Софт всему голова. «Умные» цифровые помощники на борту

Электроника и софт
Следующая статья

Рекорды Benetti в сегменте 100+

Предыдущая статья

Майские регаты в Royal Yacht Club

В стремлении привлечь в яхтинг «свежую кровь» производители пытаются всеми способами сделать более простым и приятным управление судном. Ведь далеко не у всех владельцев есть время и желание долго учиться на капитана и часто практиковать эти навыки: многим просто хочется иногда ходить в море с семьей и друзьями, не испытывая при этом стресса от боязни не справиться с яхтой.

Во времена, когда уровень проникновения смартфонов в развитых странах приближается к 80% (а в некоторых и к 100%), механические кнопки и тумблеры на приборных панелях моторных яхт быстро уступают место сенсорным экранам, которые становятся центром управления современным прогулочным судном. Крупные производители МФД (многофункциональных дисплеев) интегрируют в программное обеспечение базовые возможности для контроля ряда систем и устройств, однако рынок ждет большего. Именно поэтому лидирующие верфи с крупносерийным производством моторных яхт разрабатывают собственное ПО, расширяющее возможности МФД и позволяющее пользователям без специальных знаний интуитивно контролировать обстановку на борту.

Princess

Представив в 2018 году новаторскую спортивную яхту Princess R35, английская верфь создала для нее фирменную графическую оболочку, работающую на МФД Garmin. Она позволяет осуществлять независимый контроль всех приборов и оборудования на борту, не затрагивая исходные, связанные с навигацией, функции. Примечательно, что для написания программного кода компания привлекла стороннего разработчика, однако дизайн пользовательского интерфейса создавали специалисты Princess. Таким образом, оболочка является продолжением самой лодки и не диссонирует с ее внешностью.

На главном экране, отмеченном пиктограммой короны Princess, сосредоточены самые важные функции вроде запуска принудительной вентиляции моторного отсека для удаления возможных накопившихся топливных паров перед запуском двигателей, управления трюмными помпами и якорной лебедкой. Сложная якорная система Princess R35 оборудована установленной в корпусе над якорем видеокамерой, изображение с которой выводится на экран при выборе цепи.

Панель цифровых приборов (обороты двигателя, уровень топлива, давление масла, крен, скорость) чем-то напоминает оригинальную гарминовскую, однако элементы здесь расположены иначе, дополнены фирменными логотипами, а центральное положение занимает индикатор режима работы подводных крыльев Active Foil System (AFS): Comfort или Sport. Первый запрограммирован таким образом, что судно ведет себя максимально предсказуемо, а пассажиры ощущают себя в кокпите совершенно безо-пасно даже на 50 узлах. В спортивном режиме специальный алгоритм оценивает распределение веса, и каждое крыло управляется индивидуально. Для задействования крыльев, переключения режимов и наглядной демонстрации положения корпуса в графической оболочке предусмотрен отдельный экран с соответствующим названием.

Управление наружными и внутренними световыми приборами, равно как и видеокамерами, вынесено на отдельные страницы интерфейса, с которых также можно в автоматическом режиме поднять или убрать бимини-тент (оснащенный электрогидравлическим приводом, он работает как крыша кабриолета) и активировать дефлекторы набегающего воздушного потока. Они интегрированы в палубу боковых проходов между лобовым стеклом и фальшбортом и предотвращают образование неприятных вихрей в кокпите.

Собственную страницу в системе имеет и бортовая стереосистема Naim: управление музыкой гармонично интегрировано в оболочку, причем с поста управления яхтой можно контролировать как палубные динамики, так и те, что расположены в каюте. Тут же можно выбрать источник аудиопотока: USB, Bluetooth, AirPlay или 4G-роутер для стриминга требуемого контента из Интернета.

При проектировании графической оболочки Princess сделала упор на интеграцию всех систем в единый интерфейс, чтобы пользователям не приходилось постоянно переключаться между разными экранчиками с обилием пиктограмм. Сама по себе эта концепция не гениальна, но в данном случае способ ее реализации заслуживает уважения и, без сомнения, повышает премиальность R35, ведь ничто так не разочаровывает покупателя, как хороший продукт с плохим ПО.

ShipControl

Французская Beneteau Group также разработала собственную проприетарную оболочку под названием ShipControl, которая устанавливается на яхты длиной от 50 футов и позволяет контролировать множество функций в пределах продуманного и качественно выполненного графического интерфейса. ShipControl имеет единую архитектуру, которую адаптируют под каждую модель Prestige, Beneteau или Lagoon в зависимости от используемого оборудования, двигателей, аккумуляторных батарей, количества топливных баков, кают и т.  д., а также при необходимости кастомизируют под каждую конкретную лодку.

