Капитанский мостик будущего: мечты и проекты

Электроника и софт
Следующая статья

Волшебная шкатулка вкусов

Предыдущая статья

NorthSilver Husky 630 Ski & Fish

Идея создания совершенного капитанского мостика витает в воздухе давно, и у разных специализирующихся в этой области компаний формируются разные подходы к ее воплощению. В руках у системных интеграторов немало передовых технологий, однако полет фантазии ограничивают строгие правила организации навигационных и коммуникационных бортовых систем. Как преодолеть этот порог и шагнуть в будущее?

Если двигатели — сердце судна, то мостик — это его мозг. Именно от этого отталкивались дизайнеры из Omega Architects и системные интеграторы Admarel, когда вместе с компанией Bricks & Goggles создавали концепцию совершенно иного интегрированного мостика. Те, кто был на MYS 2017, могли видеть, как на стенде Admarel люди в очках виртуальной реальности Oculus Rift переносились в рубку будущего и, используя манипуляторы, могли встать на место капитана, подойти к «умному столу» и даже заглянуть в техническое помещение за переборкой. Я испытал это на себе и скажу, что впечатление сильное, приводящее в восторг!

«До сих пор дизайн консолей определяли, в первую очередь, строгие требования регистров, затем шли технологии и только потом вспоминали об эстетической компоненте, — говорит Франк Лаупман, дизайнер и основатель Omega Architects. — Мы решили поменять правила игры, превратив рубку в уникальное, красиво оформленное и грамотно организованное помещение, откуда можно управлять жизнью судна, не расставаясь с комфортом».

Зачем капитану комфорт? На это создатели отвечают, что рубка предназначена не только для него, но также для владельца и его гостей, которые хотят видеть ее гармоничной интегральной частью яхты, а не техническим помещением, где функция тотально превалирует над формой.

Дизайнеры рассматривают капитана как современного менеджера, грамотно и мудро управляющего судном, поэтому предлагают ему инструмент, который сочетает навигационную и «социальную» зоны. Главная консоль мостика построена на многофункциональных рабочих станциях, поддерживающих работу с навигационной электроникой и выводящих информацию на крупноформатные экраны. Последние могут быть сенсорными или управляться с помощью встроенных в подлокотники кресел манипуляторов, тогда как второстепенные и дублирующие приборы будут располагаться в технической зоне.

В центре рубки предусмотрен «умный стол», который позволяет с помощью голографии отображать три виртуальных экрана для доступа к релевантной информации, глобус или трехмерную модель яхты. Это не просто красивая игрушка: стол предполагается использовать для наглядного планирования маршрута с владельцем и гостями и проведения ежедневных брифингов с экипажем. По словам представителей Admarel, технологии для создания такого инструмента с диагональю до 50″ уже существуют, а его программное обеспечение позволит запускать различные полезные приложения.

Такой футуристической электронной начинке соответствует и оформление рубки, в котором превалируют «плавающие» элементы вроде расположенных по углам пассажирских кресел, откуда открывается обзор на 180°. Дополняет картину интегрированная подсветка, способная с наступлением темноты переходить в ночной режим. А есть ли там место для бумажных карт? — спросит педант. Конечно, есть, ведь при всей смелости дизайна этот концепт создан не для забавы публики, а c тем, чтобы в обозримом будущем воплотиться в реальность.

Даниэле Чеканти, президент компании Team Italia

Мы среди первых начали интенсивно устанавливать на мостики настоящие сенсорные экраны, а не просто спрятанные под стеклянными панелями кнопки, поскольку считаем, что возможность менять схему расположения приборов и дублировать их позволяет капитану серьезно повысить эффективность работы. В случае обычного glass cockpit это, как правило, нереально, к тому же есть риск столкнуться с проблемой получения сертификата: например, уже только за то, что системный интегратор снимает заводскую лицевую панель с прибора, чтобы поместить его под стекло, регистр может ответить отказом.
Чтобы повторить изображение с приборов на сенсорные экраны, мы используем оригинальные протоколы производителей навигационного и коммуникационного оборудования, а дисплеи, идущие в комплекте к тем же радарам или системам ECDIS, которые по закону обязаны быть, устанавливаем в скрытых от глаза местах. Если вдруг по каким-то причинам интегрированный мостик отключится, капитан спокойно перейдет на работу с дублерами, расположенными тут же в ходовой рубке.
Иногда капитаны старой школы настороженно относятся к сенсорному управлению, равно как и к стеклянным консолям, и если владелец заставляет капитана переучиваться, мы стараемся подобрать привычные последнему механические дублирующие органы управления. Скажу честно: люди быстро привыкают к сенсорным экранам, забывая старые привычки.
У нас очень много идей относительно будущего интегрированных постов управления, но из-за крайне малых размеров рынка суперяхт основным «двигателем» в этой области выступает сектор коммерческих судов. Сегодня вектор прогресса направлен в основном на использование 4K-мониторов, на которые можно поместить гораздо больше инструментов. Однако нам пришлось ждать три года, пока производители морских дисплеев сподобились на выпуск устройств с таким разрешением. То же касается и дополненной реальности: есть интересные разработки, но компонентная база отстает, поэтому приходится набираться терпения, пока новые технологии, скажем, из области развлечений, дойдут до яхт.

