Damen Blue Ocean: надежное плечо для суперяхты

Обзоры и тесты
Следующая статья

Дизайнеры о дизайне

Предыдущая статья

Дайджест новостей 24-30 января

Blue Ocean — так называется новое судно линейки Yacht Support, недавно построенное на верфи Amels, входящей в концерн Damen. Давайте посмотрим,
что оно собой представляет.

Журнал уже напечатал несколько статей, посвященных Yacht Support Vessels — судам особого архитектурно-конструктивного типа, предназначенным для сопровождения суперяхт, моторных и парусных. В прошлых публикациях подробно говорилось о необходимости постройки таких судов, а также о феномене их популярности. Они выполняют функцию «плавучего гаража» для тендеров, водных «игрушек» и другой техники, включая вертолеты, которые не разместить на материнских яхтах по причине их размеров и первоочередной ориентированности на комфорт гостей. Суда поддержки могут заранее прибыть в заданную точку рандеву, чтобы спустить на воду любимые водные «игрушки», а после ухода материнской яхты их поднимают обратно на борт, и судно спешит за «лидером», чтобы подготовить «сцену» на следующей стоянке. Такое судно сопровождения также в состоянии выполнять роль «снабженца» — обеспечить дозаправку материнской яхты топливом, принять мусор и вещи в стирку…

Руководство голландского судостроительного холдинга Damen давно увидело потребность рынка в подобных многоцелевых судах и в 2010 году развернуло их строительство, переделывая проекты, изначально предназначенные для коммерческих целей, и разрабатывая новые. На сегодня именно лодки Damen составляют значительную часть мирового флота таких судов. А очередным свидетельством их популярности стал спуск на воду в марте этого года 55-метрового судна Blue Ocean, построенного на верфи Damen в турецкой Анталии. Это восьмой корпус популярной модели YS 5009: в серию, среди прочих, входят известные Powerplay, Axis (бывший Fast & Furious), AD-VANTAGE и Shadow, которые также появлялись на страницах MBY. Blue Ocean, строительство которого Amels вела на собственные средства, — судно серийное, что, в свою очередь, не должно мешать изменениям и воплощениям на борту новых решений. Давайте совершим виртуальную прогулку по судну и поговорим о его возможностях.

Я по палубе «иду»

Проект Blue Ocean, включая дизайн яхты, разработан в компании Damen Yachts. Судно выполнено в слегка брутальной, спокойной стилистике с уравновешенным профилем, высоким бортом в носовой части и надстройкой, занимающей больше половины длины корпуса. Над ней расположена компактная ходовая рубка с отрицательным углом лобового и кормового остекления.

С купальной платформы ступени ведут на главную палубу (ее также называют грузовой), которая используется для хранения тендеров и водных «игрушек». Здесь стоят RIBʼы: прогулочный, с мощными подвесниками, и явно профессиональный, водометный, с десятком кресел, на которых сидишь «верхом». Площадь 240 кв. м позволяет разместить на палубе погружаемый аппарат, аквабайки, подводные буксировщики Seabob и даже декомпрессионную камеру. Когда весь этот «москитный флот» на воде, палуба свободна и готова принять вертолет (он может понадобиться для доставки снабжения или персонала в море, площадка touch & go) или стать местом для «массовых мероприятий», например танцполом.

Основным отличием Blue Ocean от других лодок серии стал большой ангар на главной палубе, подходящий для различных целей, в частности, чтобы служить гаражом для хранения техники или быть мастерской. На его крыше могут уместиться лодка, квадроцикл или багги — нередко такие яхты высаживают гостей на берег, и приключения продолжаются уже на суше. Для разгрузки технопарка предназначен палубный кран-манипулятор грузоподъемностью 12 т (вылет стрелы — 5 м) или в корме монтируется спуско-подъемный комплекс с А-образной рамой.

Здесь же, в надстройке, находятся четыре двухместные гостевые каюты с туалетными комнатами, что существенно расширяет возможности основной яхты в части вместимости — пригласить на приключение можно больше людей, а также кают-компания и современно оборудованный камбуз.

