Турция. Чартер как он есть

Путешествия и чартер
Следующая статья

Новые горизонты для владельцев Mercedes

Предыдущая статья

Завершилась десятая Ярмарка продаж яхт и катеров «Водный мир»

Эта выставка меня удивила. Посетив, наверное, сотню боат-шоу во многих странах, где выставляли самые разные, от мала до велика, лодки, куда потенциальные покупатели съезжались их посмотреть, а то и протестировать, я вдруг столкнулся с иной концепцией. Чартерное шоу призвано решать другую задачу: продвигать услуги чартерных компаний и рекламировать возможности яхт, находящихся в их управлении или у компаний-партнеров.

Чартерные лодки

Выставочный флот стоял в Yalıkavak Marina — шикарной яхтенной гавани с обилием причальных мест, в том числе и для суперяхт, и великолепной береговой инфраструктурой. Она является обладательницей звания «Лучшая марина для суперяхт в мире» в 2018—2019 гг. по версии премии The British Yacht Harbour Association, а также награды «Золотой якорь» в категории марин для суперяхт.

Специфика чартерного бизнеса нашла отражение в формате выставки: ее основные посетители — представители агентских и брокерских компаний

Из 53 представленных яхт большинство составляли турецкие мотосейлеры и гулеты. Но это были совсем не те гулеты, что я видел в Турции лет пятнадцать назад: специфической архитектуры и пропорций, зачастую с высокой относительно фордека кормой, широкие и неуклюжие, как-то приспособленные под недолгий чартер с каким-то комфортом и сервисом, но обязательно с напитками all inclusive. Их прототипы тысячелетия назад бороздили воды Средиземного моря, когда и названия такого не существовало (но море было). У длинного причала Yalıkavak Marina, предназначенного для суперяхт, стояли, ошвартованные кормой и гостеприимно выдвинув до предела свои телескопические трапы-сходни, большие, шикарные лодки от 20 до 40 м с лоснящимися деревянными бортами. У некоторых был откинут транец, из которого получается «пляж» (как на моторных суперяхтах); в поднятом положении он закрывает окна кают в транце обычном.

Авторитетное жюри кулинарного конкурса за работой на борту одной из яхт

При внешне классическом облике это вполне современные суда. Технология их постройки существенно модернизирована: набор, силовые конструкции выполнены не из монолита, но из слоев древесины, соединенных эпоксидной смолой. Были и корпуса из стали с надстройкой из легкого сплава. Оборудование (судовое, навигационное, развлекательное) — новейшее, уровень комфорта для пассажиров, как мне показалось после посещения нескольких яхт, не ниже, чем на моторных яхтах сильных европейских брендов. Да и проекты в Турции уже давно создают на компьютерах, и сервис на борту вполне конкурентоспособный.

Примерно то же могу сказать в отношении нескольких моторных яхт, стоявших у причалов выставки. Это были крупные модели Sunseeker и Sanlorenzo, яхты поменьше — Princess, Azimut, Prestige, Ferretti. Моделей длиной менее 60 футов не было вовсе, как и парусных Beneteau, Jeanneau, Bavaria и пр., хотя в Турции таких немеряно; их не только предлагают желающим в bareboat-чартер, но и устраивают всевозможные регаты, используют для обучения управления яхтой (тоже вариант чартера).

Люди чартера

Атмосферу выставки — праздничную, дружелюбную и вместе с тем деловую — создавали ее организаторы и участники: приветливые члены экипажей, многочисленные брокеры, приехавшие сюда посмотреть яхты и встретиться с клиентами, журналисты яхтенных изданий практически со всего света.

Одним из важных факторов успешного чартера на крупной яхте с командой является гастрономический сервис. Поэтому в ряду выставочных мероприятий проходил конкурс 2019 TYBA Chefs' Competition, в котором участвовали 12 яхт из состава выставочного флота. Он предусматривал несколько номинаций:

«Лучший шеф». Согласно регламенту, компетентное жюри посещало каждую яхту и за 25 минут должно было отведать набор блюд, состоявший из холодных и горячих закусок, основного блюда (рыба) и десерта. Последний включал пять обязательных ингредиентов, объявленных жюри заранее; в дополнение к ним повара могли использовать и другие продукты. Вино к столу — на выбор шефа.

