Выборгские шхеры. Открываем заново

Путешествия и чартер
Следующая статья

Таиланд. Двери открываются

Предыдущая статья

Olokun — темный властелин воды

Вот уже вторую навигацию подряд яхтсменам приходится корректировать свои планы на отпуск. Они вынуждены отказываться от плаваний за границу и все чаще обращают внимание на российские воды. И, оказывается, многие из нас основательно подзабыли родные акватории, где немало интересных и привлекательных мест.

При отсутствии возможностей идти в Финляндию или Эстонию, давно полюбившиеся владельцам яхт и катеров из Санкт-­Петербурга, вариантов маршрутов таких плаваний остается достаточно много. Кому интересны Ладога, Свирь, Онежское озеро — пожалуйста, на восток. Ну, а желающим посетить прекрасный Выборгский залив — на северо-запад, туда, где летом садится солнце.

Выборгский залив глубоко вдается в материковый берег северной части Финского залива. На его вершине стоит город Выборг, так что здесь нет никаких загадок топонимики. Сегодня, чтобы прийти сюда из Санкт-­Петербурга, капитанам маломерных судов не нужны ­какие-либо специальные бумаги и разрешения. Но, пересекая линию дамбы — комплекса защитных сооружений города от наводнений, следует на 6‑м канале УКВ связаться с пограничниками* и доложить о выходе на маршрут. На всем его протяжении следует нести радиодежурство — на случай вызовов береговой охраны**, а в проливе Бьёркезунд, подходя к нефтеналивным причалам Приморска, связаться с диспетчером на 68‑м канале*** для получения разрешения на транзитный проход мимо них. Вот и все, добро пожаловать в Выборгский залив!

Курсом на Транзундский рейд

Со стороны моря залив защищен длинным и узким полуостровом Киперорт, за которым скрывается бухта Ключевская — часть Выборгского залива. Фарватер, ведущий вглубь залива, проходит к северу от острова Вихревой (Туппурасаари). Рядом, на островке Маячный (Кунинкаансаари), стоит маяк Поворотный (построен в 1927 году) — без сомнения, самый фотогеничный в этих местах. Огибая островок, проходишь совсем рядом с ним, и ракурсы на маяк сменяются, открывая виды один восхитительнее другого. На Вихревом есть причал, который используют лоцманские катера; к нему можно пришвартоваться с внутренней стороны, погулять и даже заночевать здесь.

На северо-­восток уходит главный фарватер, ведущий к Выборгу. Он проложен через обширный Транзундский рейд, который используется для постановки на якорь крупных грузовых судов. Такое название рейд получил неспроста. Берега Выборгского залива сильно изрезаны, на его акватории множество островов, и собственно к Выборгу ведут три прохода, расположенных примерно посередине залива. Центральный — через Транзунд (Транзундский пролив), именем которого и назван рейд. Здесь находится город Высоцк.

* 6-й канал УКВ, позывной «Гранит», +7 (812) 439−5438
** 16-й канал УКВ, +7 (812) 271−4588
*** 68-й канал УКВ, позывной «Приморск-Трафик»

К северу от Транзунда есть Пильский пролив, а к югу — Ниемельский (перекрыт низким мостом). С XVIII века эти подходы к Выборгу были защищены: береговые батареи перекрывали каждый из трех проливов. Шведы пытались отбить город, в том числе и с помощью флота. От тех батарей следов практически не осталось, но вот многие оборонительные сооружения времен Крымской вой­ны сохранились.

Центральный проход был защищен мощным Транзундским редутом. В 1864 году на выходе из Ниемельского пролива на маленьком острове Ракосаари стали строить батарею. Еще одну возвели на скале острова Мустасаари — для защиты Пильского пролива. Но все эти «крепостцы» над проливами просуществовали недолго. Оборонительные линии уходили по Балтике все дальше на запад, и уже в 1892 году орудия с этих батарей отправили туда.

Любителей истории привлекают поиск и осмотр старинных оборонительных сооружений. Вой­ны, волна за волной прокатившиеся по этим местам, умножали их число, к камню и земляным валам старинных редутов прибавив бетон дотов…

Транзундский рейд, который представляет собой прекрасное укрытие для кораблей, определенное время был важным местом для учебных занятий моряков российского военного флота. Практическая эскадра Балтийского флота каждое лето базировалась здесь. Шла подготовка моряков, устраивали учения, испытывали вооружение, проводили смотры.

На севере рейда находится остров Новик, прежде носивший название Менц-­Сари. Невысокий, с песчаными берегами, поросший сосновым лесом, он очень красив. Остров окружен каменистыми отмелями, а на его северо-­восточной оконечности далеко в море выдается песчаная коса. Ее западная сторона приглуба, что позволяет очень близко подойти к берегу. Здесь хорошее место для якорной стоянки. Неподалеку сохранились и остатки причала, но встать туда можно, лишь хорошо зная местную лоцию.