Вильям Бломмаарт, генеральный директор DMP Radio Zeeland

Мы конструируем и производим исключительно кастомные мостики, внешний вид которых создается, как правило, вместе с дизайнером, назначенным заказчиком. Владельцу нужен эстетически привлекательный мостик, капитану — предельно функциональный, и наша задача — синтезировать оптимальный результат, который получит одобрение регистра. При разработке подобных вещей важно прислушиваться к мнению капитанов, чтобы потом не натолкнуться на неприятие с их стороны. Учитывая, что многие из них росли и учились еще до наступления эпохи гаджетов, мы пропорционально дозируем модное сейчас сенсорное «стекло» и привычные им механические органы управления с тактильным откликом. На последние обычно завязано управление ключевыми системами, а сенсорные дисплеи несут вспомогательную функцию. Например, гироскопический репитер, штурвал и рукоятки управления двигателями можно продублировать на экранах, чтобы капитан выбирал ту комбинацию, которая ему нравится.
Согласно требованиям кибербезопасности, все проприетарные компьютеры на мостике должны быть изолированы не только от AV- и IT-сетей, но даже от сетей, в которые объединены обеспечивающие безопасность устройства вроде камер наблюдения. Для них в консоли выделены отдельные ресурсы; навигационные устройства также полностью отделены от коммуникационных систем.
Помимо интеграции различного навигационного и коммуникационного оборудования, мы сами пишем софт для управления дополнительными устройствами: стеклоочистителями, тепловизорами, горнами и др. — с помощью многофункционального дисплея. Здесь важно не привязывать себя к каким-то определенным брендам и уметь интегрировать в мостик любые радары, автопилоты и картплоттеры, к которым привык капитан.
Важно и то, что мы не работаем по принципу, когда верфь сама монтирует консоль, после чего зовет интеграторов, чтобы ее наполнить, а собираем и тестируем весь мостик на своем производстве. В первом случае нашим специалистам требуется провести в рубке от полутора до трех месяцев в зависимости от сложности проекта, тогда как во втором этот срок сокращается до одной или двух недель и ограничивается установкой гарантированно работающих сертифицированных секций и подключением проводки.
Уже некоторое время мы работаем с 4K-дисплеями, хотя пока очень немногое программное обеспечение поддерживает такое разрешение. Однако в будущем, скажем, года через три, владельцу не придется испытывать необходимость замены экранов из-за того, что радары с новой прошивкой стали поддерживать высокое разрешение.
Если говорить о тенденциях, то, по моим ощущениям, в ближайшие годы мы столкнемся со все более тесной интеграцией такого оборудования, как эхолоты, тепловизоры и устройства для обеспечения безопасности: уже сейчас на мостиках крупных яхт можно увидеть комплексы из семи и более дисплеев.

Саймон Аксел, технический специалист Imperial Yachts

отвечает на вопросы MBY

Уделяют ли заказчики яхт внимание дизайну интегрированных мостиков, или обычно этот вопрос отдается на откуп капитану?

Как правило, выбор стоит за капитаном, однако некоторые клиенты при случае заходят в рубку и неплохо осведомлены о том оборудовании, которое там установлено. Определенно, интегрированные мостики обладают преимуществом в плане эстетики, посколько рубка в таком случае не загромождена приборами и выглядит минималистичной, хотя это не всегда позитивный момент.

С какими самыми необычными требованиями отноcительно мостиков вам приходилось сталкиваться на практике?

У нас бывали запросы на интегрированные мостики в форме «крыльев», однако мы отговорили клиентов от их использования, опираясь на высокую стоимость и нюансы практического плана. Лично я рассматриваю любые системы, которые влияют на способность судна маневрировать или реагировать в случае ЧП, исключительно с прагматической позиции и считаю, что необходимо проявлять известную сдержанность, прежде чем добавлять очередную «пачку» новых технологий. Классификационные общества очень хорошо осведомлены о прогрессе в области интегрированных мостиков и сейчас начинают разрабатывать применимые к ним требования и стандарты.

Как вы оцениваете важность обеспечения кибер- безопасности в условиях экспоненциального роста числа датчиков и IT-устройств на суперяхтах?

