Multiplex: карбоновые «штучки» для яхт

Проектирование и материалы
Следующая статья

Джеффри Боулс — об особенностях проектирования скоростных яхт

Предыдущая статья

С любовью к кофе, с уважением к природе

Бизнес нередко вырастает из увлечения. Примеров тому море, и для яхтенной индустрии это давно стало правилом. История немецкой компании Multiplex не является исключением: ее основатель и генеральный директор Ян Рaйнерс с малых лет был связан с лодками, но вместо того чтобы строить яхты, он нашел свое место в сопредельной нише.

Обучившись судостроению на верфи своих родителей, Ян Рaйнерс начал активно ходить под парусом. Особенно его привлекали офшорные гонки и крупные регаты: в 1983 году он вошел в состав экипажа, выигравшего Admiral’s Cup, в следующем сезоне победил в регате IOR ¾ Tonner Cup, а в 1985 году снова выиграл Admiral’s Cup на яхте Outsider, которая на тот момент была одной из лучших в своем классе.

Уже тогда конструкторы и яхтсмены думали о том, как предельно облегчить судно, чтобы повысить его скорость. На нижней палубе оставляли лишь самое необходимое оборудование, которое требовали правила и регистры, а основным строительным материалом — не только в судостроении, но и для производства гоночных болидов — выступал алюминиевый сплав. Чувствуя потенциал инновационных композитов, Ян начал экспериментировать с углепластиком. Для начала он сделал из него перо руля для Outsider, причем для спекания использовал обычную сауну. Позже он организовал небольшое производство на верфи Reiners, которое функционирует до сих пор.

«Легкость и прочность изделий из карбона моментально убедила всех в его преимуществах, — вспоминает Ян Райнерс, — и, помимо рулей, я стал делать спинакер-гики (изготовлено более тысячи!), а позже и трапы».

Теперь, когда у Multiplex давно есть собственное здание и два десятка сотрудников, Ян Рaйнерс принимает самые разнообразные заказы, большинство из которых поступает от производителей суперяхт. И хотя строгие условия конфиденциальности чаще всего не позволяют ему рассказывать о проектах с участием Multiplex, он уверяет: почти у всех яхт, которые сходят со стапелей известных европейских верфей, на борту есть что-то, что изготовила его компания. На стенах в главном офисе висят огромные фотографии яхт Eclipse, Dilbar и A, которые косвенно подтверждают слова Яна о том, что продукция Bremer Multiplex GmbH из усиленного пластиком углеволокна является одной из лучших в своей нише.

Но кое-что предметное все-таки можно привести в качестве примера. Когда в 2001 году Lürssen достраивала суперяхту Skat, Ян Райнерс поставил на нее кастомные стойки для тентов на открытых палубах. В то время спрос на системы экранирования зон отдыха от палящего солнца заметно вырос, и их производство стало еще одним направлением работы Multiplex.

В подобном бизнесе важно не только качественно и в срок исполнять заказы, но и располагаться рядом с верфями, чтобы взаимодействие со всеми участниками проектов оставалось максимально эффективным и оперативным. В этом плане Multiplex заняла стратегически выгодную «высоту»: обустроившись в Бремене, компания соседствует с ключевыми немецкими производителями вроде Abeking & Rasmussen, Lürssen и Nobiskrug. Нидерланды с их верфями тоже буквально «за углом», но это не значит, что Multiplex ограничивается лишь работой в Северной Европе.

«К нам приходят клиенты со всего мира, — рассказывает Ян Райнерс. — Например, недавно в компанию обратился заказчик с Ближнего Востока, которому потребовался карбоновый пьедестал для штурвала. При этом изделие должно было повторять пьедестал классического дау — традиционного арабского одномачтового каботажного судна — и непременно ошеломлять всех, кто впервые попадает в рубку!»

Одна из сильных сторон Multiplex заключается в том, что на фоне мелкосерийного производства всевозможных кастомных стоек, трапов, швартовных систем и релингов для вертолетных площадок она не отвергает такие сложные разовые заказы. Более того, Ян Райнерс все время ищет новых квалифицированных мастеров, так как его бизнесу есть куда расширяться, и он использует для этого все возможности.

В компании работают с карбоном, стеклопластиком и металлом

Кому-то может показаться, что для производства подобной композитной «мелочовки» не требуется особых знаний, кроме, собственно, умения формовать и спекать карбон, но это не так. Все эти элементы и системы, даже самые простые стойки, всегда являются частью дизайна яхты, и его создатели порой ставят невероятно сложные технические задания. Многочисленные съемные компоненты должны быть легкими (экипаж скажет спасибо!), прочными (помню, как на одной из яхт подо мной треснул карбоновый трап, по которому я выбирался из воды на купальную платформу) и безупречно надежными, ведь комфорт и безопасность на борту складываются, в том числе, из таких мелочей.

Дата:

21.10.2020

Текст

Алексей Кириллов

Фото

Multiplex

Следующая статья

Джеффри Боулс — об особенностях проектирования скоростных яхт

Предыдущая статья

С любовью к кофе, с уважением к природе

Новые материалы
Похожие статьи