Тяжелая артиллерия: Yamaha V8 XTO Offshore

Моторы и приводы
Следующая статья

Любовь к лодкам. Интервью с Эркки Талвелой, генеральным директором XO Boats

Предыдущая статья

Постные дни в Pride Wellness Club

Кому адресован самый мощный из современных серийных подвесников Yamaha V8 XTO Offshore?

Хотя Yamaha и не относится к числу компаний, хвалящихся мощностью своей продукции, многие уже хорошо знакомы с характеристиками ее нового подвесника XTO. Унаследовав флагманский титул от популярного F350, этот 8-цилиндровый атмосферный агрегат объемом 5,6 л с прямым впрыском топлива выдает 425 л. с. и сегодня является самым мощным серийным подвесным мотором. Однако, принимая во внимание компактность и легкость 6-цилиндрового рядного Mercury Verado 400R (2,6 л, 303 кг), у среднестатистического владельца прогулочной лодки должна быть веская причина, чтобы выбрать именно XTO с его дополнительными 130 кг на транце и относительно небольшим выигрышем по мощности, не так ли?

Ответ на этот вопрос заключается в том, что Yamaha V8 XTO нужно оценивать не только по голым цифрам. Его появление продиктовано мировым ростом сегмента подвесников, а создавали мотор не только для спортивных катеров, но и для крупных и тяжелых яхт большей вместимости. Туда же относятся быстрые офшорные лодки и лоцманские катера длиннее 40 футов, а также круизные RIB᾿ы и тендеры для суперяхт, нередко превышающие 50 футов в длину. В этом случае гораздо важнее всех эмоционально-числовых характеристик вроде «425», «5.6» и «V8» становится крутящий момент — огромное усилие, способное вращать с высокой скоростью гребной винт 17″ и делающее подвесники пригодными для крупных лодок.

Опыт на воде

При том, что Yamaha не приводит значений крутящего момента, характер изменения мощности с ростом оборотов у XTO не спутать с другими моторами. С десятью пассажирами и полутора тоннами топлива на борту солидный RIB Capelli Tempest 50, оборудованный четырьмя такими моторами, продемонстрировал более чем убедительный разгон, причем тяга оставалась постоянной во всем диапазоне — от старта и до 5500 об/мин. По сути, этот катер весом 9 т одинаково ускорялся с 40 до 50, с 20 до 30 и с 30 до 40 узлов. Разумеется, на отрезке от 5500 до 5700 об/мин крутящий момент выходит на «плато», и необходимо подож-дать полминуты, пока выровняется дифферент и винты доберут 300−500 об/мин, однако во всем остальном диапазоне тяга и ускорение остаются линейными — именно ради этого и создавали XTO.

На подвесных моторах Yamaha V8 XTO стоят большие гребные винты диаметром 16 1/8" и шагом 23"

Такое поведение двигатель демонстрировал на всех наших тестовых лодках длиной 40−50 футов независимо от того, сколько агрегатов было установлено на транце; поэтому и графики расхода топлива оказались весьма похожими. Как и ожидалось, полный газ более чем вдвое увеличивает потребление по сравнению с крейсерским режимом: 60 л/ч на 32−34 узлах и 139 л/ч на 50−53 узлах (для одного мотора). Однако в экономичном и комфортном режиме при скорости 25−26 узлов расход XTO (40−45 л/ч) вплотную приближается к таковому у заслужившего уважение в народе стационарного 5,5-литрового дизеля Volvo Penta D6 400.

Интегрированная в подвесник электрическая рулевая система весьма эффективна и делает управление судном точным и простым. В отличие от гидравлики, здесь нет насосов, шлангов и прочей арматуры, что облегчает управление лодкой, хотя физическая обратная связь со штурвалом отсутствует: ни рывков, ни какой-либо курсовой неустойчивости.

Когда судно описывает длинную плавную дугу по морской зыби, достаточно слегка придерживать штурвал пальцами: лодка не отклонится от заданной траектории. Короткие рукоятки газа на массивном основании и клавиша трима моторов под большим пальцем также оказались весьма эргономичны.

Управлять лодкой помогает электрическая рулевая система

Сиcтема Yamaha Helm Master позволяет управлять судном с помощью джойстика, и в ее настройках предусмотрена функция High для повышения частоты вращения с 1000 до 1100 об/мин. Вкупе с гребными винтами большого диаметра, углом поворота на 62° и двухступенчатым выхлопом выше ватерлинии для повышения КПД винтов работа Helm Master впечатляет.

Однако при всей мощности, сложности интерфейса и экономичности XTO ряд примененных в нем инженерных решений выглядит неожиданно «традиционно». Вдобавок к выраженному глухому звуку работы редуктора при маневрировании на низких скоростях и ощутимому шуму при разгоне от холостых оборотов до максимума здесь на малых оборотах присутствует нехарактерный для четырехтактного мотора резкий запах выхлопа.

Решение конструкторов Yamaha отвести выхлопные газы подальше от винта для обеспечения лучшей маневренности на режиме менее 2500 об/мин, несомненно, работает, но в безветренную погоду выхлопные газы из надводного выхлопа могут попадать в кормовую часть кокпита и вызывать дискомфорт у сидящих там пассажиров.

Практическое применение

Если работа XTO на малых оборотах может вызывать вопросы, то в остальном эксплуатационные качества мотора, включая крайне удобный пользовательский интерфейс, уникальны: по сути, он воспринимается как спортивный гибрид стационарного дизеля и самого современного подвесника. Конечно, наши тестовые лодки оказались не лучшими судами для демонстрации возможностей этого мощного двигателя, но пример с каютным RIB᾿ом Capelli не оставляет сомнений в том, что XTO способен стать очень выгодной силовой установкой для подходящего семейного круизера или рыболовной лодки длиной 35−45 футов.

Нам еще предстоит увидеть, сможет ли он составить конкуренцию по весу (и цене) связкам из нескольких менее мощных подвесников, но пока ясно очерченная область применения позволяет этому мотору занимать лидирующие позиции.

Дата:

23.03.2019

Текст

Алекс Смит

Фото

Yamaha

Следующая статья

Любовь к лодкам. Интервью с Эркки Талвелой, генеральным директором XO Boats

Предыдущая статья

Постные дни в Pride Wellness Club

Новые материалы
Похожие статьи