В центре острова находится кладбище, появившееся в 1862 году. Долгое время здесь хоронили моряков, погибших или умерших во время летних кампаний. В 2001—2002 годах могилы привели в порядок и восстановили деревянную часовню.

Где ошвартоваться

С Транзундского рейда можно повернуть на юг, в Ключевскую бухту. В ее глубине, у поселка Советский, расположен яхтенный порт «Йоханнес» (46‑й причал). Современная, прекрасно оборудованная гавань, где можно отдохнуть, принять гостей и пополнить запасы, — самая крупная на этой акватории. У причалов с раздаточными колонками и разделителями могут стоять до 350 судов, включая моторные яхты длиной до 20 м. Часть стояночных мест оборудована мертвым якорем с буем для швартовки. Есть рейдовая стоянка, слип для спуска лодок, охраняемая парковка.

В Ключевской бухте недавно появилась еще одна удобная стоянка — загородный клуб West, что на восточном берегу полуострова Киперорт, у поселка Прибылово.

Путешествовать по Выборгскому заливу можно без каких-либо специальных бумаг и разрешений

Если говорить о гаванях Выборгского залива, готовых принять гостей на маломерных судах, то в самом Выборге есть стоянки, принимающие гостевые лодки: яхт-клуб «Фаворит» у Выборгского замка и одноименный яхт-клуб на Цветущем мысе, яхт-клуб «Грандмарин» (15‑й причал). На самом севере залива, в бухте Защитная, расположена современная марина «Лавола», предоставляющая владельцам лодок целый комплекс услуг. Во всех перечисленных пунктах есть оборудованные слипы для спуска небольших судов на воду.

Это если говорить об оборудованных гаванях. Но и на самом побережье Выборгского залива достаточно мест, чтобы спустить лодку на воду с трейлера, а у берега или на островах ошвартоваться для отдыха. Здесь много старых причалов, кое-где возможен подход к скальному берегу, есть прекрасно укрытые от непогоды рейдовые стоянки. К сожалению, большинство старых, так называемых «финских» причалов, разрушено, и подходить к ним, если это вообще возможно, следует с осторожностью. Не буду здесь перечислять все удобные места, но могу заверить: стоит чуть освоиться на этой акватории, как возможности для короткой или длительной стоянки увеличатся за счет полученного опыта.

Актуальный для владельцев моторных судов вопрос заправки топливом решается в Выборгском заливе следующим образом. Непосредственно на борт судна топливо можно принять у плавучей заправки в «Лаволе». Но благодаря тому, что по берегам залива разбросаны многочисленные населенные пункты, сеть АЗС здесь хорошо развита, правда, в этом случае, увы, не обойтись без канистр и аренды транспорта для их доставки.

Острова в заливе

Выборгский залив интересен еще и тем, что на большинство его островов не попасть без лодки. А они так манят зеленым лесом, песчаными пляжами, крутыми скалами, грибами и ягодами. Здесь заведомо гораздо меньше людей, чем на берегу, исчерченном густой сетью автодорог. Не удивляйтесь, если местные жители будут называть некоторые острова иначе, чем они значатся на карте: здесь до сих пор можно услышать старые их имена. Но после Второй мировой вой­ны, когда эти территории отошли СССР, все они были переименованы и получили русские названия.

Каждый из них ­чем-то интересен. На Овчинном (Туркинсаари) сохранились остатки редутов XIX века, русской минной станции времен Первой мировой вой­ны и финской базы гидросамолетов 1930‑х годов. Песчаный очень любим туристами: на его берегу раскинулся прекрасный пляж. Остров Густой славится своей глубокой бухтой и скальными берегами. Многие хотят увидеть башню Тура (ударение на последний слог) на острове Верхолаз (Koркеасаари), фортификационные сооружения на острове Черновом (Мустасаари). Перечислять можно долго…

Для рыбаков залив — настоящий клондайк. Очень сложный рельеф дна, соседство ям с мелководьем, бухты, заливы, проливы, стены тростниковых зарослей — все это позволяет применять опытному рыболову свои знания в деле и быть с желанной добычей в любых условиях.

А важная особенность Выборгского залива состоит в том, что, наряду с удивительно красивой природой, эти места издревле облюбовали люди. Здесь уголок по душе найдется для каждого. И у каждого, кто путешествует и отдыхает в этих местах, пробуждается дух исследователя. Добро пожаловать!

Дата:

10.09.2021

Текст

Михаил Федоров

Фото

Михаил Федоров, Нинель Соловьева, Кирилл Невоструев, Кристина Щербина

Следующая статья

Таиланд. Двери открываются

Предыдущая статья

Olokun — темный властелин воды

Новые материалы
Похожие статьи