Стабильность — на электричестве

Моторы и приводы
Следующая статья

Selene 49 Classic Explorer

Предыдущая статья

The Lana — оазис тишины посреди мегаполиса

Итальянская компания CMC Marine представила на осенних яхтенных выставках Европы систему Stabilis Electra HS — High Speed. Это все та же уже известная миру электрическая система плавниковых стабилизаторов качки Stabilis Electra, но в варианте, оптимизированном для глиссирующих яхт, развивающих скорость свыше 24 узлов.

Отметившись на боат-шоу в Каннах и Генуе, CMC Marine продолжила выставочный марафон в Монако, где после двухлетнего перерыва наконец состоялось Monaco Yacht Show 2021. Здесь, как известно, выставляются самые большие и технически совершенные суперяхты мира, многие из которых оснащены как раз продукцией CMC Marine: стабилизаторами, подруливающими устройствами и интегрированными системами управления курсом. У компании обширная линейка решений, помогающих создавать комфорт на борту, повышать курсовую устойчивость судна и снижать расход топлива.

CMC Marine: для больших и маленьких

Сегодня CMC Marine — один из мировых лидеров в области систем стабилизации качки: в секторе яхт длиной до 35 м ей принадлежит треть мирового рынка. Именно эта компания смогла доказать, что плавниковые системы успокоения качки можно устанавливать на яхты начиная с длины 12 м, что прежде не удавалось никому. (О системе Waveless для небольших судов мы писали в MBY № 71, 2021).
Но привлекательность продукции CMC Marine заключается и в том, что верхнего ограничения длины для нее нет. Системы устанавливают на суперяхтах Baglietto, Moonen, Benetti, Rossinavi, Sanlorenzo, Cantieri delle Marche; компания разрабатывает и предлагает очень индивидуальные решения. А среди новейших серийных яхт — мировых премьер этого года — оборудованием CMC Marine могут похвастаться 38‑метровый Azimut Trideck, Sunseeker 88 Yacht, 100 Yacht и Ocean 90.

Почему электричество?

С момента основания в 2005 году CMC Marine ориентировалась на разработку электрических систем успокоения качки, хотя, как и все в то время, начинала с гидравлики. Именно умение работать в обеих областях позволило компании на собственном опыте оценить, что на самом деле лучше. Действительно (и мы об этом неоднократно писали), электрические плавниковые системы стабилизации по многим параметрам превосходят гидравлические системы и гироскопы. Они экономичнее, легче, дешевле, проще в установке, эксплуатации и обслуживании. В отличие от гироскопов, они не требуют времени для инициации и могут начать работать незамедлительно. Кроме того, они тише (устанавливай хоть под кроватью мастер-­каюты), эффективнее и, что немаловажно, компактнее.

Дело в том, что сегодня большая часть яхтенного рынка ориентирована на быстрые суда с большими объемами обитаемого пространства, а более компактные электрические системы стабилизации позволяют эти объемы высвобождать. Однако массивность надстройки и корпуса напрямую (и не всегда хорошо) влияет на мореходность судна, особенно в условиях непогоды. Так что стабилизация на нулевой скорости (во время якорной стоянки) — часто уже не опция, но обязательное требование.

Понятно, что для эффективного подавления качки си-стема стабилизаторов должна реагировать быстрее, чем возникает крен, а силы, создаваемые при движении плавников, — согласовываться с углами крена судна. Идея электрического привода вместо гидравлического изначально исходила из цели предложить систему с более точным откликом и высокой динамикой, чтобы удовлетворить новые потребности рынка. В электрической системе скорость срабатывания выше и составляет не менее 80°/с, тогда как у гидравлического актуатора она редко превышает 60°/с. На якоре фазы ускорения/замедления плавников контро-лируются лучше благодаря более низкой инерционности электропривода. Таким образом, положение плавников контролируется с большей точностью и плавностью.

Плавники для высоких скоростей

Для презентации на Monaco Yacht Show CMC Marine выбрала продукт, уже ставший самым популярным для глиссирующих яхт, — плавниковые стабилизаторы Stabilis Electra HS60 с площадью плавников 1−1,4 кв. м (мощность 5−7 кВт), рассчитанные на суда длиной 23−35 м. Система отличается более длинными плавниками, чтобы оптимизировать их работу на нулевой скорости. Кроме того, в линейке HS изменен профиль плавников для уменьшения лобового сопротивления, а также обновлена электронная «начинка» — для большей эффективности и возможности координировать их работу с другими бортовыми системами, чтобы яхта в полной мере проявила свой скоростной потенциал.

HS60 — одна из пяти моделей Stabilis Electra HS, разработанных для яхт переходного режима и глиссирующих, развивающих свыше 24 узлов: от HS40 (20−25 м) до HS160 (более 50 м). Но электропривод может быть адаптирован и под яхты длиной до 80 м (в разработке — HS200). И, конечно, не стоит забывать еще об одной линейке стабилизаторов качки CMC Marine — Stabilis Electra LR, предназначенных специально для водоизмещающих судов.

Какой бы ни была ваша яхта по типу и длине, Stabilis Electra позволяет достичь феноменальных результатов в вопросе стабилизации качки с высокой эффективностью и привлекательной стоимостью обслуживания системы. И главное — никакого масла, фильтров и опасных ситуаций с риском загрязнения акватории.

Дата:

21.12.2021

Текст

Ольга Селезнева

Фото

CMC Marine

Следующая статья

Selene 49 Classic Explorer

Предыдущая статья

The Lana — оазис тишины посреди мегаполиса

Новые материалы
Похожие статьи