Путешествие из Петербурга в Москву на NorthSilver 1440

Путешествия и чартер
Следующая статья

Хорватия. Кубок MBY 2017

Предыдущая статья

Пол Хаурэн о том, что испытывает человек, мечтавший побывать у мыса Горн и реализовавший эту мечту

Где, как не в путешествии, качества и возможности лодки проявятся наиболее полно?

Когда журналисты тестируют моторные яхты, они обычно измеряют скорость, расход топлива, уровень шума, оценивают маневренность, техническую оснащенность лодки, комфорт на борту и пр. Но почти всегда за кадром остаются мореходность и реальная обитаемость: первое можно понять на приличном волнении, второе — только если пожить-походить на лодке достаточно времени.
Редакция несколько раз проводила тесты круизера NorthSilver 1440, в частности на Ладоге (MBY № 5/35, 2015). А этим летом владелец такой яхты перегонял ее из Санкт-Петербурга в подмосковную Дубну. Андрей Бордачев был на борту в качестве капитана и рассказал нам об этом путешествии, которое вполне можно считать мореходными и ресурсными испытаниями лодки.

Благодаря нетипичной цветовой гамме лодка смотрится гармонично в любой марине, привлекая взгляды окружающих

Тест на мореходность

Это путешествие владелец NorthSilver 1440 затеял не только с целью перегнать круизер в Дубну, к месту базирования. Он хотел понять возможности этой только что построенной лодки из алюминиевого сплава. Прежде он владел стеклопластиковой яхтой, бывал в разных ситуациях и справился бы сам, но пригласил меня помочь, поскольку плавание предстояло непростое: навигационная обстановка, шлюзы, заправка…

Из Петербурга мы вышли во второй половине дня, быстро прошли Неву и только поздним вечером оказались в Ладоге. Озеро-море мы пересекали почти по прямой, по фарватеру, и поначалу все шло отлично: с двумя дизельными Volvo Penta D6−370 при максимуме около 63 км/ч лодка двигалась на крейсерской скорости 47−48 км/ч — заправиться на маршруте практически негде, и топливо следовало экономить.
В какой-то момент нас остановил катер водной полиции. На борту нашего NorthSilver 1440 две радиостанции — морского и речного диапазонов, но вместо того чтобы связаться с нами по радио, полицейские подошли с мигалками и принялись расспрашивать: кто на борту, откуда идем и куда. А под конец разговора сообщили о надвигающемся шторме. Прогноз мы уже видели: он говорил о волне около 1,5 м. Зная о мореходных качествах лодок этого типа с европейской категорией «В», допускающей их эксплуатацию даже в прибрежных зонах морей, оснований для беспокойства мы не видели. И все же Ладога дала себя знать…

Статистика перехода Санкт-Петербург — Дубна

Дистанция:
1225 км

По маршруту:
11 шлюзов

Продолжительность:
4 суток

Средняя скорость:
27 км/ч

Расход топлива:
2700 л

В штормовых условиях Ладоги лодка проявила себя достойно

Мы включили автопилот, приготовили ужин, поели, а уже около банки Сухской раздуло приличную волну с высотой гребней два и более метра. Волна, как обычно на Ладоге, крутая и короткая, длиной чуть больше корпуса лодки, и чтобы следовать нужным курсом, пришлось идти к ней лагом.
Прочный корпус держал удары волн, но скорость пришлось сбросить до 16−20 км/ч и даже еще. Я подруливал на волну, лодка всходила на гребень, потом скользила с нее… Горизонт не просматривался: темная вода сливалась с затянутым тучами небом, да и волну не столько видели, сколько чувствовали, особенно когда форштевень входил с ней в близкий контакт. Обзор из рубки отличный, но это не помогало — все вокруг черным-черно! Страшно не было: где берег — известно; впереди и за кормой, как показывала АИС, следовали тем же курсом пассажирский теплоход и «грузовик», и в крайнем случае можно было укрыться за корпусом одного из них…

Иногда непогода может настигнуть и в шлюзе. Здесь мы ждали 40 минут улучшения погоды, после чего нас выпустили

Так мы шли почти 40 км. Наконец стало светать; несмотря на туман, развиднелось, а вскоре появился и приемный буй на заходе в реку Свирь. Там мелководье; волна с кормы подпирала, и ход лодки напоминал серфинг на прибое. Приходилось безостановочно работать штурвалом и рукоятками газа. Выручал высокий борт в носу — не позволял лодке зарываться в волну. А потом, уже на реке, все успокоилось.
Дальше нам предстояло идти по рекам и водохранилищам, и мореходные испытания можно было считать завершенными: волны наподобие ладожских не предвиделись.
Предварительный итог: несмотря на довольно серьезные условия, критичные ситуации не возникали, лодка не ложилась на борт, ее не заливало, и она не упиралась в волну. Принципиальных отказов оборудования не было, все системы работали в штатном режиме. Единственная замеченная проблема — при боковой волне и сильном ветре брызги попадали в вентиляционные решетки, что легко устранимо. В общем, поведением своего судна владелец остался доволен.

