я так и не нашел, к чему придраться ни на нижней, ни на верхней палубах. Что же касается главной палубы, то здесь кроется основной сюрприз. Ее кормовую и центральную часть традиционно занимают просторный светлый салон и столовая, в носовой же части пространство распределено просто мастерски. Ключевой пункт удачной планировки — центральная лестница, вокруг которой скомпоновано все остальное. Камбуз, расположенный в двух шагах от столовой, скрыт от гостей, но открыт к рубке, что удобно для команды. Сама же рубка может похвастаться отличным обзором, хорошо организованным постом управления, выходами на палубу обоих бортов (экипаж может свободно перемещаться по судну, не тревожа пассажиров). Но самое интересное — еще один мини-салон у лобового стекла. С ним у команды появляется дополнительная причина любить ночные переходы, пока пассажиры почивают в каютах. Но, боюсь, за этот салон скорее разгорится нешуточная конкуренция с участием гостей. В общем, суперудачная планировка: такой уровень комфорта для всех можно обнаружить разве что на яхтах гораздо большего водоизмещения.

Характеристики

Двигатели 2 x MTU V12 2000 M93, 1822 л.с.

Режимы ECO FAST MAX
Об/мин 1000 1250 1500 1750 2000 2250 2370
Скорость 9,8 12,0 13,6 16,1 18,9 23,3 24,8
Расход 66 125 221 338 463 614 677
Дальность 1006 592 518 326 281 252 252
Уровень шума, ДБА
Рубка 65 75 77
Салон 67 78 80
Мастер-каюта 69 76 78

Скорость в узлах, расход в л/ч, расстояние в морских милях с учетом 20-процентного резерва. Загрузка: 100% топлива, 100% воды, 7 человек на борту, тендер 3,85 м. Температура воздуха +4 ˚C, температура воды +7 ˚C, волнение 1 балл, сила ветра 2 балла.

Дата:

11.05.2012

Текст

Алан Харпер

Фото

Princess

Следующая статья

Beneteau Flyer GT 44: тест с пристрастием

Предыдущая статья

Targa 32, брутальный и практичный. Тест обладателя титула Motor Boat of the Year-2012

Новые материалы
Похожие статьи