Шевели плавниками! О стабилизаторах качки от CMC Marine

Следующая статья

Объявлены даты Limassol Boat Show 2022

Предыдущая статья

Rolls-Royce Bespoke. Фантазии без границ

«Плавники — лучший способ стабилизировать объект в воде. Миллиарды рыб не могут ошибаться». Таков слоган итальянской компании CMC Marine, выпускающей электрические плавниковые системы успокоения качки. Даже не будучи рыбой, с этим сложно не согласиться.

На рынке стабилизаторов качки предлагаются различные решения, но основные конкуренты — гироскопы и плавники. У последних немало преимуществ, но до недавнего времени считалось, будто плавники невозможно устанавливать на компактных яхтах. Итальянская компания CMC Marine успешно доказала обратное.

CMC Marine

Основанная в 2005 году, CMC Marine с самого начала разрабатывала активные плавниковые системы стабилизации качки, но, как и большинство производителей, применяла для них гидравлику. Однако уже в 2008 году компания представила на Genoa Boat Show свою Stabilis Electra — первую и единственную тогда на рынке си­стему с электрическими актуаторами. Она эффективнее, экономичнее, тише, легче, дешевле, проще при монтаже, эксплуатации и обслуживании. В 2009 году итальянская верфь Sanlorenzo начала устанавливать Stabilis Electra на свои яхты, и вскоре, благодаря масштабным инвестициям в исследования и разработки, CMC Marine стала топовым игроком не только на итальянском, но и на мировом рынках.

С 2010 года линейка плавниковых стабилизаторов Stabilis Electra менялась, охватывая все более широкий спектр судов. Сейчас доступно около 30 модульных конфигураций, комбинирующих в разных версиях поставки семь типов актуаторов, 14 видов плавников различной длины и 12 классов электромоторов (с разной теплостойкостью изоляции обмоток). Треть строящихся сегодня суперяхт оснащены системами CMC Marine, ведь Stabilis Electra можно устанавливать на судах длиной от 20 до 80 м, как глиссирующих, так и водоизмещающих. Но это еще не всё…

Waveless

В 2018 году CMC Marine представила Waveless — новую серию ультракомпактных плавниковых стабилизаторов: самое маленькое устройство имеет диаметр силового «барабана» всего 380 мм и высоту 220 мм! По принципу действия система Waveless ничем не отличается от тех, что используются на крупных суперяхтах, но за счет существенно меньших размеров она легко устанавливается даже на лодках длиной от 12 м, где, как всегда считалось, плавниковые стабилизаторы вообще поместиться не могут.

Линейка Waveless состоит из четырех моделей стабилизаторов STAB и четырех моделей интрудеров TRIM (устройств, работающих по принципу транцевого интерцептора).

Стабилизаторы Waveless STAB отличаются низким энергопотреблением и уровнем шума, имеют небольшую массу и габариты, а электропривод избавляет от необходимости монтажа трубопроводов: на установку Waveless STAB уходит меньше трех дней! Размерный диапазон — от STAB 20 для небольших лодок до STAB 40 для судов длиной до 35 м. Есть и промежуточные модели: STAB 25 и STAB 30. Для более эффективного действия Waveless STAB можно интегрировать с системой Waveless TRIM, которая способна работать и автономно.

TRIM — модульная система управления дифферентом, включающая интрудеры с электроприводом. Благодаря легкой, но прочной конструкции эта полностью электрическая система обладает высоким быстродействием. Простая в установке и в использовании серия интрудеров требует небольшой мощности (0,15 кВт на актуатор при 12−36 В) для быстрой коррекции дифферента и крена на ходу. Waveless TRIM доступна в четырех вариантах: наименьший размер лезвия — 350 мм, наибольший — 1100 мм.

Для продуктов Waveless применяется программное обеспечение DIALOG — то же, что на суперяхтах с системами стабилизации CMC Marine. Набор функций включает в себя режимы движения и стоянки на якоре, а также возможность переключать питание между постоянным и переменным током простым нажатием «кнопки» на сенсорном экране.

Режим Flip позволяет поворачивать стабилизаторы STAB на 180° во время якорной стоянки, что минимизирует подвижку якоря, удерживает цепь натянутой, а нос — против ветра в любых погодных условиях. Режим Night снижает потребление электроэнергии на стоянке примерно до 60%. Система STAB имеет адаптивный алгоритм, который автоматически регулирует рабочие параметры для обеспечения наилучшей стабилизации в различных условиях.

Можно сказать, что Waveless — самое простое на сегодня решение для стабилизации качки. Добавим к этому отсутствие риска загрязнения моря и тот факт, что система на 90% изготовлена из перерабатываемых материалов.

Argo

Следующим шагом после разработки Stabilis Electra, Waveless и рулевого механизма Directa стало решение, которое позволило увязать устройства между собой.

Система Argo запущена CMC Marine в 2020 году и уже установлена на многих яхтах. Она синхронизирует работу стабилизаторов качки и органов рулевого управления: перо руля, плавниковые стабилизаторы и авторулевой интегрированы в единую панель управления. Это повышает курсовую устойчивость и управляемость, одновременно избавляя от постоянной микрокоррекции курса, когда движение волн и течения заставляет бортовые приборы непрерывно «думать», будто яхта отклоняется от курса, инициируя бесконечный цикл такой микрокоррекции. Это ключевая идея Argo: авторулевой взаимодействует с приборами CMC Marine, заставляя плавники стабилизаторов и рули работать синхронно, что значительно снижает расход топлива, повышает устойчивость на курсе и уровень комфорта на борту.

Взаимосвязь между бортовыми системами также дает возможность программному обеспечению информировать капитана о текущей ситуации. Так, например, можно избежать брочинга, когда судно на волне теряет управляемость и самопроизвольно разворачивается лагом к волне.

Инсталляция системы Argo на борту

Недавно система Argo была установлена на 40‑метровом эксплорере Aurelia, построенном итальянской верфью Cantiere delle Marche, а также на новом 38‑метровом флагмане Azimut Yachts — Azimut Grande Trideck. В ближайший год ею будут оснащены еще 15 яхт.

Помимо выдающейся инженерии, CMC Marine отличается еще и экологичным подходом к своей работе. «Разработка систем стабилизации, не использующих гидравлику и являющихся на 100% электронными, с самого начала была для нас принципиально важным выбором, — комментирует основатель и генеральный директор компании Алессандро Каппиелло. — Мы не просто стремимся к инновациям, но с уважением относимся к окружающей среде и экосистемам. Сегодня это становится все более важной темой, особенно в морском секторе, чье состояние неразрывно связано с жизнью океанов и планеты в целом».

Дата:

28.09.2021

Текст

Ольга Селезнева

Фото

CMC Marine

Следующая статья

Объявлены даты Limassol Boat Show 2022

Предыдущая статья

Rolls-Royce Bespoke. Фантазии без границ

Новые материалы
Похожие статьи