Чартер: сдавать или отказаться?

Обзоры и тесты
Следующая статья

Завершился 2-й этап чемпионата мира по аквабайку

Предыдущая статья

Найдены пять новых островов под застройку в Петербурге

Время от времени у владельцев частных яхт возникает мысль: можно ли заработать или хотя бы окупить текущие затраты, сдавая яхту в чартер? Давайте разбираться в этом вопросе.

Яхта — не самый выгодный объект для инвестиций. Покупая ее, вы приобретаете статус и получаете удовольствие, но неизбежно теряете деньги: содержание ее недешево, да и при последующей продаже она упадет в цене. Но все же, когда период «страстной влюбленности» сменится фазой рационального подхода к владению судном и вы задумаете сдавать свою яхту в чартер, эту идею нужно тщательно обдумать, проанализировав все нюансы.

Прежде всего

Оцените привлекательность вашей яхты для чартера. Может оказаться, что какое-то компоновочное решение, разработанное для конкретного владельца, будет неприемлемым для эксплуатации в чартере. Второй момент — ожидаемая прибыль. Здесь важно определиться, в каком регионе максимально выгодно сдавать судно, принимая во внимание его характеристики и спрос, а также сопоставить доходы и расходы (учитывая, в том числе, ставку НДС на чартерные услуги и налог на прибыль в стране нахождения компании, эксплуатирующей яхту).

Третий и, пожалуй, самый крупный блок вопросов, которым следует уделить внимание до принятия решеты коммерческой эксплуатации яхты.

В каждой стране свои требования и особенности, поэтому анализ этих аспектов нужно проводить по территориальному принципу, в первую очередь понимая под территорией регион эксплуатации яхты, а не страну ее регистрации (флаг) или страну регистрации компании, через которую осуществляется владение яхтой. На практике именно требования к чартерной деятельности в конкретной стране зачастую определяют выбор флага и места регистрации бизнеса, а не наоборот.
Рассмотрим основные особенности чартерного бизнеса в популярном у россиян регионе Средиземноморья.

Страны Евросоюза

Для всех стран ЕС ключевым аспектом коммерческой эксплуатации яхты является требование наличия статуса «НДС уплачен». На большинство яхт, принадлежащих россиянам, европейский НДС не уплачен, и ходят они в ЕС в таможенном режиме «временный ввоз», который запрещает коммерческое использование. Если это так, перед принятием решения о сдаче яхты в чартер на территории ЕС нужно решить вопрос с НДС на судно.

Законодательство некоторых европейских стран допускает коммерческую эксплуатацию яхт в льготном таможенном режиме без уплаты НДС. По сути, эти режимы устанавливают требования, максимально приближающие использование яхты к эксплуатации коммерческого судна в международных перевозках.

Например, законодательство Франции устанавливает ряд критериев и требований, известных как FCE (French Commercial Exemption), при выполнении которых владелец яхты освобождается от уплаты НДС на яхту и приобретает топливо и снабжение во Франции с НДС по ставке 0%. Длина яхты должна составлять не менее 15 м, судно должно быть зарегистрировано под коммерческое использование (при этом не обязательно под французским флагом), иметь постоянный экипаж, использоваться исключительно в коммерческих целях (любой рейс осуществляется только на основании договора фрахта или перевозки пассажиров). При этом более 70% рейсов в течение календарного года должны проходить за пределами Франции. В качестве таковых будут засчитаны только рейсы, либо полностью проходящие за пределами французских территориальных вод, либо начинающиеся или заканчивающиеся во Франции или Монако, если маршрут частично пролегает в международных водах.

Если по итогам года видно, что яхта не выполняла указанные требования, владельцу придется уплатить НДС по всем льготным поставкам; кроме того, на следующий год льготу не предоставят, и придется либо уплатить НДС, либо реимпортировать судно.

Льготный режим для коммерческих яхт существует и в других странах (Италии, Греции), но с иным набором требований. Некоторые из них затрудняют или делают фактически невозможным использование яхты самим владельцем. Поэтому тем, у кого НДС на яхту не уплачен, но есть желание сдавать ее в чартер в Европе, возможно, придется сделать выбор: либо совсем отказаться от личного пользования, либо все-таки уплатить европейский НДС.

Помимо НДС на яхту, нужно помнить и об НДС на чартерные услуги. По европейским правилам такой налог подлежит уплате в той стране, где начинается чартер, поэтому необходимо встать на НДС-учет там, где яхта будет предоставляться в распоряжение фрахтователей, с назначением местного представителя для целей уплаты НДС (для компании-нерезидента ЕС). Некоторые страны обязывают уплачивать НДС на чартер по числу дней пребывания яхты в их акваториях, даже если чартер начался за пределами ЕС (например, Испания, Хорватия).