Чартер играет заметную роль в яхтенной индустрии Турции

«Лучший сервис». Здесь состязались стюарды/стюардессы экипажей тех же яхт. Среди прочих критериев жюри оценивало дружелюбие, предупредительность и скорость в обслуживании, аккуратность и знание подаваемых блюд.

«Лучший экипаж». Команды яхт-участниц демонстрировали свое умение приготовить специальные сюрпризы на день рождения гостя, создать особенное праздничное украшение по случаю торжества и т.  п.

Победителей объявили на гала-вечере, где собралось более 200 человек. В первой номинации победила парусная Primadonna, лучшим признали сервис на моторной яхте My Tutku, а лучшим экипажем оказалась команда парусника Papa Joe. Могу авторитетно засвидетельствовать, что конкурс был честным. В один из дней (до объявления результатов) меня пригласили на ланч на борту My Tutku. Должен сказать, разнообразие и качество блюд, уровень обслуживания и прочие элементы не уступали мишленовскому ресторану.

Временами на понтоне, вдоль которого стояли яхты, было не протолкнуться

Деловая программа

Она включала семинары, проходившие во время выставки. Их темы: популярные маршруты для чартера суперяхт в турецких и греческих водах; новые правила ведения чартерного бизнеса в Турции; рефит и судостроение; эффективный менеджмент чартерных лодок и выбор флага.

О грядущем изменении законодательства Турции в отношении чартера лодок под иностранными флагами и чартерных маршрутов вы можете прочесть статьи в этом выпуске MBY, а что касается рефита и менеджмента…

Отмечу, что из сообщений выступающих складывалась довольно интересная картина. Рефитом яхт в Турции активно занимаются верфи и яхтенные гавани, располагающие достаточными производственными мощностями: площадями, ангарами-эллингами с оборудованием и технологиями и т.  д. Они привлекают яхты со всей Европы, и можно допустить, что индустрия рефита имеет заметную долю в совокупном бюджете всей яхтенной индустрии Турции.

По вечерам на многих лодках устраивали приемы для бизнес-партнеров

Заметки непостороннего

За несколько дней пребывания на выставке в беседах с яхтенными брокерами и капитанами чартерных яхт я подметил немало интересного.

Например, ожидаемые тренды чартера. Многие полагают, что в чартерный флот вернутся старые гулеты с их высоким острым носом, широким корпусом и округлой кормовой оконечностью. Могут получить еще большее развитие дневные круизы для отдыхающих в отелях на побережье Бодрума. Любопытно, что всплеск интереса к чартеру в здешних водах гостей из-за океана вызвали популярные там… телевизионные сериалы, снятые в Турции.

Оказалось, что турецкие чартерные гулеты — парусно-моторные суда — все же поднимают паруса, хотя и редко, не более 10% общего времени, проведенного в чартере. При этом иногда даже проводят регаты таких судов.

Организаторы выставки TYBA Charter Show тоже получили заслуженные наград

Среди судов выставки TYBA Charter Show было немало экземпляров с интересными названиями. Например, имя упомянутой выше My Tutku отсылало к наименованию десерта, который выпустил в качестве первого продукта на заре своей деловой карьеры владелец этой яхты. Приятно удивило название одной из лодок — GIMS, от которого слегка повеяло родиной (его истинный смысл узнать не довелось). О доме напомнила и песня Лепса «Самый лучший день», которая неожиданно прозвучала среди композиций на английском языке во время гала-вечера.

И еще про язык. При том, что капитаны яхт и члены экипажей (преимущественно) говорят по-английски, в целом знание языка населением, включая обслуживающий персонал марины, оставляет желать лучшего. Но это поправимо: важно только не упускать этот и другие ключевые моменты, влияющие на успешность чартерного бизнеса в Турции.

Современный гулет — парусно-моторная яхта Sema Tuana (длина 34 м, 2007 г., рефит 2013 г.)

Интервью с генеральным секретарем TYBA Серханом Дженгизом

Насколько велик чартерный флот Турции?

