Полетели? Все о вертолетах на суперяхтах

Следующая статья

Из реки в море. Хроника одного путешествия

Предыдущая статья

Вечерние серии регат в Royal Yacht Club. Без отрыва от производства

О тонкостях совместной экплуатации вертолетов и яхт рассказывает Дэн Вандерплейн, менеджер вертолетного флота Imperial Yachts

Вертолет — весьма практичный вид транспорта не только в плане мобильности, но и в отношении приватности, что для многих публичных и состоятельных людей не менее важно. На нем попасть в нужную точку можно гораздо быстрее — и сделать это инкогнито, а если использовать в паре с яхтой, то возможности вырастают на порядок. Однако вместе с тем на порядок вырастают и заботы, связанные с эксплуатацией и менеджментом вертолета, особенно когда речь идет о постоянном базировании одной или двух машин на борту судна.

Чтобы мечта не обернулась головной болью, имеет смысл поручить надзор за вертолетным «крылом» управляющей компании, которая предлагает комплексные услуги под ключ. В их перечень входят планирование полетов, регулярное обслуживание и ремонт техники, подбор пилотов, инженеров и палубных специалистов, а также консультирование и помощь по всем вопросам в ходе строительства яхты и покупки вертолета. Сложности, как обычно, кроются в мелочах: чтобы обеспечить круглосуточную готовность вертолетов к вылетам с наивысшим уровнем безопасности и конфиденциальности, нужны профессионалы высокого уровня, способные моментально и эффективно выполнить запросы клиента. Владельцы яхт с вертолетами на борту рассчитывают на сервис a la carte, и если компания не способна таковой предоставить, платить за ее услуги не имеет смысла.

Наилучшее место для вертолетной площадки — с максимальной высотой над препятствиями

Чтобы разобраться в нюансах совместной эксплуатации яхт и вертолетов, мы обратились к Дэну Вандерплейну, менеджеру вертолетного флота компании Imperial Yachts, в чьи обязанности входит контроль безопасности при пользовании вертолетом, осуществление коммуникации между владельцем и операционной командой и участие в строительстве новых судов в качестве специалиста по этому вопросу. По сути, Дэн отвечает в Imperial Yachts за все, что связано с вертолетами, и знает о каждом полете во вверенном ему флоте. Он проработал в Airbus более десяти лет, затем ушел в нефтегазовую индустрию и шесть лет был старшим техником в Северном море, после чего связал жизнь с миром супер-яхт, где имеет дело с широким спектром вертолетов — от легких до тяжелых средних моделей, каждая из которых требует своего подхода к менеджменту.

«По моим наблюдениям, стандарты и требования к эксплуатации вертолетов в яхтенной индустрии все больше согласуются с авиационными, — рассказывает Дэн Вандерплейн. — За последнее время существенных изменений в регламентах не было, и основное правило остается прежним: если стоит задача использовать вертолет на коммерческой яхте, ее вертолетная площадка должна быть сертифицирована по требованиям PYC и LY3, то есть иметь посадочные огни, систему пожаротушения и т. д.»

Иными словами, если владелец частной яхты с обычной вертолетной площадкой touch & go решит сдавать свою лодку в чартер, то доставлять или забирать с нее гостей по воздуху нельзя. Соответственно, в последние годы имеет место тенденция оснащать новые яхты сертифицированными площадками или переоборудовать имеющиеся. Разумеется, это повышает стоимость судна, но, учитывая, что речь идет о яхтах длиной 60+ м, на фоне общих затрат вертолетная площадка выделяется не так сильно. Здесь необходимо отметить некоторые другие ограничения площадок touch & go: во‑первых, на них нельзя хранить и заправлять вертолеты, а во‑вторых, по назначению их разрешено использовать только в светлое время суток. Ограничений по времени пребывания вертолета на такой площадке нет, однако глушить двигатели на ней запрещено.

«Что касается расположения вертолетной площадки на борту, то здесь все зависит от геометрии надстройки конкретного судна, — поясняет Дэн Вандерплейн. — Лучше всего отвести под нее точку с наибольшей высотой над препятствием».

На крупных яхтах зачастую можно обнаружить две посадочные площадки. Одна используется для вертолета владельца, а другая — для доставки гостей. По словам Дэна, владельцы редко держат два борта для себя, а к исключениями относятся, например, экспедиционная яхта Octopus (126 м, Lürssen, 2003) и строящийся SeaXplorer 77 (Damen), на котором будут базироваться два легких Eurocopter AS350B3, модернизированных для использования в горах.

