Стабилизационные платформы для суперяхт от компании Stable

Электроника и софт
Следующая статья

В новом облике

Предыдущая статья

Fairline Squadron 53. Новогодний сюрприз

Когда судовые успокоители не справляются с качкой, за дело берутся стабилизационные платформы.

Эволюция систем стабилизации качки для яхт в последние годы достигла пика: инженеры, кажется, использовали все физические принципы, позволяющие противостоять волнению, и на рынке представлены устройства всех типов и мастей. Но что, если на якорной стоянке захочется, скажем, поиграть в бильярд, и одних судовых стабилизаторов качки будет недостаточно? Здесь на выручку приходят стабилизационные платформы, которые могут полностью «успокоить» не только отдельно взятый предмет мебели, но и целые площадки на палубе.

Единственная компания, которая сегодня предлагает подобные устройства для суперяхт, — небольшое норвежское предприятие с очевидным названием Stable. «На прежнем месте работы я занимался разработкой активных компенсирующих систем для судовых кранов, которые позволяют мягко проводить погрузку на волнении, чтобы груз не прыгал вверх-вниз, — вспоминает Свенд Хейер, генеральный директор Stable. — Однажды ко мне в офис пришел человек и спросил: «Свенд, ты можешь сделать мне стабилизированный бильярдный стол, чтобы использовать его на круизном лайнере?».

В стабилизационных платформах применены независимые электрические сервоприводы, обеспечивающие им «волнообразное» движение

Идея была хорошая, мы стали бизнес-партнерами и принялись за работу. Так появилась компания Stable. Задействовали часть уже известных нам технологий, но многое пришлось придумывать с нуля. В 2002 году первым нашим заказчиком стала Royal Caribbean Cruise Line, купившая восемь столов — по два на каждый из четырех лайнеров класса Radiance. Затем мы разработали стабилизационную платформу для кровати и также предложили устанавливать ее на лайнеры. Круизная компания взяла экземпляр на пробу, а потом вернула со словами, что эта прекрасная разработка всем очень понравилась, но они не закажут ни одной такой кровати, поскольку не знают, как их рекламировать! Мы тогда и не подозревали, что словосочетание «морская болезнь» — табу в лексиконе круизных операторов, поэтому продвигать продукт, который помогает избавиться от того, что нельзя называть, практически невозможно. В итоге с двумя этими разработками мы решили выйти на рынок суперяхт, где они оказались востребованы".

Свенд Хейер, основатель компании Stable

Каким же образом функционируют стабилизационные платформы? Во-первых, при их разработке инженеры отталкиваются лишь от того, как оценивают движения судна их собственные датчики, вынося за скобки остальные факторы вроде стабилизаторов самой яхты. Для эффективного противодействия качке наиболее важны силы, действующие параллельно самой платформе, — именно их необходимо сводить к минимуму. Как следствие, здесь не используются гироскопы, которые приводили бы к резким рывкам платформы вдоль осей. Вместо этого в Stable применены независимые электрические сервоприводы, обеспечивающие вкупе со сложным программным обеспечением «волнообразное» движение платформы.

Но как воспринимается такой «успокоитель», если речь идет о кровати, и долго ли привыкать к его действию?

«Платформа функционирует очень мягко, однако важно понимать, что она не предназначена для амортизации резких ударов или гашения вибрации, — поясняет Свенд Хейер. — В оптимальном режиме она работает при регулярной качке, когда ее период не меньше 2−3 секунд. Тогда спящий человек не перекатывается с одного края кровати на другой, а симптомы морской болезни пропадают. При этом, разумеется, моторчики сервоприводов не мешают спать — они практически бесшумные».

25 градусов

составляет максимальный рабочий угол наклона стабилизационных панелей

Высота стандартной стабилизационной платформы для кровати составляет 320 мм, а ее максимальный наклон около 8º. Если требуется больший ход (до 25º), то и высота «прослойки» возрастает. В нормальном режиме потребление тока на уровне всего 250 Вт/ч, однако при существенном волнении, когда на одной стороне кровати лежат двое, расход может возрасти до 400 Вт/ч. В любом случае по сравнению с другими системами на борту расход несущественный и практически не влияет на общее энергопотребление. Это значит, что платформы можно без проблем использовать на якорной стоянке, когда эффективность работы судовых стабилизаторов снижается.

Платформы Stable можно интегрировать не только в мебель, но также встраивать прямо в палубу

Что касается предельной нагрузки, то стандартные модули для кроватей и американского пула выдерживают до 200 кг, стабилизированная платформа для русского бильярда — 1,5 т, а платформа для обеденного стола держит 2,5 т.

Уникальные платформы Stable можно использовать в разных приложениях, например, стабилизировать часть камбуза, где установлены плиты, чтобы повысить комфорт и безопасность работы кока. Кроме того, их можно ставить под беговые дорожки (занятия на таких тренажерах в качку весьма опасны), винные шкафы (чтобы бутылки не звенели!), а также под письменные и туалетные столики. Наконец, платформы длиной до шести метров можно интегрировать в палубу даже под библиотекой или роялем, обеспечивая исключительный комфорт в этих зонах. Огромный их плюс в том, что они практически не требуют забот: с 2002 года столы для бильярда на лайнерах CCL понадобилось обслужить всего два раза, хотя задействованы они круглосуточно.

Также не требует обязательных обновлений и программное обеспечение, хотя разработчики постоянно его улучшают и, если платформа подключена к бортовой IT-сети, могут не только «залить» новый софт удаленно, но и заново откалибровать устройство.

Сегодня платформы Stable установлены, например, на некоторых суперяхтах Lürssen, Oceanco и Amels, а самым крупным заказчиком компании могла стать обанкротившаяся итальянская верфь Privilege Yard, заказавшая 16 кроватей и еще несколько платформ под другое оборудование для 127-метровой суперяхты Privilege One, которую так и не достроили.

А что дальше? В каком направлении будет развиваться эта перспективная технология и получит ли она широкое распространение?

«Думаю, следующим шагом станет создание более компактных платформ, которые смогут отрабатывать на волне существенно быстрее, — отвечает Свенд Хейер. — Тогда их можно будет устанавливать на небольшие быстроходные лодки. Представьте себе, например, какой популярностью будут пользоваться стабилизированные кресла на катерах для спортивной ловли марлина — здорово, не правда ли!»

Дата:

24.02.2017

Текст

Антон Черкасов-Ниссан

Фото

Stable

Следующая статья

В новом облике

Предыдущая статья

Fairline Squadron 53. Новогодний сюрприз

Новые материалы
Похожие статьи