Система BlueDome: защита суперяхты от вторжения

Электроника и софт
Следующая статья

Место встречи — Владивосток

Предыдущая статья

Вокруг света за 74 дня

Как обеспечить суперяхте круглосуточную автоматизированную защиту и уберечь ее от вторжения незваных гостей?

Защита своей жизни на борту — первостепенный вопрос для владельцев суперяхт, и с каждым годом этому уделяется все больше внимания. Доходит до того, что капитаны крупных частных яхт требуют повысить уровень безопасности в марине до максимального на период их стоянки. Разумеется, чтобы заработать, администрация предпринимает все возможное, хотя опытные владельцы марин и так знают, что для успешности их бизнеса нужны всего три вещи: безопасность, безопасность и еще раз безопасность.

Но если на берегу повысить уровень безопасности можно за счет привлечения персонала из охранных структур, то как быть, когда судно в море или на якорной стоянке в оживленной акватории? Конечно, идеальным вариантом стал бы силовой купол наподобие тех, что описывают фантасты, но до этого наука пока не доросла. Хотя нечто подобное уже существует!

Речь идет о комплексной автоматической системе защиты от проникновения на судно под названием BlueDome. Эта инновационная разработка вышла из недр французской компании Safran Electronics & Defence, хорошо известной в сфере вооружения: там производят огромное количество спецсредств в целях обеспечения безопасности, включая сканеры и анализаторы для аэропортов.

BlueDome строится на взаимодействии радаров и видеокамер различного типа, которыми управляет «умное» программное обеспечение, способное пеленговать, вести и атаковать цели без участия человека.

Водяные пушки не дают приблизиться на дистанцию менее 20 метров

«Как только в зоне раннего распознавания появляется, например, быстроходный катер с пиратами, система анализирует его поведение и автоматически включает сигнал тревоги, — рассказывает Сильвайн Перье, старший менеджер по продажам и маркетингу Safran Electronics & Defence. — В этом случае капитан должен лишь подтвердить, опасна ли цель, и выбрать меры воздействия, если она продолжит приближаться».

Дальше BlueDome работает самостоятельно, позволяя экипажу позаботиться о пассажирах и занять оборону в хорошо защищенном помещении. Прежде всего срабатывает голосовое и визуальное (прожекторы) предупреждение, но если чужаки не изменили курс, то в дело вступают мощные автоматические водяные пушки на турели.

«Когда напор воды достигает 10 бар, к судну просто невозможно приблизиться меньше чем на 20 метров, — говорит Сильвайн Перье. — Мы проводили испытания, когда команда спецназовцев пыталась атаковать судно и попасть на борт. Они пробовали сделать это несколько раз, но все безуспешно».

BlueDome позволяет контролировать местонахождение членов команды, а также предотвращать проникновение посторонних

Кроме водяных пушек, BlueDome затрудняет абордаж с помощью генераторов дымовой завесы вдоль бортов, причем этот дым не влияет на работу собственных видеокамер. Если дело пошло совсем плохо и злоумышленникам все же удается проникнуть на яхту, то система активирует выпуск нейтрализующего газа в заданных отсеках. По словам Сильвайна Перье, к BlueDome можно подключить даже модуль баллистической защиты от гранатометов и сопрячь ее с системой защиты от подводных пловцов.

Согласитесь, впечатляет! Теперь давайте разберемся, как все это работает. Во-первых, установленные в оптронной «голове» видеокамеры снабжены мощной системой стабилизации изображения и, по информации производителя, обеспечивают четкую, почти неподвижную картинку объекта, который движется со скоростью до 40 узлов на волнении до 4−5 баллов. Во-вторых, вместо одной камеры с трансфокатором в «голове» спрятаны три отдельные видеокамеры с разными углами обзора, а также две ИК-камеры — с широкоугольным и телеобъективом. В рубке установлен джойстик для управления видеомодулем, поэтому капитан может в любое время суток проверить, что происходит вокруг судна. Камеры позволяют видеть не только катера с людьми, но также рыбацкие сети, объекты на поверхности воды и крупных морских млекопитающих.

BlueDome не требует участия человека: когда капитан подтвердил цель и меры воздействия, экипаж может забаррикадироваться, а система будет держать оборону самостоятельно.

Сильвайн Перье, старший менеджер Safran Electronics & Defence

Количество необходимых оптронных модулей зависит от длины судна, геометрии его надстройки и результата, который необходимо получить. Если стоит задача полностью исключить слепые зоны, то несколько «голов» можно легко связать в единую систему. Еще одна полезная функция BlueDome заключается в возможности осуществлять биометрический контроль людей на борту с помощью маячков, сканирующих лица камер и дактилоскопических датчиков. Это позволяет капитану видеть, где находится в данный момент каждый член экипажа, и своевременно узнавать о непрошеных гостях.

Для установки полномасштабной BlueDome на строящуюся яхту необходимо закладывать ее в конструкцию на ранних этапах проектирования, поскольку водяные пушки требуют дополнительных трубопроводов. В остальном инженеры Safran Electronics & Defence, коих в компании около пятисот, справляются самостоятельно: система достаточно просто подключается к системной шине судна, откуда получает всю необходимую информацию о местоположении и скорости судна, а также данные с радаров, AIS и т.  д. на отдельном сенсорном экране. Кстати, если отказаться от водяных пушек, то BlueDome можно ставить на готовые суда и даже без проблем переносить ее со старой яхты на новую. По уверению Сильвайна Перье, обучение экипажа занимает всего несколько часов и не требует особых знаний, поскольку система обладает дружественным и понятным интерфейсом.

Оптронная "голова" на турели следит за целями с помощью системы камер

Но как обстоят дела с законом? «Поскольку в BlueDome нет летального оружия, разрешения на ее использование и установку не требуется, — поясняет Сильвайн Перье. — Более того, эта продукция двойного назначения не подпадает под санкции, поэтому мы можем легально поставлять ее в Россию для гражданского применения. Единственное, многие верфи просят нас предусмотреть возможность снижать давление водяных пушек до 1−2 бар, поскольку вокруг стоящего на якоре судна обычно собирается много любопытных с фотоаппаратами. Они не пираты, и бить по ним в полную силу нет необходимости».

Так что, когда в следующий раз надумаете «пощелкать» новые суперяхты где-нибудь на рейде Монако, будьте осторожны: Safran Electronics & Defence производит еще и вооруженные пулеметами боевые дроны.

700 тысяч евро

стоит изготовление и монтаж BlueDome «под ключ»

Дата:

24.01.2017

Текст

Антон Черкасов-Ниссан

Фото

Safran Electronics & Defence

Следующая статья

Место встречи — Владивосток

Предыдущая статья

Вокруг света за 74 дня

Новые материалы
Похожие статьи