В плане безопасности на палубные вертолетные площадки можно и даже рекомендовано садиться, когда судно идет выбранным курсом на постоянной скорости. В последние годы для облегчения посадки яхты все чаще оборудуют лазерными курсоглиссадными системами (такие стоят, например, на Lürssen Amadea и Flying Fox). Они создают в пространстве определенную геометрическую картину, по которой пилоты могут судить о правильности выдерживания траектории по курсу, снижения по глиссаде и расстоянии до посадочной площадки. При этом на вертолете не требуется никакого дополнительного оборудования.

«Эти системы пришли из военно-морского флота (с авианосцев и вертолетоносцев) и задействуются преимущественно в плохую погоду по запросу экипажа, — говорит Дэн Вандерплейн. — Одним пилотам они нравятся, другим нет, но мы используем их почти всегда. Это дополнительные вложения, но, учитывая гарантируемый ими уровень безопасности, они того стоят».

Регион и модель эксплуатации — ключевые требования при выборе вертолета для яхты

Выбор модели вертолета осуществляется исходя из ряда требований, наиболее важными из которых являются регион, где планируется его использовать (климат, рельеф и т. д.), и модель эксплуатации (назначение, длительность полетов). Разумеется, играют роль тип и размеры яхты-носителя, а также требования к уровню внутренней отделки: для транспортировки VIP-гостей на Средиземном море зачастую нужны машины с luxury-салоном, тогда как в арктических экспедициях это отходит на второй план. В обоих случаях вертолеты будут значительно различаться и по основным характеристикам вроде предельной высоты, грузоподъемности, мощности, температурным рамкам и пр.

В пакет услуг Imperial Yachts включен подбор оптимальной авиационной страховки с максимальным покрытием

Наиболее продвинутой моделью, которая сейчас используется на яхтах, является Airbus H175 — средний двухмоторный вертолет (super medium class, 2×1776 л. с.), способный брать на борт до 18 пассажиров (плюс два пилота), развивать крейсерскую скорость 270 км/ч и преодолевать расстояния до 600 миль без дозаправки (продолжительность полета более пяти часов). Кроме того, ему принадлежит рекорд скороподъемности в этом классе: набор высоты 6000 м осуществляется за 6 мин 54 с. H175 сочетает в себе новейшие технологии авиастроения, обладает низким уровнем шума и вибрации, широко используется в офшорной индустрии для доставки смен на буровые платформы, в спасательных службах и в бизнес-авиации.

Основная проблема для вертолетов в море — агрессивная окружающая среда, приводящая к ускоренной коррозии узлов и агрегатов.

«Все современные модели уже с завода имеют определенный уровень антикоррозийной защиты (специальная краска и другие покрытия) и спроектированы так, что бортинженеры могут предотвращать коррозию с помощью регулярных проверок, — объясняет Дэн Вандерплейн. — В море плановые проверки осуществляются чаще, чем на суше, и, как правило, подразумевают ежедневную очистку поверхностей пресной водой и смазку. На суше, если вертолет не используется, разрешается проводить проверку раз в неделю, однако на яхте он требует существенно больше внимания, хотя, например, в случае тестовых полетов после длительного простоя процедуры одинаковые».

Техническая часть в авиации — половина дела, и без человека вертолет остается лишь дорогой вещью

Теоретически с закрепленным на открытой сертифицированной площадке вертолетом можно пойти через океан, однако здесь есть нюансы, связанные с маркой машины. Например, Leonardo и Airbus определяют «хранение» вертолета как его неиспользование в течение некоторого времени без запуска двигателя.

«Пересечение Атлантики занимает в среднем 15 дней, тогда как двигатель, скажем, Airbus H155 требуется запускать раз в неделю, причем лопасти ротора обязательно должны быть в рабочем положении, а не сняты или сложены, — комментирует Дэн Вандерплейн. — В реальной жизни производители, как правило, делают исключения для таких ситуаций, позволяя отступить от требований при условии соблюдения всех остальных инструкций».

Сертифицированная вертолетная площадка на верхней палубе Lurssen Dilbar

Именно поэтому яхты-эксплореры могут путешествовать по миру со своими вертолетами на борту, храня их на палубе в корме (не лучший вариант) или в специальном ангаре, который предотвращает коррозию во время длительного пребывания в море. Здесь неважно, какого типа будет ангар: с лифтом и вертикальной загрузкой или по типу обычного гаража, — ведь главная его задача — создать для вертолета условия с оптимальной температурой и влажностью. При этом лопасти ротора все равно придется снимать или складывать, и формальное требование запускать моторы раз в неделю ангар тоже не отменяет. Касательно топлива в баках вертолета во время хранения на яхте требования производителей тоже разнятся: в большинстве моделей его необходимо полностью сливать, но некоторые можно держать с полным баком (полупустым он быть не должен). Для операций с авиационным топливом на борту необходима сертифицированная заправочная станция с занимающими много места емкостями, что накладывает дополнительные требования к размерам яхты.

