Яхта в объективе. Советы профессиональных фотографов

Путешествия и чартер
Следующая статья

Beneteau Swift Trawler 50. Подарок к юбилею линейки

Предыдущая статья

Борнео. По воде и по суше

Сегодня фотокамера найдется на каждой яхте, но сама по себе она не станет залогом хороших снимков. Мы собрали для вас советы яхтенных фотографов, которые помогут улучшить ваши навыки, сделать съемку более результативной и научиться создавать яркие, эмоциональные кадры.

Общаясь с владельцами яхт, нам часто приходится наблюдать ситуацию, когда люди рассказывают интереснейшие истории из своей морской практики, способные зачастую стать главным материалом номера, но, когда дело доходит до иллюстраций, затея бесславно гибнет из-за полного отсутствия таковых. Вернее, снимки есть, порой их совокупный объем даже исчисляется гигабайтами, но попасть на страницы журнала им, увы, не суждено. «Так ведь лодка у меня красивая, море в кадре есть, да и камера не самая плохая!?» — удивляются иные. На это приходится терпеливо отвечать, что подобные фотографии, скорее всего, останутся жить лишь в пыльном семейном альбоме или затеряются среди тысяч таких же невыразительных файлов. А ведь, приложив определенные усилия, можно получить фантастические кадры, будь объектом съемки шикарная 25‑метровая яхта в лазурных водах теплых морей или небольшой катер на невзрачной речке где-нибудь в глубинке России! Разумеется, эта статья не сделает из вас настоящего яхтенного фотографа, но поможет избежать самых очевидных и неприятных ошибок любительской фотосъемки, а советы профессионалов позволят получать достойные и интересные кадры.

Определяем цель и средства

У многих, кто оказывается на красивом (и дорогом!) судне, возникает непреодолимое желание вытащить фотоаппарат и начать снимать. Но задумайтесь, зачем вам это нужно, какова будет судьба снимка? Сегодня мир переживает фотографический бум, обусловленный как никогда легкой доступностью фототехники и социальными сетями с их бесконечными галереями, которые засасывают в себя миллионы любительских и профессиональных кадров. Часто фотография не интересна людям с творческой точки зрения, а камера нужна лишь для того, чтобы документировать происходящие события с последующим беглым просмотром на мониторе. При таком распространенном подходе подойдет практически любое устройство, способное фиксировать изображение, будь то «мыльница», компактная видеокамера или телефон. Противоположный, традиционный подход в том, что фотография — это качественный художественный отпечаток на фотобумаге, который приятно рассматривать, держа в руках или созерцая на стене в красивой рамке. Как правило, зрители подсознательно более критично относятся к качеству напечатанной фотографии, чем к промелькнувшему на экране изображению. Поэтому, если вы планируете печатать ваши снимки, то и относиться к их созданию следует более тщательно, продумывая содержание кадра заранее, пока еще не спущен затвор.

Питер Сейфферт

Специализация: суперяхты. Регион: Лазурный Берег, Франция. Фотоаппарат: Canon EOS 5D Mark III и EOS 7D. Объективы: Canon EF L от 10 до 500 мм. Сайт: www.theyachtphoto.com

Чтобы успешно снимать суперяхты, в первую очередь вы должны интересоваться ими и знать специфические отличительные особенности каждого судна, чтобы подчеркнуть их на снимках. Если речь идет о первых уникальных кадрах выходящих из ангаров проектов, то для меня, как и для других папарацци, важнее всего информация о времени спуска — иногда удается получить ее у знакомых, но на крупных верфях высокий уровень секретности, и такое не проходит. В этом случае приходится внимательно и терпеливо наблюдать за тем, что происходит у верфи, искать определенные признаки скорого спуска и ждать, ждать… Кстати, верфи, как правило, заинтересованы в такой нашей работе, так как по условиям контракта с владельцем они не могут распространять фотографии судна, а мы делаем это, не нарушая закон, и фактически обеспечиваем PR-поддержку, да еще и бесплатно! В основном я снимаю суперяхты издалека, но хотел бы однажды провести полноценную фотосессию интерьеров закрытой для глаз публики яхты вроде Eclipse, особенно если эти кадры можно будет обнародовать.