Imperial Yachts относится к этому вопросу очень серьезно, поскольку в нем не только заключается опасность нарушить конфиденциальность клиента, но и существует риск для безопасности самого судна. Чем больше бортовых систем получают возможность удаленного мониторинга и сервиса, тем больше у киберпреступников появляется потенциальных точек для проникновения. Мы берем за правило сводить число систем с доступом к Интернету к абсолютному минимуму, а те, которые не могут работать без подключения к локальной или глобальной сети, тщательно проверяем перед подключением. Известны многочисленные случаи взлома оборудования с последующим перехватом управления, и чтобы далеко не ходить за примером, можно вспомнить хотя бы автомобили Tesla.

Как вы полагаете, повлияет ли превращение рубки в одну из гостевых зон на эффективность работы капитана?

Честно говоря, я считаю, что рубка должна быть прежде всего профессиональным рабочим местом и оставаться вотчиной капитана, а эргономику мостика следует определять, отталкиваясь от этого. Думаю, нет ничего плохого в том, чтобы в рубке была небольшая гостевая зона, выполненная по высоким стандартам комфорта, где могут отдохнуть пассажиры, однако там должны быть обеспечены условия для безопасной и эффективной работы людей, решающих навигационные задачи. В существующих рубках на них и так действует множество отвлекающих факторов, и если гости будут проводить там больше времени, то это лишь усугубит ситуацию.

Каковы основные текущие тренды, влияющие на эволюцию мостиков?

Пожалуй, главной движущей силой сегодня является прогресс в области мониторов: их разрешение становится все выше, появляются новые пользовательские интерфейсы, и мостики отражают этот вектор. Мы живем в эру сенсорного управления и голосовых команд — эти технологии приходят на яхты, меняя принцип взаимодействия пользователя и оборудования.

Кроме того, быстро эволюционируют и протоколы связи вроде Can-Bus и Mod-Bus: они позволяют использовать близкое к бесконечности число датчиков и устройств, которыми управляет центральный процессор, и выводить огромное количество информации о состоянии судна. Здесь опять же требуется осмотрительность, поскольку капитан и его помощники подвергаются риску «информационной перегрузки» от постоянного списка параметров, которые они должны контролировать. Избыток информации не всегда полезен!

Как происходит процедура сертификации интегрированных мостиков?

Если говорить именно о мостиках и применяемом на них оборудовании, то сейчас это довольно разбросанный процесс. Разумеется, все основные компоненты, связанные с управлением, навигацией, маневрированием и спасательными системами, должны быть одобрены регистром и поставляться с индивидуальными сертификатами или в рамках сертифицированного набора оборудования. В настоящее время нет какого-то единого сертификата, который покрывает дизайн и эргономику мостиков, однако в случае коммерческих судов, оснащенных системой динамического позиционирования, большинство классификационных обществ требует проведения FMEA (Failure Mode and Effects Analysis). Эта проверка обеспечивает уверенность в том, что на борту интегрированы все необходимые дублирующие системы на случай выхода из строя основной. Впрочем, это относится не только к мостикам, но ко всему корабельному оборудованию. Думаю, на крупных яхтах тоже появится подобная обязательная проверка, и это лишь дело времени.

Поможет ли интерфейс NMEA OneNet приблизиться к созданию интегрированного мостика будущего?

OneNet обеспечивает гораздо больше возможностей в плане пропускной способности и, несомненно, позволяет расширить взгляд на дизайн мостиков, однако я считаю, что ограничивающим фактором здесь выступает не столько сама сеть, сколько человеческий фактор, который будет затруднять этот прогресс. Наш мозг способен единовременно обрабатывать весьма ограниченный поток информации и выступает «бутылочным горлышком» на пути гигантского информационного потока, который генерируют современные технологии.

Авиация столкнулась с похожей проблемой лет двадцать назад: пилоты были перегружены информацией, и это привело к ряду происшествий, заставивших индустрию пересмотреть отношение к этому вопросу. Если мы не будем проявлять осторожность, то современные яхты могут столкнуться с тем же самым.

Завершилась ли «борьба» между стеклянными консолями и традиционными механическими органами управления, или капитаны старой школы по-прежнему не приемлют сенсорные экраны и виртуальные кнопки?

Вокруг определенно очень много людей, которые предпочитают механические кнопки, и я вхожу в их число. Мои самые серьезные опасения связаны с аварийной ситуацией, когда совершаются ошибки из-за того, что ответственный за управление судном человек не смог мгновенно запустить критически важное оборудование, или когда система выдает ложный ответ, что запуск не требуется или уже осуществлен. Я считаю, что интеграция новых технологий ради самих этих технологий в реальной жизни может оказаться контрпродуктивной.

Дата:

26.03.2018

Текст

Антон Черкасов-Нисман

Фото

Джефф Браун, Фабио Галатиото, DMP Radio Zeeland, Team Italia

Следующая статья

Волшебная шкатулка вкусов

Предыдущая статья

NorthSilver Husky 630 Ski & Fish

Новые материалы
Похожие статьи