Полагаю, он самый большой в мире: Министерством туризма зарегистрированы 1600 судов. Маленькие, большие — все они должны иметь чартерную лицензию. Помимо турецких яхт, в наших водах ходят до 300 чартерных яхт под иностранными флагами, и этот год последний, когда они работают по старым правилам.

Какую часть чартерного флота составляют парусные, а какую — моторные яхты?

Большая часть яхт в Турции — местной постройки, преимущественно деревянные парусно-моторные гулеты, классические и современные. Длина около половины судов превышает 30 м. Моторные яхты от 16 до 50 м составляют небольшой сегмент 10−15%, особенно крупных у нас не так много. И практически нет таких, как итальянские Perini Navi или новозеландские Alloy Yachts.

Нынешние гулеты отличаются от классических: они более современные, стильные…

В дизайне, интерьерах, оснастке все меняется. Примерно 60 лет назад компания художников, поэтов и писателей впервые взяла лодку для круиза вдоль берегов Турции. Это была 15-метровая лодка для дайвинга; вместо душа там стояла бочка с водой, в туалет ходили на нос, где под бушпритом была сетка. Так все начиналось… Сейчас гулеты совсем иные. Появляется новая архитектура, внедряются новые технологии строительства, компьютерного проектирования… Но все это опирается на традиционные знания, особенные ноу-хау. У нас тысячелетний опыт судостроения: на этой земле люди строили суда всевозможных типов с древних времен.

Турецкое яхтостроение пока недооценено. Но потихоньку мы начинаем выпускать яхты мирового класса и продолжим двигаться вперед. Есть сильные верфи в Стамбуле и Бодруме, где строят современные моторные и парусные яхты. К примеру, в Стамбуле свои корпуса делает Perini Navi…

Какова квалификация команд и капитанов? Я общался с людьми и понял, что не все говорят по-английски…

Этим вопросом ассоциация TYBA сейчас активно занимается. Одна из наших задач — повысить профессионализм экипажей, но процесс идет медленно. В этом году мы начали сотрудничать со специализированными учебными заведениями, и со временем, надеюсь, ситуация улучшится. 20 лет назад, когда я пришел в индустрию, на английском говорили буквально считаные люди: капитаны и члены экипажей. Сейчас на гулетах уровня 3* и 4* капитаны все-таки владеют языком, хотя и не на должном уровне. Но при этом у нас есть члены экипажей, говорящие по-русски — на многих яхтах более 30 м работают русские и украинские стюардессы: сейчас в Турции много русскоязычного населения. Но, как я уже сказал, мы работаем над повышением уровня экипажей.

Вы сказали, что этот год последний, когда иностранные яхты работают по старым правилам…

Да, но яхты под иностранным флагом, скажем, Панамы, Мальты или острова Мэн, по-прежнему смогут работать в турецких водах. Только вместо чартерной лицензии, которая требуется, например, в Хорватии, Франции или Греции, им придется платить 30 евро за метр длины при каждом заходе. Взять здесь на борт гостей, уйти на греческие острова, а по возвращении, пусть даже в тот же день, снова заплатить ту же сумму. И потом уже путешествовать по Турции сколь угодно долго. Зато никаких налогов и кипы бумаг.

Как, по-вашему, это отразится на чартерном бизнесе?

Думаю, если мы что-то и потеряем на первых порах, то заработаем больше в долгосрочной перспективе. Будет больше яхт под турецким флагом, будет больше работы для них. Но мы не против конкуренции. В TYBA есть рабочая группа, которая уже представила доклады правительству, что нам не следует прекращать чартер судов под иностранным флагом. Если яхта под британским или мальтийским флагом хочет работать в Турции, приглашать сюда клиентов, проводить чартер, мы не говорим «нет», только придется следовать новым правилам. Пусть такие яхты с качественным сервисом приходят и составляют всем здоровую конкуренцию.

В чем главная идея проведения этой выставки?