Что касается техники, то зачастую полезно держать в кофре не только телеобъектив, но и «широкоугольник», так как при спуске очень крупной яхты, например, 180-метровой Azzam, уместить ее в кадр удается с трудом. Конечно, если вы снимаете стоящие на рейде или идущие яхты с берега, то без «телевика» с фокусным расстоянием 200−500 мм не обойтись. Здесь, на Лазурном Берегу, курсируют десятки суперяхт, и я должен быть постоянно готов к съемке, поскольку интересная, а главное, не публичная лодка может выйти из-за соседнего мыса в любой момент. Присутствуют и сложности: в этом регионе невозможно фотографировать днем с 11 утра и до 4 вечера из-за жесткого солнца и дымки, поэтому я снимаю на восходе или уже вечером, иногда для борьбы с дымкой применяя поляризационный фильтр.

Если вам нравится снимать яхты, то вот мой совет: не копируйте чужие идеи, а ищите свой особый взгляд — снимайте с необычных ракурсов, например, с параплана, и не повторяйтесь от яхты к яхте!

Если у вас есть свое судно, то резонно держать на борту две камеры. Первая из них — компактная всепогодная камера, защищенная от ударов и влаги. Современные модели способны работать на глубине до 10−12 метров без специального бокса и могут оказаться незаменимыми. Компактная подводная фотокамера — не только игрушка, которую можно зарыть в песок, сполоснуть в море и сфотографировать ей купающихся детей, но и весьма полезный инструмент. Она позволит отснять подводную часть корпуса, приводы и винты для контроля их состояния и оценки повреждений. Иногда такая камера способна спасти целое путешествие, ведь фотографию неисправности можно отправить сервисным специалистам, да и как репортажный вариант для непритязательных фотографов она вполне подойдет.

Если фотография для вас значит чуть больше, чем бессознательное щелканье затвором, то необходима другая камера, которой, скорее всего, окажется цифровой зеркальный фотоаппарат. Два самых важных преимущества «зеркалки»: возможность использовать сменную оптику высокого качества с различным фокусным расстоянием (ФР) и оперативность работы, которая обязательна при съемке яхт. Такая камера позволит не упустить практически весь спектр возможных сюжетов, включая морские пейзажи, гонки скоростных катеров и съемку яхтенных интерьеров.

Не забываем о безопасности

Вода и фотоаппарат — вещи, как правило, несовместимые, особенно если речь идет о морской воде. Многие яхтсмены-парусники, месяцами бороздящие океаны на небольших яхтах, вовсе отказываются от дорогой фототехники, жертвуя качеством снимков, поскольку на просоленном насквозь судне любой камере достаточно быстро приходит конец. В каютах более крупных лодок с камерой ничего не случится, но на палубе о ней стоит серьезно позаботиться, обеспечив защиту от морской воды любыми средствами. Во‑первых, в отличие от пресной, соленая вода хорошо пропускает электричество, приводя к замыканию, а во‑вторых, на поверхностях при ее высыхании образуются кристаллы соли, пагубно влияющие на оптику и механические части фотоаппарата. Когда во время съемки существует вероятность попадания брызг (при встрече с хорошей волной они могут полностью накрыть флайбридж 20‑метровой яхты!), объектив необходимо держать под защитным фильтром, а саму камеру в специальном чехле. Если вам все же не удалось уберечь технику от попадания соленой воды, не дожидайтесь, пока она высохнет, а сразу опресните и высушите ее с помощью ватных тампонов или специальной ткани. В перерывах, когда фотоаппарат не используется, убирайте его в отдельную фотосумку в салоне или каюте — так он не будет пропитываться солью и не разобьется, слетев на палубу (или за борт!) во время качки.

