Искусственный тик: приятные свойства

Проектирование и материалы
Следующая статья

Ferretti 620. И пусть героизм подождёт...

Предыдущая статья

Заведись и отчаливай!

Разбираемся с преимуществами и недостатками искусственных палубных покрытий.

Синтетическое палубное покрытие обычно изготавливают из пластиковых композитов (чаще ПВХ «уличного» класса); их можно рассматривать как альтернативу природному тику. Внешний вид многих покрытий копирует натуральную древесину, некоторые, в силу универсальности пластика, дают целую гамму типов и цветов, позволяющую оригинально оформить палубу лодки.

Преимущества искусственного покрытия по сравнению с тиком

Их несколько: необременительный уход и ремонт, устойчивость к механическому износу и выцветанию, воздействию солнца и химических веществ. Добавим сюда простоту производства, хотя она у разных продуктов различается. Учитывая запрет на импорт тика из Бирмы, доступность пластикового аналога тоже можно отнести к плюсам. Среди положительных качеств — небольшой вес и лучшая звуко- и термоизоляция, хотя при сравнении с тиком все зависит от толщины пластика (варьируется от 4 до 15 мм).
Если вы не зацикливаетесь на традиционной деревянной палубе, то некоторые синтетические материалы могут обеспечить практически неограниченные возможности для авангардного дизайна. Например, компания Esthec предлагает на выбор 10 основных цветов плюс пять оттенков уплотнения швов. С таким набором можно создать невероятно художественные палубы, которыми гордился бы сам Пикассо!

Палуба суперяхты с необычным орнаментом из материала Esthec

Сцепление у палубы из альтернативных материалов

Наш опыт применения синтетических покрытий весьма положительный. Палуба на катере RIB Revenger нашего автора Грега Коппа покрыта Flexiteek, и он полагает, что этот материал по сцеплению подошвы с поверхностью не уступает природному тику.

«Синтетический тик отлично работает на моем катере, причем положить его оказалось намного быстрее, чем настоящее дерево, — поясняет Грег. — Особенно мне нравится то, что палуба не требует особого ухода: для такой лодки, как RIB, это очень ценно, ведь там постоянно мокро. Единственный минус — в жаркие дни пластик нагревается сильнее древесины. Удивительно, но Flexiteek дает отличное сцепление даже будучи влажным, и это очень важно для обеспечения безопасности на борту».

Похожие впечатления мы получили и от эксплуатации покрытия Esthec: даже погруженная в воду купальная платформа не становится опасно скользкой. Другие синтетические покрытия также обладают близким к натуральному тику сцеплением, которое всегда превосходит таковое у любых нескользящих поверхностей стеклопластика.

Насколько убедительна внешняя имитация тика?

Зачастую покрытия настолько похожи на древесину, что заметить разницу можно, только положив их рядом с натуральным тиком. Некоторые компании производят поручни, планшири, отбойники, упоры для ног и другие изделия из синтетического материала, а гости и не догадываются, что имеют дело с заменителем тика. Искусственное покрытие Copycat даже специально немного ошкуривают, чтобы повысить шершавость поверхности, которая в таком случае напоминает тик не только визуально, но и по тактильным ощущениям.

Недорогой, практичный и легкий в производстве искусственный тик не уступает натуральному по силе сцепления и красоте

Что в отношении температуры синтетического покрытия?

Все дело в цвете. Наш опыт и отзывы других яхтсменов говорят о том, что искусственный тик одного и того же оттенка может нагреваться чуть больше по сравнению с натуральным тиком на полуденном солнце. Именно поэтому производители часто стараются выпускать более светлые заменители, которые меньше греются. Например, компания Plasdeck предлагает продукт под названием Coolteak, по цвету близкий к клену. Производитель заявляет, что «култик» в среднем на несколько градусов холоднее. Похожее, более прохладное покрытие предлагает и Permateek.

Чистка искусственного покрытия

В этом одно из самых приятных преимуществ искусственного тика. Общие рекомендации сводятся к тому, что следует избегать контакта материала с моторным маслом, соляркой и ацетоном, не использовать щетки с черной базой. Искусственные покрытия непроницаемы для воды, и любые пятна остаются на поверхности, и не нужно беспокоиться о том, что на палубе нельзя разделать рыбу, капнуть крем от загара или уронить поднос с едой. Голландская компания Esthec тестирует свои продукты на устойчивость к множеству химически активных веществ, включая пиво и вино. Странно, но в этот список почему-то не вошло шампанское и сухой мартини.

Обычно чистка синтетических покрытий сводится к помывке с мыльным раствором и водой

При сильном загрязнении следует применять жесткие нейлоновые щетки. Кроме того, в отличие от тиковых палуб, пластик не боится мойки под высоким давлением, что оценит загруженный работой экипаж. Если на поверхности образовалось пятно, с которым не справилось моющее средство и вода под напором, его ошкуривают наждачной бумагой (зернистость 40).

