ХО 270. На любой вкус

Обзоры и тесты
Следующая статья

Linssen Grand Sturdy 500 AC Variotop: знакомимся с новым флагманом

Предыдущая статья

Nomad SUV 75. Призвание — ходить в океане

Наличие разнообразных вариантов этой лодки на базе зарекомендовавшего себя корпуса существенно повышает ее рыночный спрос через расширение круга потенциальных покупателей.

Поводов для появления статьи в яхтенном журнале немало: премьера, новая модификация известной модели, новое оборудование или оригинальные устройства, недавно проведенный тест… Как-то мне довелось присутствовать на встрече заказчика катера XO 270 с продавцом и наблюдать некоторую растерянность первого, вызванную обилием предлагаемых вариаций и затруднением в принятии решения. Чем не повод для публикации?

Конструкция

О модификациях этой лодки мы уже писали, так что коснусь основных позиций ее облика и компоновки, останавливаясь на ключевых моментах.

Сегодня в линейке финского бренда XO (Extra Ordinary) шесть моделей, при этом XO 270 представлена версиями Cabin («C», с рубкой) и Front Cabin («FC», с рубкой и носовой каютой), каждая — со стационарными или подвесными двигателями (индекс OB, Outboards).

Брутальную внешне (и по характеру) лодку выделяют корпус из алюминиевого сплава с острыми формами и подъемом килевой линии к прямому штевню, высокая рубка характерного силуэта с солидной площадью остекления, вертикальным лобовым стеклом и стеклянной переборкой с дверью в корме. Вместо покраски применяют карбоновую пленку 3M, и наиболее эффектно судно выглядит «в черном».

Досье XO 270 C/XO 270 FC

Длина:
8,60 м

Ширина:
2,59 м

Осадка:
0,95 м

Высота над ВЛ:
2,50 м

Вес (без двиг.):
2250 кг / 3000 кг

Мощность:
1 × 250–350 л.с.; 2 × 150–250 л.с. / 260–370 л.с.

Запас топлива:
2 × 225 л / 315 л

Вместимость:
10 чел.

Спальные места:
1 + 2 / 2 + 2

Категория RCD:
«C»

У версии Cabin, помимо двери в корме, есть еще проход из рубки в носовой кокпит. Рубка светлая и хорошо вентилируемая через два сдвижных люка в крыше. За креслом у штурвала (внизу есть холодильник) может стоять небольшой диван или камбузный блок с мойкой и местом под плитку. На левом борту — динетта-трансформер (превращается в спальное место на двоих) с перекидной спинкой дивана в носовой ее части.

На компактной рулевой консоли доминирует МФД картплоттера с диагональю 16″ (крупнее не поставить), все органы управления под рукой: и к рукояткам двигателей тянуться не надо, и обзор отсюда отличный. А под консолью за шторкой устроена «каморка» с лежанкой, тесная для взрослого, но пригодная для детей или в качестве кладовки для багажа. Это на Cabin, а на Front Cabin есть носовая каюта с большим сдвижным верхним люком (как на парусной яхте), через который можно выбраться на палубу. В любой вариации XO 270 предусмотрен гальюн в консоли по левому борту — невысокий, тесноватый, но он есть, и это только повышает функциональность лодки.

Глубокий носовой кокпит в варианте Cabin оборудован рундуками-сиденьями по правому борту; на Front Cabin фордек запалублен. Что предпочтительнее? Это зависит от модели использования лодки. Для прогулок и рыбалки удобнее кокпит, где можно даже установить съемный столик, для продолжительного пребывания на воде больше подойдет каютная версия.

Кормовая часть также бывает разной. На катере с подвесниками кокпит глубже; на транце — релинг с откидным сиденьем; по бортам — откидные банки. При стационарном двигателе палуба поднята, а релинг сдвинут к дверям рубки; через люк на газовых опорах легко попасть в моторный отсек, тогда как у модели с подвесниками люков и, соответственно, отсеков-рундуков два. Более высокий фальшборт мне кажется привлекательнее, но и здесь все зависит от того, для чего вам лодка: прогулки, рыбалка или перевозка чего-либо, что важно, скажем, для финнов, активно ходящих между островами архипелагов.

Подвесники или «стационар»?

