Botnia Targa 44 в Японском море. История одного путешествия

Путешествия и чартер
Следующая статья

Яхты Sealine: искусство трансформации

Предыдущая статья

Как вы яхту назовете... Marex 370 Aft Cabin Cruiser.

Путешествие по Японскому морю к загадочному острову Монерон на «морском внедорожнике» Botnia Targa 44.

Выходит так, что за время существования русскоязычного издания MBY в самые, пожалуй, интересные путешествия на яхтах по России мы отправлялись на «морских внедорожниках» Botnia Targa. Одна из причин — высокая популярность этих надежных лодок, которые покупают понимающие люди для серьезных акваторий. А другая — на них просто здорово путешествовать! Ранее мы исследовали на Targa 44 озеро Байкал (MBY № 5, 2011), а летом побывали на Сахалине — теперь там обитает такая же флагманская модель финской верфи Botnia Marin.

История «Косатки» (такое имя дали лодке владельцы) началась с того, что южно-сахалинской компании «Сахалин-Шельф-Сервис» понадобилось скоростное и мореходное разъездное судно для эксплуатации в жестких условиях Сахалина и Курил. Представитель компании Алексей Шаталов занялся выбором судна и подошел к этому вопросу очень серьезно, так как речь шла не просто о прогулочной яхте, а о полноценной рабочей единице, которую в то же время можно было бы использовать в представительских целях и для отдыха. Климатические и гидрологические условия Охотского и Японского морей не отличаются мягкостью, поэтому и требования к лодке выдвинули соответствующие — скорость, мореходность, безопасность, автономность по топливу и комфорт. После месяцев анализа, посещения выставок в Москве, Дюссельдорфе и Лондоне, тест-драйвов и сравнений выбор пал на Targa 44, так как по ряду характеристик она опережала конкурентов — лодки этого и других типов. Во многом на конечное решение повлияли полицейские «Тарги», которые Алексей наблюдал в британской столице — раз уж нация с богатыми судостроительными традициями предпочла финские лодки для столичной водной полиции, значит, и его выбор окажется верным. Летом лодка прибыла из Финляндии на грузовом судне в порт города Корсакова, что на южной оконечности Сахалина, потом ее перегнали севернее, в Холмск, ставший отправной точкой нашего маршрута.

Лодку снимают с грузового судна в порту Корсакова.

А план был таков: поскольку «Косатке» предстояло путешествие вокруг Сахалина, Алексей хотел провести разведку боем и сходить к острову Монерон, расположенному в Татарском проливе в 30 милях от порта Невельск. Остров, прежде принадлежавший японцам, интересен своей историей и тем, что это первый в России морской парк. Море в этих местах коварное, поэтому маломерные суда предпочитают идти вплотную к побережью, а потом пересекать открытые участки по кратчайшему пути к острову. С Targa 44 в этом плане намного проще — в отличие от других типов яхт близких размеров, она не только увереннее чувствует себя при полутораметровой волне, но обеспечивает чувство уверенности пассажирам. На борту нас было шестеро, и за те несколько дней, что мы провели в походе, от лодки никто не устал. Места в каютах оказалось более чем достаточно, воды для ежедневного душа хватало с лихвой, все вещи и запасы провизии «растворились» в рундуках и ящиках, а на удобном и хорошо оснащенном камбузе мы без труда готовили, что желали, включая различные яства из морепродуктов.

Кстати, насчет скорости. Когда мы шли вдоль побережья Сахалина, пограничники удивленно интересовались, что за судно у нас такое быстрое — обычно им не приходится наблюдать на радаре столь стремительно перемещающиеся точки, поскольку скоростных маломерных судов в этих местах крайне мало. Вообще, если говорить об этой акватории в отношении рекреационного яхтинга, с инфраструктурой тут беда. Заправочных станций для маломерок нет, а про марины с привычным европейским сервисом даже и заикаться не приходится. Яхтинг тут пребывает в глубоко зачаточном состоянии и держится во многом на личных связях: где-то получится договориться об автоцистерне солярки, где-то разрешат переночевать у стенки в порту. Хотя, с другой стороны, подобные недостатки компенсируют феерическая красота природы над ватерлинией и невероятно богатое море под килем. Ради всего этого можно потерпеть сложности с заправкой, особенно если попусту не жечь топливо, тщательно планировать переходы и… увеличить топливный танк. Botnia Marin предлагает при постройке Targa 44 опционально ставить бак вместимостью 2300 л, и надо ли говорить, что на «Косатку» был заказан именно такой?! Даже если бы мы собрались обойти вокруг Сахалина или рвануть на Курильские острова, запаса топлива хватило бы для перемещения между точками дозаправки. С типичными средиземноморскими «пляжными» яхтами (танки на 750−1000 л) здесь такой фокус бы уже не прошел.

