Среда обитания на 9-метровом катере: варианты от Aquador

Обзоры и тесты
Следующая статья

Grandezza 33 OC. Уроки практичности от Finn Marin

Предыдущая статья

Турецкие голубые круизы

Два круизера, абсолютно одинаковых по размерениям, принадлежащих разным архитектурно-конструктивным типам… А кто лучше?

Какое значение имеют размеры для малотоннажного судна? Исключительное. Большие размерения предоставляют большие возможности, но требуют многого взамен. Не будем здесь анализировать парадоксы закона «нехватки одного метра» — именно такой длины обычно недостает любому судовладельцу, проводящему на борту значительную часть своего времени. Поговорим о другом: о различиях в качествах, которые проявляются у двух моторных судов, построенных в одном корпусе, но различающихся конструкцией и компоновкой. А в качестве примера рассмотрим две версии хорошо известного круизера Aquador 28 финского концерна Bella Boats.

Их конструкция замечательно проработана, а тщательно сбалансированный известным шведским конструктором Р. Элиассоном дизайн по-современному динамичен, но при этом лишен ультрамодных, быстро устаревающих черт. Некоторые элементы архитектуры, вроде тиковой отделки маленьких ступеней в бортовых проходах или скругленных углов деталей интерьеров из лакированного махагона, даже подчеркнуто консервативны. Иметь в стиле судна немного старой доброй классики — так принято на море среди тех, кто действительно ходит в продолжительные плавания.

Модельный ряд Aquador развит настолько, что в одном и том же корпусе нередко выпускают два-три компоновочных решения. При длине 28 футов (8,8 м) есть вариант исполнения с закрытой рубкой, обозначаемый «C» (Cabin), и другой — «HT» (Hard Top) с рубкой, открытой в корму. Казалось бы, различие между ними — только в той самой двери в кокпит, изолирующей находящихся в рубке от внешнего мира. У закрытой версии она жесткая и прозрачная, но и HT защищается от природных напастей установкой матерчатого тента над кормовым кокпитом. Но если бы различия исчерпывались только этим признаком, вряд ли имело смысл разделять модели таким образом: кто мешает полностью раскрыть на ходу дверь и наслаждаться свежим морским воздухом? Вопрос различия в архитектуре на самом деле здесь много глубже. Рассмотрим его детально для моделей 28C и 28HT.

Катерами таких размеров, как правило, управляет один капитан, который должен при подходе или отходе быстро справиться со швартовом, завести конец на буй, отдать якорь. Для этого конструктивно предусмотрены боковые двери у поста управления, а также удобные проходы вдоль борта. У закрытой версии они есть, а у хардтопа — нет: видимо, предполагается, что на причале либо на борту должен присутствовать помощник. Кроме того, палуба прохода у 28C опущена ниже уровня борта, образующего жесткий фальшборт по всему периметру. Это существенно повышает уровень безопасности: снижается риск соскользнуть ногой за борт при качке, да и держаться за поручни удобнее. Но такое решение «отъедает» объем у нижних помещений и полезную ширину у рубки. В результате у закрытой версии бортовые койки используются только для сна, и туалетный отсек выглядит более тесным. На 28HT в просторной носовой каюте уже можно сидеть вокруг центрального стола — позволяет высота подволока у борта, где палуба не опущена, а в дополнительную спальную каюту правого борта с двуспальной койкой можно попасть не нагибаясь через дверь полноценной высоты. Там при входе за счет дополнительного объема удалось разместить и шкаф для одежды, и небольшое сиденье-пуфик.

Дополнительная ширина в рубке версии 28HT из-за более узких бортовых проходов позволила также существенно увеличить размер консоли управления и сделать водительское сиденье сдвоенным, чтобы управлять судном рядом «с подругой, если нет жены», как пел Андрей Макаревич. Получившаяся при этом асимметрия расположения диванов вносит дополнительное разнообразие в компоновку 28HT.

Сопоставим планировки кокпита у обеих моделей. Изначальная особенность архитектуры 28HT и заключается в слиянии пространств рубки и кормового кокпита, что заметно увеличивает полезную, используемую в любой момент площадь палубы. У Aquador 28HT внутри можно четко выделить три обитаемые зоны: носовые подпалубные помещения (как отмечалось, там не только спят; это еще и кают-компания, и приватное помещение рядом), небольшая навигаторская зона и, наконец, главная особенность планировки — «веранда с видом на море»: П-образный широкий и мягкий диван по правом борту и стол при нем, дающие возможность ночлега еще двоим гостям. Асимметрия компоновки относительно центрального прохода позволяет чувствовать себя здесь совершенно свободно. Левый борт отдан под служебные нужды: там и туалет, и «штурманский уголок», и довольно длинный камбузный блок, вмещающий холодильник, плиту, мойку. В общем, каждый квадратный дециметр площади использован с целью создания максимальных удобств для владельца катера и его гостей. Даже доступ в моторный отсек через люк в кокпите возможен только через кормовой «диванный уголок» при условии снятия стола со штатива.

Досье Aquador 28HT

Длина:
29 ф (8,80 м)

Ширина:
10 ф (3,10 м)

Осадка:
3 ф (0,90 м)

Водоизмещение:
4200 т

Запас топлива:
380 л

Запас воды:
95 л

Мощность двигателей:
300–370 л.с.

Вместимость:
8 чел.