Дмитрий Шаромов

Специализация: экспедиции. Регион: Россия, Санкт-Петербург. Фотоаппарат: Nikon D800. Объективы: Nikkor и Sigma от 12 до 200 мм. Сайт: www.mikehorn.com

За три года странствий с командой Майка Хорна мне посчастливилось побывать в самых отдаленных уголках планеты. Снимать приходилось много и в совершенно разных условиях, от океанских глубин до полярных широт. Фотографируя в морских путешествиях, приготовьтесь к частым переездам с яхты на берег на небольшой лодке. У меня всегда наготове водонепроницаемая герметичная сумка для техники, поскольку даже при небольшом волнении или при высадке на берег на нее может попасть соленая вода; плюс в тропиках нередко случаются неожиданные шквалы с проливным дождем. Если на камеру попала морская вода, ее следует протереть смоченной пресной водой тканью, пока соль не начала кристаллизоваться. Во время переходов также стоит держать технику в безопасном месте. Даже в хорошую погоду яхту может сильно качнуть, и все, что находится, к примеру, на столе, в один миг может оказаться под ним, и на этом съемка закончится. Если у вас дорогостоящая техника, то лучше не пожалеть денег и застраховать ее. Не забывайте и о своем здоровье: увлекшись съемкой, легко поскользнуться на влажной палубе или выпасть за борт, если судно качнет. Если параллельно вам приходится исполнять обязанности члена экипажа, то логично отдавать этому приоритет, отодвигая фотографию на второй план.

А вообще хороший экспедиционный фотограф должен обладать терпением и любить путешествия — без этого плавание с фотокамерой может показаться делом скучным, трудным и подчас даже опасным. Мне очень близка одна цитата на эту тему: «Путь к хорошему снимку лежит через объектив, глаз и сердце фотографа».

Фото Д.Шаромова

Однако беречь при съемке на воде стоит в первую очередь не технику, а себя. Увлекаясь фотографированием, люди забывают, что находятся в опасной обстановке, которая может грозить серьезными травмами. Особенно актуально это при съемке на высоких скоростях и в шторм. Мало того, что можно банально не удержаться на ногах (обе руки заняты камерой), рухнуть на палубу или даже выпасть за борт, но также повредить лицо самим фотоаппаратом. Когда катер несется по волнам во весь опор, смотреть и фокусироваться через видоискатель нелегко — камера так и норовит залепить в глаз! Выбирайте самое безопасное место, избегая транцевой платформы и других открытых участков, а если есть возможность снимать сидя, то пренебрегать ею не стоит. Работая на тест-драйвах скоростных яхт, профессиональные фотографы и видеооператоры нередко используют альпинистскую обвязку, пристегиваясь к релингу или поручням, чтобы не выкинуло за борт. Надо ли говорить, что спасательный жилет просто необходим, однако стоит заранее подобрать тот, который не будет мешать рукам и корпусу в фотографической стойке. Кстати, в этом плане очень удобны облегающие жилеты из неопрена, поскольку в них комфортно лежать на палубе или на причале во время съемок с низких точек.

Сюжеты: Жизнь на борту

В этом виде съемки в объективе окажутся люди — ваша семья, друзья или спутники по путешествию, которые наверняка захотят получить от вас фотографии. Сделать так, чтобы люди нравились себе на снимках, нелегко, и первым делом стоит запомнить простое правило: снимать людей широкоугольным объективом с близкого расстояния нельзя. В этом случае сильно искажаются лица — они вытягиваются, теряют пропорции и смотрятся ужасно. Для ростовых портретов подходят объективы с ФР 50−100 мм, но на небольшой яхте работать с ними тяжело, поскольку не хватает места. В качестве универсальной альтернативы подойдет объектив с ФР 35−40 мм, который уже достаточно широк, но в то же время не так сильно искажает перспективу, как линзы с ФР менее 30 мм. Фотографируйте людей в непринужденной обстановке; желательно, чтобы они вообще не обращали внимания на камеру в ваших руках. Обращайте внимание на кадрирование: самая распространенная «пляжная» компоновка кадра с фигурой в центре далеко не самая удачная. Когда вы снимаете человека на фоне яхты или морского пейзажа, «отодвиньте» его ближе к краю кадра.