Тишь да гладь…

Плавание по Свири, фарватер которой обставлен лучше, чем в Ладоге, но хуже, чем на реках Европы, в целом протекало спокойно. Мы прошли два шлюза, где были практически одни, и при подходе нам сразу давали добро. Замечу, что шлюзы Волго-Балта в хорошем состоянии и шлюзование бесплатное для судов длиной до 20 м под российским флагом. Кстати, как и в канале им. Москвы, только там надо заключать договор.
Так мы добрались до Вознесенья, куда пришли под утро. Встали у причала (без воды и электричества), за который платили 3000 руб. за сутки, но других стоянок нет. Поспали, а потом нам подвезли топливо. С заправками по всему нашему маршруту плохо. Говорят, можно договориться с бункеровщиками, но качество топлива неизвестно, и можно «посадить» двигатели. Поэтому мы договорились заранее, и нам привезли 1000 л топлива — в бочках и канистрах по цене 50 руб./л (с доставкой).

Стоянки и заправки

на маршруте Санкт-Петербург — Дубна

В Петербурге лучше всего заправляться на «Лукойле» (Свердловская наб., 9А).

На выходе из Невы в Ладогу есть стоянка катеров, где можно остановиться для заправки на плавучей АЗС и ночлега:
Лен. обл., Всеволожский р-н,
пос. им. Морозова, дер. Кошкино, д. 17
(59° 58' 32'' N, 31° 3' 55'' E).

Заправка на р. Волхов (правый берег), примерно 0,5 км от выхода из Новоладожского канала:
Лен. обл., Волховский р-н, Новоладожское гор. пос., Новая Ладога.

Можно остановиться у причала в Мандрогах; есть ресторан, проживание. Возможность заправки привозным топливом следует уточнить
(тел. +7 (812) 347-94-04).

База «Якорная». Мы ночевали у причала и заправились привозным топливом:
Лен. обл., Подпорожский р-н,
пос. Вознесенье, Правосвирская наб.
(61° 0' 50'' N, 35° 29' 42'' E).

Дальше я видел стоянки только в Череповце. Плавучих АЗС не наблюдал, но заправка привозным топливом не должна составить проблемы.

Заправка в яхт-клубе «Коприно». Хороший причал, есть плавучая АЗС, проживание, питание:
Ярославская обл., Рыбинский р-н, дер. Мухино, д. 12 (58° 04' 49'' N, 38° 25' 10'' E).

Впереди лежало Онежское озеро и Шексна с ее шлюзами. Выходить под вечер смысла не было: ночью маломерным судам шлюзование запрещено, и пришлось бы где-то отстаиваться. Поэтому стартовали с рассветом, прошли небольшой участок Онеги, зашли в Шексну и двинулись к Рыбинску, где планировалась заправка. Временами, когда позволяла обстановка, шли на скорости около 50 км/ч.

Шлюзы на реке — и тест, и приключение, и проверка команды

В шлюзах на Шексне поначалу проблем не было. Да, шлюзование занимает время — иногда захода в камеру приходилось ждать час-два: судоходство здесь интенсивное, и шлюзы загружены. Бывало, что простаивали даже в камере шлюза, чтобы разминуться на узком фарватере со встречным судном…

Общее состояние всех шлюзов Волго-Балтийского канала хорошее: проблем со шлюзованием у нас не возникало

В один из шлюзов подле Вытегры мы зашли при шикарной погоде. Пришвартовались, расселись в солнцезащитных очках на флайбридже с бутербродами и кофе, как вдруг налетел ветер. Засверкали молнии, поднялась волна, полетела пена… Судам закрыли выход из шлюза, и мы ждали 40 минут, пока пройдет грозовой фронт

Потом был шлюз на Шексне у Череповца, куда мы дошли к полуночи. Хотя ночью, как я уже говорил, катера не шлюзуют, нам повезло — приняли с попутным грузовым судном. А дальше все было спокойно и весело.