Планировка нижней палубы включает жилые помещения для экипажа. Каюта капитана в соответствии с вековой традицией находится на правом борту. Собственно, правый борт по-английски потому и называется Starboard — в прежние времена грузовые суда в шумных портах чаще швартовались левым бортом, и каюта капитана на правом была относительно тихим помещением. А кто на таком корабле капитан, если не звезда первой величины?

Оборудование ходовой рубки практически такое же, как и на коммерческом судне — обилием дисплеев, приборов и органов управления на посту управления Blue Ocean легко составит конкуренцию иной суперяхте. Сугубо профессиональное назначение и интерьер рубки не мешают наличию здесь большого мягкого дивана для любопытствующих.

За ходовой рубкой обнаруживается открытое пространство (сандек) площадью 50 кв. м, оборудованное диванами, шезлонгами и большим обеденным столом для трапезы al fresco. Отсюда можно любоваться морскими видами, оставаясь в тени под тентом. Доступ к носовой палубе, где есть еще одна отличная обзорная площадка, возможен из ходовой рубки.

Досье Damen Blue Ocean

Длина:
55,50 м

Ширина:
9,25 м

Осадка:
3,20 м

Вместимость:
499 рег. т

Запас топлива:
230 т

Запас воды:
30 т

Мощность:
4 × 1500 л.с.

Пассажиры:
8 чел.

Экипаж:
12 чел.

В гигантском моторном отсеке на нижней палубе (пожалуй, он уже заслуживает статуса машинного отделения) стоят агрегаты Caterpillar — четыре двигателя и три генератора; есть кладовые, холодильники, прачечная. Если пройти дальше в корму, попадаешь в огромное помещение — «пляжный клуб» и дайвинг-центр с гардеробной для одежды и гидрокостюмов, компрессорами и оборудованием EANx (Nitrox) для технического дайвинга. Сюда можно попасть также с кормовой платформы, подняв среднюю секцию ступеней.

«Ocean» в океане

Blue Ocean — яхта со стальным корпусом и надстройкой из легкого сплава. Клип, в котором яхту на верфи готовят к спуску, наглядно демонстрирует обводы корпуса с выраженной скулой и подъемом днища в корме, чтобы разместить пятилопастные гребные винты большого диаметра. Также хорошо видны два носовых подруливающих устройства, плавниковые успокоители качки и отвесный форштевень с брызгоотбойниками в три яруса. Sea Axe — так называется запатентованная верфью форма носовой секции для снижения сопротивления, безударного и безопасного прохождения больших волн. Обводы должны обеспечить высокую мореходность, что тоже важно для судна поддержки.

Четыре дизельных турбированных двигателя Cat 3512 мощностью по 1500 л.с. (1800 об/мин) обеспечат судну максимальную скорость свыше 20 узлов; их также можно использовать попарно или поодиночке, когда в этом есть необходимость. По данным верфи, на крейсерской скорости 10 узлов дальность плавания (без дозаправки) составит 5000 миль, а осадка 3,2 м позволяет судну заходить в мелководные акватории, например вблизи Багамских островов.

Строители больших яхт отслеживают растущий рынок судов, осуществляющих функции сопровождения и обеспечения яхт, и стремятся внедрять в такие проекты передовые технологии и конструкторские решения. Современное судно поддержки яхт должно быть по возможности быстрее материнской яхты, иметь большой запас хода, высокие мореходные качества, обширное палубное пространство и достаточные объемы под палубой, условия для комфортного размещения гостей. И даже, допускаю, осуществлять функции спасателя и госпитального судна. Всем этим Blue Ocean располагает в достаточной мере.

Дата:

01.02.2021

Текст

Петр Шестаков

Фото

Damen Yachts

Следующая статья

Дизайнеры о дизайне

Предыдущая статья

Дайджест новостей 24-30 января

Новые материалы
Похожие статьи