Шелест, легкое жужжание… Greenline 39 Hybrid

Обзоры и тесты
Следующая статья

Антон ван ден Бос, генеральный директор Elling Yachts, о прошлом и настоящем компании

Предыдущая статья

Pride Wellness Club — 7 лет!

Новаторы в сегменте лодок с дизель-электрической энергетической установкой создали прочный и тихий круизер с мягким ходом. Он действительно такой, или это рекламный трюк?

Мы идем по извилистой реке Болье в направлении Баклерс Хард на круизере Greenline 39 Hybrid, идем почти бесшумно. Легкое жужжание электродвигателя, шелест воды, обтекающей корпус и уходящей за корму, — единственные звуки, нарушающие утреннюю тишину. Пассажиры встречных судов пристально смотрят, пытаясь понять, как это у нас получается: лодка идет, а дизеля не слышно…

ДВС + электро

Ключ к разгадке — электромотор Mahle мощностью 10 кВт и 220-сильный дизель Volvo Penta D3, вращающие общий гребной вал. Выбираешь между ними переключателем на приборной панели и управляешь лодкой все тем же штурвалом и рукояткой, а на дисплее отображаются заряд литий-ионных аккумуляторов и пройденный путь. Максимальная скорость, которую мы развили, — 6 узлов, что соответствует запасу хода около 10 миль; но при скорости 4,5 узла диапазон увеличивается до 20 миль: вполне достаточно для прогулки на день-два.

Батареи заряжаются двумя путями: от дизеля (около 90 минут) и с использованием берегового питания (более 6 часов). В стандартной комплектации с гибридной установкой (£ 30 000) вы получаете пакет из четырех фотоэлектрических панелей (1200 Вт), встроенных в крышу надстройки, систему управления, автоматический инвертор и сервисные батареи. Солнечные панели — эффективный способ подзарядки аккумуляторов для работы холодильников и других бытовых устройств при отсутствии электропитания с берега. Кроме того, когда электромотор не используется для движения, он действует как мощный генератор (7 кВт), чтобы питать больше энергоемких бортовых систем, например кондиционеров с обратным циклом.

Цена столь сложной гибридной системы составляет около 10% стоимости Greenline 39 Hybrid, но система выглядит более надежной, чем предыдущие дизель-электрические установки на ранних моделях Greenline. Верфь немало поработала над ней, но только время расставит все на свои места.

Досье Greenline 39 Hybrid

Длина:
11,99 м

Ширина:
3,75 м

Осадка:
0,90 м

Водоизмещение:
7,0 т (порожнем)

Запас топлива:
700 л

Запас воды:
400 л

Мощность:
  220 л.с./10 кВт

Категория RCD:
«B» (10 чел.)

А как же старый добрый дизель? Если вам нужно больше скорости и плевать на шум, переключайтесь на D3−220: он спокойно разгонит лодку до 16 узлов. Не рекорд, но совсем неплохо. Рулевое управление довольно «тугое»: лодка меняет курс не мгновенно, что свойственно большинству одновальных корпусов с обводами переходного режима. Существует опция — Yanmar 370 л. с., с которым, как говорят, скорость доходит до 25 узлов, но с этим дизелем гибридная система недоступна.

Вода в день теста была спокойной, поэтому мореходность лодки оценить не удалось; но корпус ощущался прочным и надежным, хотя брызги на лобовом стекле пробудили мысль: а что будет в условиях морского волнения?

Взгляд от штурвала

Эта легкая в управлении лодка не требует задействования транцевых плит для выравнивания дифферента, хотя верфь планирует приподнять сиденье у штурвала, чтобы не вытягивать шею, выглядывая над рулевой консолью. Но это во многом зависит от комплекции рулевого. В целом пост управления вполне приличный, пусть даже приборная панель не щеголяет изысканной отделкой. Помимо удобной компоновки, он привлекает двумя верхними люками с электроприводом для вентиляции и боковой дверью рядом с сиденьем у штурвала. Другое полезное решение для будущих моделей — лацпорт в фальшборте кокпита на правом борту, добавляющий удобства и практичности.

Палуба асимметрична: проход по правому борту глубокой (уровень кокпита), широкий и частично накрыт свесом крыши, тогда как на левом борту он узкий и практически на уровне борта. Это вполне оправданная жертва, поскольку дверь из рубки тоже на правом борту. Откидной транец — обычный для Greenline трюк — в нижнем положении играет роль платформы для купания на одном с кокпитом уровне. Помимо эксплуатационного удобства, он помогает сэкономить немного денег при стоянке в марине. А в кокпите под палубой есть два больших рундука для хранения, скажем, кранцев. Такая планировка палубы с учетом становящегося платформой транца дает свободный выход из салона прямо к воде, что могут предложить не многие модели.