Интерьеры

Если в будущем вы соберетесь продавать яхту, то фотографии интерьеров будут просто необходимы, и чем более привлекательными они окажутся, тем выше шансы найти покупателя. Для съемки салона и кают вам понадобится широкоугольный объектив (ФР 20−28 мм) и штатив. Разумеется, перед съемкой следует навести в помещении порядок и, по возможности, открыть жалюзи и шторки иллюминаторов, а также включить свет. Если вы решите использовать сверхширокоугольный объектив, например, с фокусным расстоянием 14 мм, то будь готовы к значительным искажениям перспективы на снимке — прямые линии ближе к краям кадра будут «заваливаться», делая картинку неестественной. Полностью избежать этого с обычными объективами не получится, поэтому для серьезной интерьерной съемки используются камеры и объективы с возможностью сдвига оптической оси.

Динамика

Каждому владельцу яхты хочется иметь эффектные фотографии своей любимой лодки, когда она героически проходит волну или стремительно рассекает водную поверхность на максимальной скорости. Чтобы получить подобные кадры, вам понадобится найти вторую лодку или выгодную точку на суше. Снимать яхту в динамике с берега выгоднее на возвышенности, откуда можно получить интересный ракурс, и в этом случае без телеобъектива не обойтись. Фотографируя лодку с другого судна, можно подчеркнуть высокую скорость движения, осуществляя съемку
на увеличенных выдержках, идя параллельным курсом или применяя прием проводки, когда камера перемещается вместе с объектом. При съемке на ходу никогда не направляйте одну лодку прямо на другую, оставляйте запас в несколько метров для безопасного расхождения. При съемке подпрыгивающей на волне яхты используйте телеобъективы с безопасного расстояния и не пытайтесь сделать это на ходу параллельными курсами борт к борту. Когда обе лодки находятся в движении, то судно с фотографом должно идти на постоянной скорости, а объект съемки может менять темп, опережая и отставая на безопасной дистанции не менее двух длин корпуса. В штиль ситуацию могут спасти собственные или чужие кильватерные волны, но будьте осторожны — лодку с фотографом может внезапно качнуть.

Сергей Морозов

Специализация: классические парусные яхты. Регион: Россия, Санкт-Петербург. Фотоаппарат: Nikon 300s и Nikon F90. Объективы: Nikkor от 18 до 300 мм

При съемке классических и современных парусных яхт старайтесь находиться как можно ближе к ним. В отличие от моторных яхт и катеров, в дизайне которых доминируют плоские поверхности большой площади, хорошо выглядящие на большом расстоянии, парусные яхты имеют много мелких деталей. Снимайте максимально крупно, это позволит разглядеть особенности такелажа и его проводки. Используйте телеобъектив, если нет возможности подойти к яхте близко. Поляризационный фильтр или в некоторых случаях sky-фильтр поможет вам убрать дымку и сделать изображение более контрастным, а небо более глубоким. На снимках, где яхты занимают только часть кадра, хорошо смотрятся наполненные ветром паруса. Фотографируйте парусные яхты на встречных курсах, чтобы запечатлеть рассекающий волну форштевень, и с кормы, тогда в кадр попадет не только команда, но и название судна.

Чтобы разнообразить сюжеты, меняйте ракурсы: если есть возможность снять яхту сверху, обязательно сделайте это, не забыв о собственной безопасности. Не менее интересен ракурс с низких точек на уровне воды — в итоге снятый широкоугольным объективом борт будто нависает над зрителем. Фотографируйте команду за работой, яхтсмены будут вам благодарны. Не пеняйте на плохую погоду: серое небо может добавить драматизма, а густой туман создаст сюрреалистическую обстановку. Увлекаясь съемкой на воде, не забывайте надевать спасательный жилет, выбирать безопасное место для съемки и наматывать ремень камеры на руку, чтобы ее случайно не выронить. Удачных кадров!