Техническая часть в авиации — половина дела, и без человека вертолет остается лишь дорогой вещью. Поэтому одна из важнейших задач менеджера вертолетного флота Imperial Yachts заключается в работе с пилотами, техниками и обеспечивающими посадку членами экипажа яхты.

«Для пилотов вертолетов, которые используются в частном режиме, требований по ежемесячному налету нет, — рассказывает Дэн Вандерплейн, — им достаточно раз в год пройти переаттестацию. В случае коммерческого использования вертолета экипаж должен совершить установленное число взлетов, посадок и ночных полетов за определенный период. То есть применяется аттестация, а не количество летных часов. Если владелец не использует коммерческий вертолет в течение длительного времени, то пилотам необходимо совершать тренировочные полеты на этой или другой машине, и эти расходы нужно не забыть заложить в бюджет».

Эксплорер Lurssen Octopus имеет две сертифицированные вертолетные площадки и ангар для хранения машин

Четкое распределение и контроль зон ответственности — ключевая составляющая безопасности полетов. В случае яхтенной авиации принята следующая схема: решение о взлете и посадке принимают пилоты, поскольку они знают свои возможности и возможности вертолета, а также могут корректно оценить погодные условия. Капитан яхты, в свою очередь, отвечает за все операции на борту. Кроме того, в экипаже может быть ответственный за обеспечение посадки человек (HLO, Helicopter Landing Officer), наделенный правом разрешать или запрещать посадку, а также люди, осуществляющие подготовку палуб и пожаротушение. Пилоты проходят ежегодное медицинское освидетельствование, чтобы продлевать лицензию, а надзорные органы и управляющая компания осуществляют выборочное тестирование на алкоголь и наркотики. Обязательного медосмотра перед вылетом в яхтенной авиации нет, и расчет делается на личную ответственность пилота и капитана, так как нарушение правил может обоим стоить лицензии.

Чтобы формализовать алгоритм принятия решений о посадке при волнении, яхты оснащаются специальной системой, которая оценивает степень килевой и бортовой качки, сравнивает ее с допустимыми параметрами и сообщает HLO, доступна палуба для посадки или нет. Если садиться нельзя, то пилоты переходят к плану «Б», который у них обязан быть всегда, и, как правило, уходят на другую точку. Если дело происходит, скажем, в Антарктиде, где нет «запасных аэродромов», то ситуация трактуется как чрезвычайная. Однако, по словам Дэна Вандерплейна, современные метеосводки и метеорадиолокаторы на вертолетах всегда позволяют найти погодное окно для посадки на судно.

Получение разрешений на посадку в национальных парках и других охраняемых местах — еще одна сторона менеджмента вертолетного флота

Для ночных вылетов и при низкой видимости у пилотов должны быть допуски выполнения полетов по приборам (IFR), а на яхте должна быть сертифицированная площадка с огнями. Кроме того, для длительных полетов над водой необходимо иметь на борту спасательный плот и оборудовать вертолет надувными поплавками на случай вынужденного приводнения.

Наверняка многих интересует вопрос, как быть в том случае, когда владелец вертолета требует лететь, а пилот считает, что это небезопасно.

«Подобные ситуации всегда сложны для пилотов, — говорит Дэн Вандерплейн. — Часто они думают, что, отказав владельцу, могут потерять работу. Именно поэтому важно, чтобы пилоты всегда ставили безопасность на первое место. Понимая это, они найдут способ объяснить владельцу, почему лететь опасно, и тот, скорее всего, согласится. Кроме того, в разговоре с владельцем всегда может помочь капитан. И даже если владелец все равно готов рисковать, пилот не обязан соглашаться».

Яхты становятся крупнее, доступность и технический уровень вертолетов повышается, и эти два мира соприкасаются все чаще. В недалеком будущем пройдут сертификацию уже разработанные системы автоматического взлета и посадки, и мы станем свидетелями их интеграции с яхтами. Чуть позже классическим вертолетам, возможно, придут на смену пассажирские дроны, но в связке с яхтами они вряд ли будут беспилотными. Впрочем, о будущем можно фантазировать сколько угодно, а нынешняя реальность такова: при должном уходе вертолет на яхте прослужит и один, и два десятка лет, а грамотный менеджмент сделает его эксплуатацию приятной и безопасной. Поэтому не стоит отказываться от вертолета на яхте, особенно если речь идет о судах экспедиционного класса, ведь эти «игрушки» созданы для того, чтобы максимально наполнить нашу единственную жизнь незабываемыми впечатлениями.

Дата:

01.11.2019

Текст

Антон Черкасов-Нисман

Фото

Гийом Плиссон, Антон Черкасов-Нисман, Imperial Yachts

Следующая статья

Из реки в море. Хроника одного путешествия

Предыдущая статья

Вечерние серии регат в Royal Yacht Club. Без отрыва от производства

Новые материалы
Похожие статьи