Обитаемость и практичность

Компоновка с камбузом в кормовой части салона, равно как подъемное окно и откидывающийся фрагмент столешницы — удачные решения, заимствованные у предыдущих моделей Greenline. Дизайнеры нашли в салоне место для холодильника с морозильной камерой на правом борту, напротив камбуза. А сам камбузный модуль получился довольно просторным, с большой мойкой и обилием места для хранения припасов.

Салон светлый; с одной стороны, благодаря отделке из осветленного дуба, но в основном из-за больших боковых окон и цельного ветрового стекла, размеры которого позволили обойтись без средника.

В мастер-каюте (она внизу, в носовой части корпуса), как и в салоне, очень светло: дневной свет поступает сюда через вытянутое остекление по бортам на уровне глаз и скайлайт. Каюта имеет спальное место, оборудованное механизмом «ножницы», и отдельный доступ к единственному на борту санузлу. Гостевая каюта уместилась под салоном, что отразилось на высоте помещения. Однако после нашего теста верфь опустила уровень пайола и подняла подволок, добавив каюте комфорта. А вот с местом для хранения вещей и на тестовой лодке было неплохо.

Общее качество постройки довольно высокое: лодка прочная, не перегружена деталями, не капризная и практичная. При отсутствии претензий на гламурность в ней немало приятных деталей, например прочные петли дверок камбузного блока: при нажатии дверки мягко закрываются.

На обратном пути через Солент в Саутгемптон я начинаю лучше понимать гибридную систему, которую, честно говоря, считал в большей степени рекламным ходом типа стикера на борту, привлекающего внимание людей на выставках. Тех, кто рассчитывает, что гибридность повысит экономию топлива, я разочарую. Однако если вас привлекает путешествие солнечным днем почти в полной тишине и если вы никуда не спешите, тогда другое дело!

На подходе к Саутгемптону вблизи устья реки Хэмбл я перевожу рукоятку двигателя в нейтраль, выключаю дизель и щелкаю переключателем для запуска электродвигателя. Верхние люки и двери в кокпит открыты, и звук воды, обтекающей корпус, вскоре перекрывает журчание электродвигателя. В таких местах, как пролив Солент, возможность развить 16 узлов, а затем, когда вы доберетесь до спокойной воды, перейти на электродвижение и доставить себе удовольствие неспешно двигаться заданным курсом, весьма привлекательна. Запас хода 20 миль, возможно, и не столь велик, но если это не один перегон, а сумма участков маршрута, в этом есть резон. Например, путешествуя по каналам Франции, где вы могли бы заряжать батареи ночью во время стоянки… Отличный вариант!

Вердикт

Думается, те, кто пересел на моторные яхты с парусных, полюбят этот круизер: на его борту возникает ощущение, будто идешь под парусом, наслаждаясь тишиной и покоем, а дизель всегда «под боком». Надежность подобных гибридных систем нового поколения — пока большой вопрос, и некоторые считают все это излишеством. Однако, отказавшись от возможности идти в полной тишине, вы утратите одно из столь привлекательных качеств этого Greenline 39, то, что придает лодке в известном смысле уникальность, и то, чего лишено большинство конкурентов.

Характеристики

Двигатели Volvo Penta D3−220, 220 л.с. при 4000 об/мин, 2,4 л, 5 цилиндров, дизель; электромотор Mahle 10 кВт

Режимы ECO FAST МАX
Обороты 1600 2200 2400 2600 2800 3200 3600 4000
Скорость 6,0 7,8 8,4 9,0 9,7 11,4 13,7 16,1
Расход 3,8 9,0 11,0 14,0 17,0 24,0 34,0 46,0
Миль/л 1,58 0,87 0,76 0,64 0,57 0,48 0,40 0,35
Запас хода 994 545 481 405 360 299 254 220

Скорость в узлах, расход в л/ч, уровень шума (салон) в дБ (A), запас хода в милях с учетом 10% резерва. Расчетные данные основаны на показаниях бортовых приборов и могут отличаться от полученных вами. Нагрузка: 45% топлива, 75% воды, 3 человека на борту, Запасы и тендер отсутствуют. Температура воздуха +14 ºC, ветер 1 балл, волны нет.

Дата:

08.10.2018

Текст

Джек Хейнс

Фото

Ричард Лэнгдон

Следующая статья

Антон ван ден Бос, генеральный директор Elling Yachts, о прошлом и настоящем компании

Предыдущая статья

Pride Wellness Club — 7 лет!

Новые материалы
Похожие статьи