Axopar 37: второе поколение

Обзоры и тесты
Следующая статья

Pacifico Voyager 108: премьера-2020

Предыдущая статья

Клуб любителей снега

Axopar 37 первого поколения — лодки выдающиеся, однако верфь, похоже, смогла превзойти свои прошлые достижения и существенно улучшила модели второго поколения.

Презентацию моделей Axopar 37 второго поколения финская компания провела для журналистов и дилеров дома, в Хельсинки, выбрав для этого необычное место — здание бывшего завода железнодорожной техники, которое теперь является охраняемым историческим памятником и служит отличным местом для подобных мероприятий.
«Axopar — больше не малый бизнес, которым управляют два человека, — начал свое выступление один из вдохновителей и учредителей компании Ян-Эрик Витала. — Мы уже довольно крупная организация, в которую стремятся попасть профильные специалисты из Германии, Финляндии и даже Италии. Одним из наших ключевых приоритетов является формирование сильной интернациональной команды, которая позволит концентрировать идеи и полезный опыт из совершенно разных регионов».
Axopar действительно стремительно растет: всего за пять лет с момента основания бренда было произведено порядка 2200 корпусов, выстроена дилерская сеть в 45 странах, а годовой оборот достиг 60 млн евро. В прошлом году компания расширила производство, и теперь ее лодки строятся уже на двух польских верфях, которые обладают надлежащим опытом и сертификатами качества ISO, выступая подрядчиками крупных, в том числе иностранных, организаций. Две производственные площадки — не предел: в ближайшем будущем компания рассматривает доведение их числа до трех или даже четырех.

Axopar стремительно растет и развивается на мировом рынке

«До сих пор сами мы не продали ни одной лодки, — говорит Микаэл Хейкфолк, генеральный директор Axopar. — Все, что мы построили за эти годы, реализовали наши дилеры, причем им постоянно не хватает товара. В 2020 году мы выпустим не менее 700 корпусов, и, возможно, этого хватит, чтобы проверить, сможем ли мы продавать их в том числе своими силами. Такой высокий спрос довольно необычен для яхтенной индустрии, тем более сейчас, но, признаюсь, создать и поддерживать его — непростая работа».
Если посмотреть на верфи-стартапы, основатели которых преследуют цель скорой продажи бренда, то можно увидеть: все они предпринимают одинаковые шаги, тогда как Axopar изначально действовала не так, как другие.
«Первое важное отличие состоит в том, что мы выстраивали компанию, работающую не только в пределах Северной Европы, но на глобальном рынке, — поясняет председатель правления Микко Расанен. — У нас сформировалась весьма разносторонняя команда, что позволило привлечь знания и опыт из разных отраслей и выйти на мировой рынок. При этом мы все делали на свои деньги и не получали финансовой поддержки извне. Разумеется, никто не знал наверняка, сработает ли наш план, и в случае неудачи Axopar пришлось бы стать типичной скандинавской верфью».
Приняв решение строить лодки в Польше, компания позаботилась о том, чтобы все ее подразделения, а также интеллектуальная собственность остались в Финляндии.
«Чтобы обеспечивать равновысокое качество продукции на разных заводах, нам с самого начала пришлось создать местную структуру для контроля за производством, которая немедленно сообщала бы о возможных проблемах, — продолжает рассказ Микко Расанен. — Мы подобрали очень толковых местных сотрудников, которым удалось выстроить партнерские отношения между OEM-производителями и Axopar. Кроме того, мы наняли немецкого инженера Франца Чайзера, который долгое время отвечал за аутсорсинг в Bavaria Yachts и теперь помогает нам подбирать надежных подрядчиков и поставщиков».

Axopar 37 Sun Top (слева) и Cross Cabin (справа) в фирменном камуфляжном исполнении

По словам Микко Расанена, выбирая заводы, из сорока претендентов они оставили всего четыре, и стандарты производства будут гарантированно одинаковые.
Еще один залог успеха — значительные средства, которые Axopar вкладывает в исследования и разработки, поскольку владельцы компании считают это единственным способом обхода конкурентов и сохранения лидирующих позиций.

Ежедневно мы следим за тем, что нового появляется в технике, как меняется производство, какие очерчиваются тренды и как люди используют свои лодки. Мы стараемся понять, как наилучшим образом использовать технологии, чтобы, например, моторы были не просто силовыми агрегатами, но сердцем судна, и чтобы создавать такие обводы корпусов, от которых все будут только выигрывать.