Мы ставим перед собой задачу представить турецкие чартерные яхты, наши возможности иностранным брокерам и СМИ. Показать, что в Турции есть такой замечательный продукт. Особенно гулеты: это наш национальный, оригинальный тип судов; таких деревянных гулет нет больше нигде в мире. Многие из них — это вполне современные парусно-моторные суда. Мы наращиваем потенциал, чтобы росла яхтенная индустрия Турции в целом. Связь очевидна: если есть запрос на чартер, значит будет запрос и на строительство новых судов — эти отрасли идут рука об руку. Для этого TYBA и проводит выставку, чтобы рекламировать миру наш продукт.

А как насчет профессиональных навыков? У вас есть специальные образовательные центры для подготовки команд?

Да, есть, например, Marine School в Бодруме — первое и самое большое учебное заведение. Есть еще несколько подобных образовательных центров в этом сегменте. Мы называем это Marine High School.

Они для капитанов или экипажей?

В этих школах готовят членов экипажей яхт. Человек обучается, проходит там практику и спустя несколько лет уже может стать, например, первым помощником. Я знаком с несколькими капитанами чартерных парусно-моторных гулет длиной 40−50 м. Это хорошо образованные и успешные молодые люди, окончившие Marine School в Бодруме, чьи лодки пользуются спросом: они забронированы постоянно на 15 недель в сезон.

Как далеко, по вашему мнению, обычно ходит турецкая чартерная яхта?

Если говорить о моем опыте, то однажды я сам брал в чартер гулет длиной 42 м. Трехнедельное путешествие началось в Бодруме; мы прошли греческие острова, Хорватию и завершили маршрут в Черногории.

А какая самая длинная дистанция из известных вам? Вокруг света?

Вокруг света или к полюсам обычно ходят частные яхты. Но в принципе это вопрос только времени и денег. Чартер длиной в несколько тысяч миль — не такое уж редкое явление. Некоторые турецкие лодки, как и большинство европейских суперяхт, уходят зимой работать на Карибы, а потом возвращаются сюда на летний сезон.

Где в основном базируется ваш чартерный флот?

Гёчек, Бодрум, Мармарис. Большая часть в Бодруме, чуть меньше — в Гёчеке, моем родном городе…

А Стамбул?

Там совсем мало чартерных лодок. Многие зарегистрированы в Стамбуле, но ходят в других местах, потому что в Стамбуле ходить особенно некуда, только по проливу, а в окрестностях не столь интересно. Основные чартерные хабы — Бодрум и Гёчек, самые популярные недельные маршруты с обилием красивых мест и хороших ресторанов стартуют отсюда.

Велика ли разница между высоким и низким сезонами?

Да, разница большая. Июль-август — самое популярное время отпусков, особенно для семей с детьми, и запросов на чартер в этот период существенно больше. Мы обычно начинаем в мае; к примеру, у меня сейчас проходит один чартер из Гёчека с гостями из Санкт-Петербурга; они уже лет десять берут яхту в чартер раз в год, хотя имеют свою собственную. Итак, начинаем в начале мая, когда в России длинные праздники, и заканчиваем в конце октября. Высокий сезон длится с конца июня до начала сентября. Все остальное время — май, июнь, октябрь — чартерные яхты ходят здесь уже не так активно.

Но и в низкий сезон чартер есть?

Чартер у нас есть всегда, в течение всего года, хотя, как я уже сказал, спрос разнится. В ноябре-декабре начинаются Карибы: яхты уходят туда в ноябре, и много чартеров проходит в период Рождества и Нового года.

Сколько лодок сдается в чартер под эгидой TYBA? И сколько это чартерных компаний?

Примерно 350 яхт хорошего качества и с высокими стандартами сервиса; маленькие лодки и небольшие деревянные гулеты длиной 15−20 м я в расчет не беру. Что касается компаний — членов TYBA, то их около семидесяти: это и центральные агенты, и чартерные компании, и отдельные брокеры.

Дата:

11.07.2019

Текст

Петр Шестаков

Фото

Петр Шестаков, TYBA

Следующая статья

Новые горизонты для владельцев Mercedes

Предыдущая статья

Завершилась десятая Ярмарка продаж яхт и катеров «Водный мир»

Новые материалы
Похожие статьи