Фото С.Морозова

Морские пейзажи

Терпеливо дожидайтесь подходящего света. Любое, даже самое красивое место в жестких полуденных солнечных лучах на снимке будет выглядеть гораздо бледнее, чем в утренние или вечерние часы, когда мягкий косой свет придает предметам видимый объем, смягчает тени и добавляет интересные цвета. Для съемки пейзажей подойдет объектив с любым ФР, здесь все зависит от вашего видения окружающего мира. Просто помните, что широкоугольные объективы «раздвигают» пространство, а телеобъективы, наоборот, «сжимают» его, совершенно иначе передавая перспективу. Продумывайте кадры заранее, не забывайте про дополнительное оборудование. При съемке в сумерках вам, скорее всего, понадобится штатив, однако на палубе он не поможет избежать «шевеленки», ведь судно качается на воде.

Частые ошибки

Неудачное кадрирование

Обрезанные части судна и заваленный горизонт — наиболее типичные ошибки кадрирования. Оставляйте свободное место за кормой лодки и перед носом, чтобы в кадре у нее оставалось место для движения, и пытайтесь сохранять на изображении ровный горизонт.

Нерезкость в результате смаза

Смаз происходит из-за дрожания камеры или слишком быстрого перемещения объекта для данной выдержки. Фотографы используют удобное правило, согласно которому выдержка при съемке с рук должна быть не меньше 1/ФР. То есть если вы снимаете объективом с ФР 50 мм, выдержка должна быть 1/50 секунды или короче, что обеспечит некоторую защиту от смаза при условии, что вы правильно и крепко держите камеру. Лучше поднять светочувствительность (ISO) и уменьшить выдержку, ведь шум или зерно на снимке более приемлемы, чем смаз.

Грубые ошибки экспозиции

Современные камеры оснащены точными автоматическими экспонометрами, но они ничего не знают об объектах съемки, поэтому автоматика может ошибаться. Сделав несколько пробных кадров, проверьте, нет ли «недосветов» (темная картинка без деталей в тенях) или «пересветов» (потеряны детали светлых предметов) и скорректируйте экспопару (значения выдержки и диафрагмы).

Роман Романишин

Специализация: моторная техника. Регион: Россия, Москва. Фотоаппарат: Canon EOS 5D Mark II и EOS 1 Mark IV. Объективы: Canon EF L от 16 до 400 мм. Сайт: www.romanishin.com

Мне приходится снимать самую разную водную и наземную моторную технику, и на каждую съемку я прихожу с таким азартом, как будто она первая в жизни. За многие годы работы фотографом я убедился в том, что нужно любить объекты, которые снимаешь, — только тогда фотографии получаются сильными не только с точки зрения технического исполнения, но и в плане эмоционального восприятия. Если вы собрались снимать лодки или, например, гидроциклы, то начинайте продумывать все детали заранее. Посмотрите лоцию акватории, где планируется съемка, проверьте прогноз погоды и найдите в Сети фотографии этого места, если вам не доводилось бывать там прежде. Разберитесь, когда стоит ловить «рисующий» боковой свет, и с какой стороны в это время будет светить солнце, а также определите, в каких ракурсах судно смотрится наиболее выигрышно. Потратив вечер на такую «домашнюю работу», вы сэкономите время и будете чувствовать себя во время съемки намного увереннее. Но не забудьте хорошенько выспаться — клюющий носом фотограф и кадров хороших не сделает, и в опасности может оказаться.

Одна из сложных задач при съемке водной техники — поиск выгодных точек, и нередко, увлекшись процессом, я обнаруживаю себя стоящим по пояс в воде или сидящим в иле. Если вы не готовы к этому и надеетесь отделаться «сухой» съемкой с причала, то полученные кадры будут, скорее всего, однообразными. И еще — концентрируясь на объекте съемки, не забывайте контролировать задний план, он очень важен. Никогда не переставайте учиться: свои и чужие ошибки и достижения вам в этом сильно помогут!

Фото Р.Романишина

Дата:

16.10.2012

Текст

Илья Чечкин и Антон Черкасов

Фото

Дмитрий Шаромов, Питер Сейфферт, Роман Романишин, Сергей Морозов, Ян Питер Лене

Следующая статья

Beneteau Swift Trawler 50. Подарок к юбилею линейки

Предыдущая статья

Борнео. По воде и по суше

Новые материалы
Похожие статьи