Ян-Эрик Витала, учредитель компании Axopar

Но при этом в компании хорошо понимают, что любое усложнение приводит к росту стоимости продукта, и не хотят обременять этим клиентов. Здесь не хватаются за любые инновации ради хайпа и ждут, пока те пройдут проверку временем, докажут свою состоятельность, в том числе экономическую, и только потом берут их на вооружение.
Благодаря умению Axopar предложить новаторские лодки по разумной цене к ней проявляют большой интерес чартерные компании со всего мира: для них особенно актуальны универсальные 37-футовые модели, которые также становятся все более популярными в качестве тендеров и катеров сопровождения для суперяхт, включая парусные. Вообще Axopar зорко следит за тем, как меняется яхтинг и поведение пользователей, стараясь прогнозировать их будущие потребности.
«Люди все чаще используют наши лодки в качестве транспорта, — делится своими наблюдениями Ян-Эрик Витала. — Они перевозят на борту горные велосипеды, доски для серфинга, снаряжение для дайвинга или пешего туризма. То есть катер становится не целью, а средством, например, для поездки на острова, где можно покататься на велосипеде или погулять по скалам».

Адресованные разным целевым группам модели построены на базе одного и того же оптимизированного корпуса

Принимая это во внимание, Axopar предлагает адресованные разным целевым группам модели, построенные на базе одного и того же корпуса, причем в компании открыто говорят, что половина всех проданных Axopar 37 приходится на модель с рубкой.
«Наша задача не в переманивании владельцев катеров других брендов, а в том, чтобы привлечь новых людей, которые еще только начинают свой путь в яхтинге, — говорит Ян-Эрик Витала. — А им нужны легкие и безопасные в управлении лодки, ведь в противном случае они могут так никогда и не купить свой первый катер из-за страха перед сложностью его эксплуатации. Опытные капитаны справятся с любой лодкой, а вот новички — далеко не с каждой, поэтому наши инженеры стараются максимально приблизить управление катером к управлению современным автомобилем».

Для этого недостаточно сделать автомобильную рулевую консоль и похожим образом расположить органы управления. В Axopar изначально уделяли огромное внимание проектированию корпусов и не останавливаются на достигнутом.
Еще со времен работы в Paragon и XO Ян-Эрик Витала тесно сотрудничает с известным финским бюро индустриального дизайна Aivan. При создании моделей Axopar 37 второго поколения Aivan поставили задачу улучшить и без того отличный корпус, не прибегая к ненужному его усложнению и не выходя за пределы прежних размерений, чтобы не увеличивать вес и стоимость лодок. Оставалось одно — оптимизировать форму днища, что на лодках такого типа сделать весьма непросто.
«Рассчитать идеальное положение и форму поперечных реданов пока не представляется возможным, поскольку точной теоретической модели не существует; я бы сказал, что здесь конструкторам приходится обращаться к „черной магии“, — поясняет Яркко Ямсен, начальник проектного отдела Aivan. — На эту тему вообще существует не так много научных работ, и большая часть теоретических исследований когда-то была проведена в NACA (National Advisory Committee for Aeronautics, предшественник американской NASA. — Прим. ред.) в приложении к фюзеляжам гидропланов. Поэтому „книги рецептов“ проектирования поперечных реданов не существует, но мы уже давно занимаемся этим и научились их „готовить“. Помимо программных пакетов CFD, мы используем для расчетов Excel, совмещая современный подход с классическим, основанным на математическом аппарате Савицкого. С его помощью мы производим грубые расчеты, а дальше проверяем гипотезы, построенные на базе наших собственных эталонных данных, применяя CFD».
Одним из результатов оптимизации обводов корпуса Axopar 37 второго поколения стал еще более выраженный отрицательный угол скул (особенно верхней), что позволило снизить ходовой дифферент на средних и высоких скоростях. Как следствие, такое положение корпуса способствует лучшей вентиляции днища, а после прыжков с волны корпус приводняется на ровный киль.
«Если в Скандинавии вы упомянете в разговоре, что у вас 11-метровый катер с двумя бензиновыми подвесниками, люди сразу думают, что с такой лодкой вы проводите больше времени в очереди на заправке, чем отдыхая, — говорит Ян-Эрик Витала. — Но взгляните на графики расхода топлива новых Axopar 37 и, учитывая, что дизельное топливо теперь дороже бензина, прикиньте расходы на эксплуатацию».
Если сравнить Axopar 37 первого и второго поколений с моторами Mercury Verado 300 («нога» Solas 21) и Mercury V8 300 («нога» Bravo I FS) соответственно, то оказывается, что при равной массе новый катер быстрее выходит на глиссирование (3500 об/мин против 3800—4000 об/мин) и в крейсерском режиме потребляет чуть ли не на треть меньше топлива (расход 2,2 л на милю против 3 л на милю, запас хода порядка 300 миль на 25 узлах). Помимо прочего, это дает возможность оснащать моторы с высоким крутящим моментом на низких оборотах винтами большего диаметра, что положительно отражается на комфорте в плане шума.