Шлюзы

от Санкт-Петербурга до Дубны

Нижнесвирский шлюз (у пос. Свирьстрой). Однониточный, однокамерный, длина камеры 198 м, ширина 21,5 м. Верхние и нижние ворота двустворчатые.

Верхнесвирский шлюз (Подпорожье). Однониточный, однокамерный, длина камеры 291 м, ширина 21,5 м. Верхние ворота опускные, нижние — двустворчатые.

Вытегорский гидроузел, шлюз № 1.

Белоусовский гидроузел, шлюз № 2.

Новинкинский гидроузел, шлюзы № 3, 4, 5.

Пахомовский гидроузел, шлюз № 6.

Шекснинские шлюзы № 7 и  8.

Шлюзы расположены параллельно. Шлюз № 7 однокамерный, длина камеры 266 м, ширина 17,8 м.

Угличский гидроузел, шлюз № 10-У.

На всем протяжении Волго-Балтийского водного пути проводка и шлюзование судов длиной до 20 м под российским флагом бесплатны

Жизнь на лодке

Большего комфорта на борту при такой длине, как у NorthSilver 1440, добиться, полагаю, трудно. Вчетвером мы чувствовали себя прекрасно. Три спальные зоны: кормовая каюта на двоих, спальное место-шхера рядом, двухместная каюта в носу — и два гальюна с душем. Салон светлый и просторный; отсюда можно выйти на борт через боковые двери, пройти в носовой кокпит, подняться из кормового кокпита по трапу на флайбридж… Мое мнение: не помешали бы двери в корме (такая версия NorthSilver 1440 существует), так как это повышает удобство перемещения.

В довольно габаритной, светлой и хорошо отделанной деревом рубке-салоне удобное обеденное место и солидный камбузный блок на правом борту с плитой, холодильником, мойкой, вытяжкой и пр. Рыбу во время перехода мы не ловили, хотя такая большая транцевая платформа — отличное место для рыбалки и купания. В кокпите на релинге можно установить гриль, но мы предпочли пользоваться мангалом на берегу во время остановок.

Камбузный блок небольшой, но функциональный. Готовить на команду даже из восьми человек не составит труда

А у капитана на борту своя жизнь, капитанская, и его комфорт определяет прежде всего надежность корпуса, двигателей, оборудования и приборов.
Скажу сразу: важное обстоятельство — прочный алюминиевый корпус, который не подвел нас в шторм. А на реке заправок нет, швартоваться негде, зато полно топляков, и металлический корпус может оказаться предпочтительнее стеклопластика в плане надежности и стоянки у необорудованного берега.
На переходе нас очень выручала АИС: даже в кромешной тьме в Ладоге на дисплее были видны идущие на удалении 2−3 км суда, чьи огни вообще не просматривались. На извилистом фарватере АИС предупреждала о появлении встречного судна, что позволяло нам без проблем разойтись бортами. В темное время суток и особенно в узкостях помогали светоимпульсные отмашки.

Мелководье не пугало: у судна небольшая осадка, есть эхолот, и еще можно приподнять угловые колонки. Полезная вещь — камера кормового обзора. Она позволяла оценить обстановку за кормой, например, когда мы находились в шлюзах, куда нас запускали последними.

Берег левый, берег правый…

На нашем пути по берегам рек и озер было множество интересных мест. Древняя русская крепость Орешек в истоке Невы… Туристическая деревня Мандроги, где любят бывать иностранцы… Городок Вытегра, где есть музей морской славы с неожиданным экспонатом — подводной лодкой… Православный монастырь в селе Горицы на берегу Шексны… Тихий старинный и ухоженный Углич, входящий в «Золотое кольцо России»… Калязин, который называют Русской Атлантидой: город был почти полностью затоплен во времена ударной коммунистической стройки в 1930-е годы…

Горицкий Воскресенский монастырь. На всем маршруте можно открыть для себя новые и интересные уголки

Чтобы как следует проникнуться историей, красотой природы, да и просто хорошо отдохнуть в путешествии, мы должны были растянуть путешествие на месяц. Но мы торопились. А пройти этот путь неспешно на такой лодке, как NorthSilver 1440, — большое удовольствие!

Дата:

01.12.2017

Текст

Андрей Бордачев

Фото

Андрей Бордачев

Следующая статья

Хорватия. Кубок MBY 2017

Предыдущая статья

Пол Хаурэн о том, что испытывает человек, мечтавший побывать у мыса Горн и реализовавший эту мечту

Новые материалы
Похожие статьи