Я предпочитаю подвесные моторы. Два подвесника в плане надежности (вероятность отказа) привлекательнее одного дизеля. Можно выгадать на монтаже, системах, да и обслуживать подвесники проще и дешевле. Вместо моторного отсека появляются полезные рундуки, а подняв моторы, можно ходить в полводы, чего с колонкой сделать не получится.

На XO 270 могут стоять подвесные моторы: один мощностью 250−350 л. с. или два по 150−250 л. с., а также «стационар» 300−370 л. с. Относительно подвесных важно знать, что производитель делает предустановку систем для Mercury (в том числе электронику Simrad); установка моторов других марок потребует дополнительных расходов. А что показали тесты? Сравнивая динамику лодки с подвесниками и «стационаром», сопоставим варианты с установками максимальной мощности.

С дизельным двигателем Volvo Penta D6‑370 и колонкой DPH (тихая вода, два человека на борту, топливо 90%) максимум скорости составил 43,1 узла (3600 об/мин). На крейсерских 30 узлах (2700 об/мин) расход топлива был около 35 л/ч, что при вместимости топливного бака 315 л соответствует дальности плавания 243 мили (при 10% запасе).

С двумя Yamaha F250 Offshore (суммарно 500 л. с.) скорость при небольшой волне (четыре человека на борту, 100% топлива) составила почти 49 узлов (5800 об/мин). На том же экономичном режиме 30 узлов (4000 об/мин) расход был уже 76 л/ч, а дальность плавания — 160 миль (топливный бак 450 л). Заметим, что в обоих вариантах объем бака можно увеличить. Но, как говорится, почувствуйте разницу!

Если владелец такой лодки желает выделяться на фоне остальных, с XO 270 это несложно

При желании сэкономить можно установить два мотора по 200 л. с. Предельная скорость упадет до 43 узлов (на мой взгляд, не критично). То же и со «стационаром»: есть вариант с Volvo Penta D4‑300 — потеря хода на максимуме 3−4 узла, зато экономичность вырастет на 15%.

Теперь о динамике разгона, управляемости, мореходности и шумности. С мощными подвесниками выход на глиссирование наступает уже на 12−14 узлах (3200−3400 об/мин); ускорение до 40 узлов занимает чуть более 20 с. При разгоне наблюдается дифферент до 7°, обусловленный тяжелыми моторами (полтонны на самом транце дают статический дифферент на корму до 3°); все это легко регулируется транцевыми плитами. Лодка с Volvo Penta D6‑370 тоже вполне динамичная: и на глиссирование выходит резво, и 30 узлов набирает всего за 9 с.

Независимо от типа двигателей, XO 270 хорошо лежит на курсе, послушна штурвалу, устойчива при маневрировании. На средних оборотах крен в циркуляции заметный (20°), а на высоких он снижается до 10° (диаметр циркуляции около 20 м); скула держит, падение скорости небольшое, дрейф не проявляется. Управляемость на малом ходу не вызывает вопросов: может даже показаться излишней носовая подрулька, хотя во время швартовки на течении и при ветре сомнения отпадут.

Метровую волну относительно тяжелый корпус с полноценным «глубоким V» (24° на транце) проходит мягко, без ударов и подлетов. На регулярной полуметровой ряби дельфинирование не зафиксировано.

Что касается шумов, то на холостых оборотах два Yamaha F250 Offshore чуть слышно стрекочут, как хорошо смазанные швейные машинки: шум в рубке 56 дБ (А) с закрытой дверью; на полном ходу он возрастает до 81 дБ (А). Примерно те же показатели со стационарным мотором, хотя ухом ощущаешь, что тут шума больше.

В общем, по мнению многих, кто сидел за штурвалом XO 270, управлять этой лодкой одно удовольствие — хоть с турбодизелем, хоть с подвесниками. Я разделяю это мнение.

P. S. Надеюсь, эта информация поможет кому-то быстрее определиться с модификацией. А мы ожидаем появления новых моделей в линейке XO, о чем уже было объявлено, правда, без каких-либо подробностей. Интрига — один из инструментов маркетинга!

Дата:

22.07.2019

Текст

Алексей Максимов

Фото

XO Boats

Следующая статья

Linssen Grand Sturdy 500 AC Variotop: знакомимся с новым флагманом

Предыдущая статья

Nomad SUV 75. Призвание — ходить в океане

Новые материалы
Похожие статьи