Долговечность искусственного тика

Синтетические покрытия чрезвычайно износоустойчивы благодаря высокой плотности: удельный вес тика 690 кг/м³, тогда как у ПВХ он в два раза больше — 1380 кг/м³, и такое покрытие очень устойчиво к ударному воздействию. Хотя искусственные покрытия и защищены от ультрафиолета, со временем ПВХ может темнеть, но это легко исправить той же наждачкой (шкурить следует только вручную). В отличие от древесины, ошкуривание пластика удаляет лишь поверхностный тонкий слой, поэтому процедуру можно проводить многократно. Это еще один большой плюс, так как количество циклевок тика толщиной 4 мм строго ограничено.
Другой серьезный момент — вода. Даже самый плотный тик не любит лужиц воды, которые всегда остаются в открытых полостях или углублениях от головок саморезов. Искусственные покрытия не гниют и не пропускают воду, посему контактирующие с водой элементы вроде кормовой платформы лишь выиграют от искусственного тика. К тому же на ПВХ гораздо реже растут водоросли.

Как чинить повреждения?

На удивление просто. Крупные выемки и зарубины, которые не удалить наждачной бумагой, можно устранить с помощью наполнителя. В некоторых случаях используется «колбаска» из ПВХ, которая «заваривает» выемку, а в других расплавленный пластик заливается в трещину или выбоину. Поскольку синтетические покрытия изотропны, то есть обладают одинаковыми свойствами во всех направлениях, лишняя часть «заплатки» просто срезается, а поверхность ошкуривается, и следы ремонта становятся практически или даже полностью незаметны.

Насколько искусственный тик экологичный?

Древесина является самым экологически чистым и бесконечно обновляемым ресурсом, который не конфликтует с окружающей средой. Лучшие тиковые деревья растут в Бирме, но леса там не имеют сертификата Лесного попечительского совета (FSC, международная организация, контролирующая цепочку продукции от леса до потребителя). К сожалению, реальность такова, что вырубка тропических лесов приводит к ужасным последствиям для окружающей среды.
С другой стороны, ПВХ производят из нефти, которая тоже постепенно иссякает. Однако во многих синтетических покрытиях использован переработанный пластик (до 100%), и в теории искусственный тик можно использовать бесконечно. Высокая износостойкость ПВХ означает, что менять покрытие придется достаточно редко, а это еще один плюс к экологичности. Не менее важен уход: хотя тик не обязательно обрабатывать агрессивными моющими средствами, маслами или отбеливателями, многие капитаны все же это делают, тогда как пластиковой палубе нужны лишь мыло и вода. В идеальном мире самым экологичным вариантом стал бы натуральный тик, но на практике выигрывают синтетические покрытия.

Укладка покрытия Esthec на носовую палубу цельным куском

Производство

Есть три основных способа. В самом простом случае элементы настила шириной 50−75 мм нарезают, всухую набирают на палубе и приклеивают. Отдельные элементы склеивают или сваривают друг с другом, а соединения шпунтуют. Чтобы выровнять палубу и удалить воздушные пузыри, используют специальный валик. Преимущество этого способа в применении готовых фрагментов для участков большой площади (кокпит, флайбридж), но они подходят только для поверхностей с параллельным набором без изгиба и скругления. Рулонный материал вырезают по месту и наклеивают на подготовленную поверхность.
Если натуральный тик приклеивают к палубе на эпоксидной смоле, то синтетическое покрытие можно положить на полимерные клеи вроде уретана — дешевле и проще в работе.
Другой вариант (дорогой!) подразумевает изготовление целой палубы с применением CAD-моделирования или полимерных пленок. Производитель отливает синтетическую палубу целиком или по кускам, затем они свариваются и приклеиваются на пластик. В производстве часто применяются инструменты резки CNC, которые обеспечивают, помимо исключительной точности, недоступную при ручной работе возможность для творчества.

Что дешевле: натуральный тик или искусственный?

Мы общались с одной британской верфью, которая провела детальный расчет стоимости палуб из натурального тика и пластика Esthec. Разница оказалась незначительной. Другое дело, если вы собираетесь сами настилать синтетическое покрытие. Многие яхтсмены никогда не возьмутся за набор тиковой палубы самостоятельно, но в случае пластика требуется гораздо меньше навыков и денег. Так как ПВХ — материал очень прочный, толщина покрытия может составлять всего 5 мм. Чтобы получить такую же долговечность для натуральной древесины, производители вроде Rodman укладывают планки толщиной 12 мм. Если вернуться к ценам, то, например, квадратный метр 50‑миллиметровых элементов покрытия марки Dek-King, которое выпускает компания Wilks, стоит £ 112. Простые стандартные элементы Dekkit немногим дороже — £ 150/м². Если говорить о выполненных по шаблону целиковых листах, которые сразу готовы к наклеиванию, то американский производитель Plasdeck предлагает их по £ 266/м². Но, по сравнению со стоимостью самого тонкого тика £ 300/м² (к примеру, 6×45 мм от компании Robbins Timber), эти цены не могут не радовать. Если брать более толстые планки (12 мм), то стоимость возрастает до £ 334/м², поэтому с экономической точки зрения синтетические покрытия более выгодны.

Дата:

19.12.2013

Текст

Дэвид Марш

Следующая статья

Ferretti 620. И пусть героизм подождёт...

Предыдущая статья

Заведись и отчаливай!

Новые материалы
Похожие статьи