Мореходность, экономичность и легкость управления — это еще не все, что ждет от лодки молодое поколение яхтсменов, поэтому Axopar продолжает улучшать обитаемость на борту, уделяя повышенное внимание общей эргономике и зонам для общения. Туалет, мини-камбуз, тент или хардтоп, холодильник, объемные рундуки для оборудования — всего этого еще относительно недавно не было ни на катерах для дневных выходов, ни на скоростных RIB’ах, и в Axopar, кажется, нашли ключ для объединения этих типов лодок на современном уровне. Однако Ян-Эрик особо отмечает, что компания не собирается конкурировать с брендами, которые выпускают «зажигалки», выдающие по 70−80 узлов, а намерена делать лодки, позволяющие людям безопасно перемещаться на 40−50 узлах с семьей на борту.
Второе поколение Axopar 37 включает три модели: открытую Spyder (S), Sun Top (ST) с хардтопом, а также Cross Cabin (XC) — кроссовер с рубкой. Лодки эти по-прежнему модульные, поэтому в пределах каждой модели доступны разные планировки.
Spyder отлично подходит для дневных выходов с возможностью ночевки четырех пассажиров и снабжен опциональным тентом от солнца. Несмотря на то, что лодка открытая, ветровое стекло хорошо защищает от дождя и брызг, и при этом сохраняется отличный обзор за счет приподнятой палубы.

Sun Top обычно можно встретить на Карибах, но не все знают, что хардтоп катера полностью тентуется, и при наличии отопителя пассажиры остаются в тепле и сухости, поэтому ареал его обитания не ограничивается теплыми климатическими зонами.
По утверждению Яна-Эрика Виталы, Cross Cabin — это первый кроссовер, который развенчивает стереотип, будто на лодке с рубкой нельзя себя чувствовать так же, как на открытой. Мягкая водонепроницаемая крыша здесь полностью открывается, боковые двери стали еще шире, а круговое остекление практически лишено средников. В конце концов, рубка важна не только в холодных регионах и оказывается весьма кстати для защиты от внезапных тропических ливней.
Одно из интересных нововведений на новых Axopar 37 — двери типа «крыло чайки», которые были популярны на спортивных автомобилях второй половины прошлого века. Оснастив ими носовую каюту, верфь подчеркивает, что это не просто «закрывашки», а новый способ связать это помещение с морем, ведь когда створки подняты, каюта превращается пусть и в компактный, зато частично открытый салон. Такое решение отчасти продиктовано запросами североамериканского рынка, где люди нередко просили выпустить Axopar 37 вообще без носовой каюты, которая, по их мнению, была отрезана от всего, что происходит на борту, и практически не использовалась.
В ноябре мы уже протестировали новые модели Axopar 37, включая прототип Brabus Shadow 900 на базе 37 Spyder с двумя подвесными моторами Mercury по 450 л. с., и в следующих выпусках, возможно, расскажем о каждой из этих лодок подробнее. А пока советую внимательно посмотреть на них во время выставки в Дюссельдорфе, где Axopar проведет мировую премьеру, а также при случае попробовать их в деле. Даже если лодки этого типа не входят в список ваших предпочтений — просто для того, чтобы испытать полет на 50 узлах по волне без страха за себя и остальных на борту.

Дата:

20.12.2019

Текст

Антон Черкасов-Нисман

Фото

Axopar

Следующая статья

Pacifico Voyager 108: премьера-2020

Предыдущая статья

Клуб любителей снега

Новые материалы
Похожие статьи