Может показаться, что от туристов на Монероне отбоя нет, однако мы застали остров пустынным. Несмотря на выходной день, кроме нескольких сотрудников парка, а также тучи птиц и группы морских млекопитающих, на этом живописном клочке суши никого не обнаружилось. Может, из-за шторма — по пути сильно раздуло, из-за чего нам даже пришлось прервать рыбалку, а может, из-за суровых пограничников, упорно не дававших выход в море. Чем ближе к Японии, тем пограничный надзор более строгий — так обеспечивается не только охрана границы, но и противодействие браконьерам, сделавшим этот край печально известным. На пути к острову произошла символичная встреча: по правому борту мы заметили высокий плавник кита-убийцы. Некоторое время две совершенные машины-тезки двигались параллельным курсом, будто красуясь друг перед другом, а затем каждая пошла своей дорогой.

Пришвартовав судно у стенки разрушенного японского бетонного ковша в бухте Чупрова, мы высыпали на берег, где нас сначала настороженно (незнакомая новая яхта!), а потом очень гостеприимно приняли сотрудники природного парка «Остров Монерон», которые провели краткую экскурсию по окрестностям. Погода в тот день менялась на глазах: выползавшее ранним утром из-за сопок Холмска рыжее солнце уже к полудню решило удалиться куда-то высоко, за пелену низких темных облаков, и сейчас они мертвой хваткой вцепились в гору Старицкого — самую высокую точку Монерона. Скалистый остров буквально утопает в гигантских «лопухах» и с воды кажется укрытым мягким зеленым покрывалом. Над водой разносятся крики многочисленных морских птиц, которые облюбовали маленькие Красные острова в бухте, хотя за годы присутствия пернатых они давно покрылись белым налетом. По проложенным на склонах дорожкам мы уходим вглубь острова, к археологическим памятникам культуры айнов — древнейших жителей этих мест, а затем отправляемся на «Тарге» посмотреть Монерон с воды. Пугливые нерпы и чинные сивучи косо поглядывают на медленно идущую лодку, а мы, стараясь не беспокоить их, разглядываем скальные гроты с цветными стенками. Здесь очень выручала высокая маневренность судна с днищевыми колонками IPS. По желанию на Targa 44 можно устанавливать обычные транцевые колонки или даже водометы Rolls-Royce 340 (MBY № 1, 2012), которые обеспечивают преимущества в мелководных акваториях, однако для морских условий Алексей предпочел эффективные Volvo Penta IPS.

На Монероне можно провести неделю, остаться на месяц или на год и все равно не заскучать, но время поджимало, поскольку в Холмск нужно было вернуться до темноты, а по пути еще наловить рыбы к ужину. Помимо строгого контроля выходов в море, на Сахалине действуют пограничные правила, запрещающие движение маломерных судов в темное время суток, и исключений, кроме чрезвычайных ситуаций, нет. Тут мы еще раз порадовались, что сахалинцы выбрали себе именно Targa 44, поскольку дорога домой при волне 1,5 м на скорости 28 узлов обещала занять всего пару часов, и у нас оставалось время заглянуть с удочками на ближайшую банку.

Такую глубоководную рыбалку, как на Сахалине, я видел лишь однажды в Баренцевом море, разве что там прямо в руки выпрыгивала треска, а здесь морские «ерши»! Азартные охотники с удилищами мигом заполнили кокпит и бортовые проходы «Косатки» — тесно не было, и высокий фальшборт сводил к минимуму вероятность выпасть за борт на случайной волне того, кто слишком увлекся процессом. Над морем раздавались восторженные возгласы, жужжали электрические катушки, и пакет с маленькими осьминогами — лучшая наживка в тех местах — стремительно пустел. Спустя час один из кормовых рундуков по самую крышку уже был забит рыбой…

Досье Botnia Targa 44

Длина:
47 Ф (14,36 М)

Ширина:
13 Ф (3,95 М)

Осадка:
3 ф (1,10 м)

Двигатели:
2 × Volvo Penta IPS 600 (435 л.с.)

Запас топлива:
2300 л

Запас воды:
350 л

Максимальная скорость:
39 узлов

Категория СЕ:
«В»

Каюты/спальные места:
3/7

Когда начало смеркаться, поднялся ветер, и Таrgа 44 встала на курс домой. Мы сидели в теплом салоне, пили чай, обсуждали чудесный день и не менее чудесный предстоящий ужин, а надежная и комфортная лодка делала свое дело — быстро и уверенно выносила нас из надвигавшегося на остров шторма. И я точно знал — это было не последнее путешествие с Targa.

Дата:

11.12.2012

Текст

Антон Черкасов

Фото

Антон Черкасов, «Сахалин-Шельф-Сервис»

Следующая статья

Яхты Sealine: искусство трансформации

Предыдущая статья

Как вы яхту назовете... Marex 370 Aft Cabin Cruiser.

Новые материалы
Похожие статьи