По словам Эрика Штромберга, директора по маркетингу Prestige Yachts, на разработку ShipControl было потрачено много времени и ресурсов, и теперь Beneteau Group, будучи очень крупным заказчиком, может диктовать производителям оборудования необходимые спецификации. За последние три года это позволило почти полностью перейти на «умные» компоненты, которые снабжены стандартным интерфейсом для работы с ShipControl и легко подключаются к ней.

Помимо ряда стандартных функций вроде управления освещением, термостатами, генератором и зарядкой аккумуляторных батарей, ShipControl позволяет индивидуально контролировать холодильники, якорные лебедки, базовую навигацию, текущие параметры работы двигателей, показывает положение транцевых плит. Достаточно широки ее возможности и в отношении музыки: в салоне, кокпите и на флайбридже можно независимо устанавливать не только громкость воспроизведения, но также источники музыки: USB, CD, Bluetooth, радио или ТВ. Разумеется, зоны можно объединять, и тогда повсюду звучит одно и то же музыкальное сопровождение.

Добавление функций в ShipControl при постройке судна не требует оплаты

Добавление кастомных функций в ShipControl бесплатно при условии, что оборудование устанавливается на верфи при производстве лодки. Например, если заказчик захотел иметь дополнительный холодильник в кокпите, ему необходимо оплатить только эту опцию, а интеграция в ShipControl не потребует дополнительных трат. Кстати, сама система обходится всего в € 1500, что на фоне стоимости яхты совершенно незаметно, однако переводит взаимодействие с судном на новый уровень. Разумеется, все то же самое можно делать с помощью индивидуальных органов управления (которые по-прежнему остаются дублерами), но уровень удобства ShipControl несравнимо выше.

Лука Зантели, менеджер по технической поддержке MCY:

Как правило, мы устанавливаем на лодки Monte Carlo Yachts многофункциональные дисплеи Boning, которые отличаются достаточно продвинутым ПО и часто используются на суперяхтах. Однако в последнее время мы все чаще отдаем предпочтение сенсорным дисплеям Raymarine, на которые загружаем ПО Boning. Это, на наш взгляд, оптимальное сочетание для пользователя.

Обычно владельцы ограничиваются стандартным интерфейсом, но когда от клиента поступает конкретный запрос, производитель позволяет нам вносить изменения в графическую оболочку. Таким образом, до трети яхт МCY получают кастомное ПО.

Например, недавно мы добавили индикацию работы и температуры в бойлерах на MCY 80, поскольку заказчик хотел получить возможность контролировать эти параметры с поста управления, не спускаясь в моторный отсек. Другой пример — отображение уровня заряда дополнительных аккумуляторных батарей и количество циклов зарядки.

Кастомизация интерфейса — не такое уж дорогое удовольствие, и добавление нескольких страниц обойдется порядка € 1000, что совершенно незначительно на фоне общей стоимости судна.

Грегош Тушински, управляющий директор Galeon Yachts:

В качестве базовой системы мы устанавливаем МФД Raymarine и дополняем их ПО собственной оболочкой под названием Integrated Management Information System (IMIS), которую разработали два года назад и устанавливаем на яхты длиной от 50 футов.

Таким образом, одна из страниц стандартного интерфейса Raymarine зарезервирована под нужды Galeon. На ней изображен профиль судна, видя который, пользователь может управлять световыми приборами, выводить информацию о запасе воды и топлива, контролировать потребление электроэнергии. Потенциально мы могли бы добавить туда еще много чего, но сознательно не пошли по пути усложнения.

Проанализировав тенденции рынка, мы пришли к выводу, что не всегда полезно интегрировать в графическую оболочку МФД все имеющееся на борту оборудование. Например, отопителями и кондиционерами, конечно, можно управлять с рулевой консоли, но, на мой взгляд, пассажирам проще самим установить желаемую температуру в каютах с помощью находящихся там пультов, чем лишний раз обращаться к капитану.

Иногда клиенты просят нас интегрировать в интерфейс IMIS дополнительное оборудование, и мы стараемся идти навстречу, однако в большинстве случаев им вполне достаточно того, что уже заложено в систему.

Дата:

01.05.2019

Фото

Princess Yachts, Prestige Yachts

Следующая статья

Рекорды Benetti в сегменте 100+

Предыдущая статья

Майские регаты в Royal Yacht Club

Новые материалы
Похожие статьи