Нептун D4. Знакомство с «народной» лодкой

Обзоры и тесты
Следующая статья

Твой дом, твоя мебель

Предыдущая статья

XO DFNDR: тест-драйв MBY

В ЦКБ «Нептун» (Санкт-Петербург) построили катер из полиэтилена, которому прочат высокое звание народной лодки.

На выставках, в частности лодочных, компании стремятся максимально эффектно представить свою продукцию. В ход идут всяческие приемы, лишь бы посетитель обратил внимание на экспонат. Именно так произошло и со мной на осенней SPIBS 2018. Я шел мимо ряда лодок на условленную встречу, как вдруг услышал звуки, напоминающие удары молота. Подошел — и вправду: крепкий мужчина около лодки с усердием бил кувалдой по куску полимерного материала…
Не стану продолжать интриговать. Это был Константин Куксин, генеральный директор ЦКБ «Нептун». С помощью кувалды он демонстрировал потенциальному клиенту прочность корпуса лодки «Нептун D4», изготовленной из полиэтилена. Надо сказать, инструмент пролетариата выглядел весьма доказательно и убеждал в качественности корпуса «Нептун D4» не хуже иного краш-теста.
Потом мы побеседовали с Константином Михайловичем об этой лодке, а в конце октября мне довелось на ней прокатиться. Полноценный тест не получился: дул западный ветер около 20 м/с, отчего Нева в своем устье нервничала, волновалась. Частые гребни высотой более 0,5 м не позволили нам развить максимальные обороты двигателя. Тем не менее кое-что понять удалось. Но сначала — о концепции и конструкции лодки.
Как сказал Константин Куксин, целью при проектировании «Нептуна D4» было создание народной лодки требуемого качества (в широком смысле), приемлемого комфорта и по доступной цене. Собственно, над аналогичной задачей бьется и АвтоВАЗ, причем в последнее время не без результата.

Народная лодка — это надлежащее качество, комфорт и приемлемая цена

Создавая новый продукт и стремясь к успеху, некоторые копируют популярные модели, поскольку изобрести что-то абсолютно новое крайне сложно. Конструкторы ЦКБ «Нептун» попытались найти если не революционные, то, безусловно, рациональные решения. Так, для лодки с двумя кокпитами и консолями были выбраны стандартные глиссирующие обводы с килеватостью 12° на транце для увеличения подъемной силы на корпусе, чтобы лодка могла ходить под мотором умеренной мощности (30 л. с.). Заметной конструктивной особенностью для такой лодки типа боурайдер являются прямой форштевень, достаточно широкий носовой кокпит и консольная часть. Лодка получилась довольно объемной, что положительно сказывается на вместимости, особенно в сравнении с российскими конкурентами в той же ценовой категории.
Ну и практически уникальная «фишка» — материал корпуса: не легкий сплав, стекло- или углепластик, но полиэтилен низкого давления (ПНД). Конструкция корпуса сварная (из шести элементов, толщина борта 8 мм, днища — 12 мм), внутри виден набор: бортовые стрингеры, шпангоуты (все из полиэтилена). ПНД — материал интересный: его плотность 0,94−0,96 г/куб. см, поэтому корпус имеет собственную положительную плавучесть, он слабо подвержен деформации, обладает высокой ремонтопригодностью. К тому же полиэтилен не оказывает вредного воздействия на природу, а после выработки ресурса корпус идет на переплавку, в результате чего опять получаются листы.

Досье «Нептун D4»

Длина:
4,90 м

Ширина:
2,00 м

Осадка (корпус):
0,22 м

Масса:
250 кг

Вместимость:
6 чел.

Мощность:
ПМ (макс.) 70 л.с.

Скорость:
60 км/ч

Недостаток — при высокой температуре полиэтилен теряет часть своих привлекательных свойств, но в наших широтах это все же практичное решение, и поэтому в Норвегии, к примеру, такие катера довольно популярны.
Лодку, которую мы видели, скорее следовало назвать опытным образцом. Это был первый корпус с еще пустыми носовым и кормовым кокпитами, с двумя простенькими креслами у рулевой и пассажирской консолей. Приборы — минимальный комплект, поставляемый с двигателем. Но при всем этом аккуратное исполнение, контрастные цвета и виниловое покрытие пайола оставляли приятное впечатление.
Какие-то решения здесь пока реализованы скорее технологично, нежели с учетом эстетики. В частности, лобовое остекление представляет собой стекло-триплекс (вовсе не поликарбонат), закрепленное на болтах в мощной раме. Тогда еще шло осмысление высоты и формы цельного гнутого стекла, которому предстоит служить не только защитой от ветра, но и опорой для руки и ходового/стояночного тента. Кресла тоже технологические, но уже проработана оригинальная конструкция из листового полиэтилена.
Потенциал модели очевиден. Нос может быть запалублен, и там поместятся садок для рыбы, рундуки. В кормовом кокпите есть место для дивана или еще пары кресел. Вдоль борта легко крепятся удилища. Набор приборов на рулевой консоли может быть существенно расширен…
На полуметровой волне (чувствительной для такой лодки) под мотором Suzuki DF50 мы развили почти 5000 об/мин — дальше было рискованно. На скорости около 45 км/ч лодка с двумя пассажирами уверенно проходила волну: форштевень ее легко рассекал, и кокпит оставался сухим. Инженерные оценки показывают, что при мощности 60−70 л. с. и в отсутствии волны заявленный максимум в 60 км/ч при 6000 об/мин выглядит вполне достижимым, и при запасе топлива, например, 50 л можно рассчитывать на дальность плавания в крейсерском режиме (4500 об/мин, 30−40 км/ч) не менее 85−90 км. Будь вода поспокойнее, мы бы посмотрели динамику разгона корпуса с двумя парами реданов-брызгоотбойников, оценили маневренность и все прочее. Но это — при следующем контакте.

А пока можно констатировать, что «Нептун D4» явно готов занять свою нишу на рынке. Модель хорошо подходит для отдыха любого формата на воде, включая рыбалку, лишена большинства недостатков, за которые критиковали «Нептуны» советского периода, пригодна для перевозки на одноосном прицепе без специальной категории прав. Что же касается стоимости, то озвученный верхний предел 400 тыс. руб. (базовая цена) при запланированной серийности 1000 корпусов в год должен сделать этот бизнес-проект успешным.

Дата:

10.03.2019

Текст

Алексей Максимов

Следующая статья

Твой дом, твоя мебель

Предыдущая статья

XO DFNDR: тест-драйв MBY

Новые материалы
Похожие статьи