Большинство европейских стран разрешает чартерную деятельность лодкам под любым флагом, в том числе не европейским. Однако, скажем, в Испании яхты под другими флагами допускаются к чартеру только на Балеарских островах, а Греция в 2018 года ограничила доступ к рынку чартерных услуг для всех яхт не под флагами стран ЕС, при этом выполнять чартер в пределах территориальных вод Греции (каботаж) могут только яхты под греческим флагом.

Как правило, в странах Евросоюза чартерная деятельность разрешена преимущественно яхтам с коммерческой регистрацией. Однако, например, Франция допускает сдачу в чартер яхт с полукоммерческой регистрацией (такую предоставляют регистры Маршалловых и Каймановых островов, позволяя коммерческое использование частных яхт несколько недель в год). А в некоторых странах (Хорватии, Греции, Испании и др.) для чартерной деятельности требуется местная лицензия.

Черногория

В водах Черногории чартерная деятельность разрешена яхтам под любым флагом, но эксплуатировать коммерческую яхту должна черногорская компания. Такая компания может взять яхту в аренду у иностранной компании, не уплачивая при этом НДС на яхту при ввозе ее в страну.

Турция

Из неевропейских стран средиземноморского побережья до недавнего времени Турция была очень привлекательной для чартерного бизнеса: к чартеру допускали яхты под любым флагом при условии получения соответствующих разрешений и прохождения сертификации, установленной Министерством транспорта Турции. Однако в начале 2019 года в турецкий парламент был внесен законопроект, меняющий правила игры: к работе в каботаже будут допущены только яхты под турецким флагом. По официальным заявлениям, в 2019 году яхты под иностранным флагом смогут продолжить работу, но пошлины для них увеличат в 10 раз. В любом случае, изменения не затрагивают коммерческие яхты под иностранным флагом, следующие из других стран: им, как и ранее, можно заходить в турецкие воды, уплатив чартерный налог.

Что еще?

Не все страны устанавливают ограничения по флагу чартерных яхт: некоторые предоставляют владельцам свободу выбора. В этом случае, определяясь с регистром, нужно учитывать такие вопросы, как стоимость постановки яхты под коммерческую регистрацию, удобство работы с администрацией регистра, требования к самой яхте (владелец чартерного судна отвечает за жизнь пассажиров, и требования к безопасности будут существенно выше, чем при регистрации частной яхты) и к ее экипажу.

Моторная яхта для чартера должна не только быть привлекательной внешне, но и иметь элегантные и практичные интерьеры

Важно упомянуть и о том, что коммерческая регистрация сопряжена с получением документов в одном из классификационных обществ (постановка под класс), осуществляющих надзор за эксплуатацией морских судов. Яхты длиной более 24 м строят с соблюдением требований какого-либо регистра с последующим получением свидетельства, однако при коммерческой регистрации требуется дополнительный сюрвей — на подтверждение соответствия требованиям выбранного регистра.

Оценивая затраты на организацию коммерческой эксплуатации яхты, не стоит забывать и об обязанности уплатить налог с прибыли от чартерной деятельности по месту регистрации компании, эксплуатирующей яхту. Хотя такую деятельность в большинстве стран разрешается вести компаниям из любых иностранных юрисдикций, что позволяет выбрать страну с оптимальной налоговой нагрузкой, некоторые страны все-таки ограничивают эту возможность. Скажем, для полноценной чартерной деятельности в Греции придется либо учредить там компанию, либо открыть греческий филиал европейской компании.

Что делать?

Напрашивается вывод: коммерческая эксплуатация яхты — дело хлопотное, связанное с затратами времени и средств на решение организационно-правовых вопросов. Пересмотр схемы владения яхтой, постановка и поддержание в классе, постановка на НДС-учет, ведение бухгалтерии, уплата налогов…

Чтобы решиться на сдачу своей лодки в чартер, нужна уверенность в том, что доходы от этой деятельности превысят расходы на ее организацию. Но если у вас имеется привлекательный для чартера флот, хороший бизнес-план и надежные партнеры для его реализации, чартерная деятельность вполне может стать прибыльным бизнесом.

Дата:

03.06.2019

Текст

Анастасия Сазанова

Следующая статья

Завершился 2-й этап чемпионата мира по аквабайку

Предыдущая статья

Найдены пять новых островов под застройку в Петербурге

Новые материалы
Похожие статьи