Спальных мест:
6

Категория RCD:
«C»

Совсем на других принципах организовано пространство закрытой версии. Среда комфортного обитания здесь сосредоточена внутри рубки, и возможность полностью раскрыть кормовую стенку-дверь, чтобы использовать кокпит для отдыха, — всего лишь приятное дополнение к основной функции наглухо запираемой рубки: служить надежным убежищем для экипажа в случае непогоды и долгих переходов по неприветливым северным водам, особенно осенью. Ради уверенного выполнения этой важной для безопасности мореходства функции конструкторам пришлось пойти на ряд компромиссов с удобствами пребывания на борту. Так, обеденный стол невозможно будет держать постоянно накрытым: доступ к расположенным побортно койкам открывает люк в палубе рубки; чтобы устроиться на ночь, придется поднять по металлической стойке стол, поднять гидравликой палубу салона, перегородив центральный выход в кокпит. Чтобы устроить «ужин с видом на море», придется поработать с другим трансформируемым оборудованием: раскрыть заднюю стенку рубки, вставить опору стола в палубный стакан, вытянуть скамьи из-под диванов, возможно, накрыть кокпит тентом — тогда приятный вечер вам обеспечен. Но, несмотря на компромиссы трансформера, у судна в целом более развиты черты практичного морехода, к которым, помимо удобного и безопасного прохода вдоль бортов, а также надежно закрытой от непогоды рубки, отнесем и обособленный доступ в моторный отсек через большой люк в палубе кокпита. Результат таких решений нетрудно увидеть в таблице характеристик: если 28HT одобрен на категорию плавания «C» (не далее прибрежных районов при волне не более 2 м), то 28C допускает продолжительные переходы открытым морем при высоте волны до 4 м. И это два практически одинаковых корпуса!

Досье Aquador 28C

Длина:
29 ф (8,80 м)

Ширина:
10 ф (3,10 м)

Осадка:
3 ф (0,90 м)

Водоизмещение:
4400 т

Запас топлива:
350 л

Запас воды:
80 л

Мощность двигателей:
300–370 л.с.

Вместимость:
8 чел.

Спальных мест:
4

Категория RCD:
«B»

Тест-драйвы моделей, не раз проведенные за несколько лет их серийного выпуска, показывают, что обе лодки прекрасно справляются с назначенной производителем мощностью двигателей, надежно управляются в различных режимах движения и уверенно, не сходя с режима глиссирования проходят волну высотой до метра.

При геометрически одинаковых корпусах и совершенно разной планировке версии 28C и 28HT незначительно различаются водоизмещением: закрытый вариант тяжелее на 150−200 кг. Соответственно, при равной мощности моторной установки динамические характеристики обеих лодок будут близкими или даже равными, что подтверждают тесты. С двигателем Volvo Penta D6−350 и колонками DPH при 3550 об/мин максимальная скорость Aquador 28C равна 36,5 узлов, а 28HT — 36,2 узла. Этот незначительный «люфт» можно списать на условия испытаний: чуть больше волна, чуть сильнее ветер, чуть выше загрузка… В круизном режиме 3000 об/мин скорости 29,6 и 28,5 узла соответственно. Немногим разнится и расход топлива — 46,4 л/ч против 44 л/ч; это оборачивается разницей всего 20 миль в дальности плавания в пользу 28HT (225 миль и 245 миль). По динамике разгона обе модели одинаковы: для достижения скорости 20 узлов требуется около 8 с, для 30 узлов — 12 с.

Разумеется, шумность в открытой с кормы рубке больше; на слух это не уловить, но приборы показывают, что уровень шума у 28HT 80 дБА, тогда как у 28C — 76 дБА (при закрытой двери в кокпит). Да и водяная пыль из кильватера, бывает, садится на кормовые диваны. Это неизбежная плата за желание владельца такой лодки ощущать большую близость к морю и солнцу, ради которого он и приобретает катер-хардтоп.

У каждой модели есть свои неоспоримые преимущества

Итак, когда речь заходит о выборе комфортабельного моторного катера, в котором и самому находиться в радость, и гостей принять не стыдно, значение будут иметь не только размеры. Два судна с одинаковыми корпусами разработаны под разные задачи и демонстрируют во многом разные условия обитания. Катер-хардтоп Aquador 28HT, на борту которого сосуществуют и уютный мягкий салон, и открытая морскому воздуху площадка для отдыха теплой компании, и «удобства», без которых сегодня немыслима любая приличная лодка, показывает себя как предельно дружественная среда обитания. На нем можно весело проводить время в марине, можно умчаться на пляж или к набережной гостеприимного приморского городка — делать все то, ради чего приобретается собственное прогулочное судно. Но если судно для его владельца — нечто большее, чем развлечение на выходных, если он проводит на воде более 200 часов за навигацию, выходя в море далеко, либо уходит на недели в дальний переход по непредсказуемым водам, ему лучше довериться более надежному и мореходному Aquador 28C. На первый взгляд, он чуть менее импозантен, но в итоге проявит себя как верный друг, способный подарить те же радости, что и «полуоткрытый» вариант, пускай и не сразу.

Жизнь — она долгая, и понятия о размерах лодки, а также об их форме (читай — типе) и значении всего этого у судоводителя-любителя могут меняться. Но в любом случае — форма всегда должна быть к лицу!

Дата:

12.02.2013

Текст

Алексей Константинов

Фото

Bella Boats

Следующая статья

Grandezza 33 OC. Уроки практичности от Finn Marin

Предыдущая статья

Турецкие голубые круизы

Новые материалы
Похожие статьи