Гибралтар. Страж пролива

Путешествия и чартер
Следующая статья

Volkswagen Transporter: семьдесят лет спустя

Предыдущая статья

Год флагманов Azimut

Гибралтар, этот скалистый аванпост Великобритании, — не только ворота в Средиземное море, но и отличная база для круизов, откуда можно исследовать окрестные акватории.

Гибралтар… Для моряков эта самая западная часть Средиземного моря издавна связана с переменами и надеждами. Проходя Гибралтарским проливом в любом направлении, они неизменно испытывают чувство новизны, которое лишь усиливается за каждым следующим мысом. По одну сторону легендарного прохода лежит беспокойная Атлантика с ее пустым, не дающим покоя искателям приключений горизонтом; по другую — Среднее море, неотъемлемая часть греческой мифологии.

Эти естественные ворота в Средиземное море сторожит один из Геркулесовых столбов — величественная Гибралтарская скала, монолитная известняковая аномалия высотой 426 м напротив испанских холмов Альхе-сирас. По другую сторону пролива возвышаются его африканские стражи — Сиди Мусса и другие высокие холмы таинственного Марокко, которые то скрываются в мерцающей дымке, пропадая из фокуса, то выступают резко и отчетливо, окрашиваясь принесенным из Сахары песком.

Формально Гибралтар — это 6,8 кв. км Великобритании на самом юге Испании, да и вообще Европы

Бесконечную вереницу судов встречает красно-белый маяк на мысе Европа, давно ставший не только навигационным, но и романтическим знаком. На якоре в Гибралтарском заливе можно встретить корабли со всего света, которые ждут прохода или принимают топливо с работающих из гавани судов-бункеровщиков.

Здесь царит прежняя колониальная атмосфера, а Гибралтарская скала до сих пор служит надежным форпостом старой Англии. Держать лодку на Средиземном море уже не так просто, как раньше, а Гибралтарский залив в этом плане напоминает Британию. В самом Гибралтаре есть три отличные марины: Queensway Quay в старой морской гавани, а также Marina Bay и Ocean Village к северу от аэропорта. Кроме того, на испанской стороне, у подножья Скалы, есть еще принадлежащая британцам Alcaidesa Marina, до которой от центра Гибралтара можно добраться пешком всего за четверть часа.

Почему я рекомендую провести несколько месяцев, а то и больше, на яхте в Гибралтаре? Здесь тепло, солнечно и можно встретить новый год в рубашке. Рядом на востоке, в южной части Коста-дель-Соль, есть привлекательные марины в Сотогранде, Дукесе и Эстепоне, к западу — старая мавританская гавань в Тарифе и гостеприимная марина Барбате с ее традиционными андалузскими ресторанами и чудесными пляжами. А если захочется немного окунуться в самобытную культуру Северной Африки, то всего в 23 милях к югу от маяка, на мысе Европа, находится марина Смир. Таким образом, из Гибралтарской бухты можно ходить в любом направлении, а у местного аэропорта хорошее авиасообщение с крупными европейскими городами.

Марины

Queensway Quay

Эта яхтенная гавань на 185 мест находится в самом сердце Гибралтара, на территории бывших складов Ragged Staff Wharf. Ее элегантные комплексы апартаментов построены в традиционном для этих мест колониальном стиле, фоном для них служат дикие склоны Гибралтарской скалы, а особая атмосфера отражает богатую историю порта. Queensway Quay может принять до восьми 30-метровых и две 40-метровые лодки. Здесь причал длиной 75 м, но глубина у стенки ограничена. Напротив офиса марины расположен ресторан Waterfront, плюс на набережной есть еще несколько баров и бистро.

Англичане построили Ragged Staff Wharf в 1736 году для снабжения кораблей своего военного флота, и здесь традиционно сходили на берег новоприбывшие губернаторы Гибралтара. Губернаторская лестница и по сей день остается частью пристани. По пути в город нужно миновать ворота Ragged Staff Gates и выйти на главную улицу, которая ведет на север через сердце старого Гибралтара. Она пешеходная и полна всевозможных магазинов, бутиков, пабов и кафе в типичном английском стиле. От нее ответвляются переулки, по которым интересно просто бродить, глазея по сторонам.

Среди местных топонимов найдутся Лайбрари стрит, Колледж лейн, Бейкерс пассаж и, конечно же, Соборная площадь. Около полицейского участка стоит самый настоящий синий фонарь, а почтовое отделение представляет собой внушительное здание с ярко-красным круглым почтовым ящиком, но этим экзотика города не ограничивается. Многие местные магазины принадлежат индийским семьям, потомкам предприимчивых торговцев, некогда последовавшим за британской армией, а сами жители Гибралтара совсем не похожи на британцев: в них перемешаны гены мавританцев, генуэзцев, португальцев, испанцев и мальтийцев.

Marina Bay и Ocean Village

На северо-западной стороне Гибралтара, между городом и взлетно-посадочной полосой аэропорта, обустроен приятный современный яхтенный порт. Marina Bay занимает более старую северную часть этого комплекса с кафе, ресторанами и апартаментами, расположившимися вдоль Адмиральской аллеи. Соседние рестораны Bianca’s и Da Paolo — мои любимые. Чуть южнее находится Ocean Village, где пришвартован необычный плавучий отель Sunborn, стилизованный под круизный лайнер.

Всего в Marina Bay и Ocean Village 330 причальных мест, причем первая может принимать лодки длиной до 100 м. Персонал этих яхтенных стоянок всегда доброжелателен и готов помочь быстро пройти таможенные процедуры. От северной оконечности города до причалов совсем недалеко, и дорога к ним ведет через симпатичную Казематную площадь, получившую свое название от бывших британских казарм. Из Marina Bay также можно прогуляться пешком через границу в Ла-Линеа — небольшой испанский городок с запутанными улицами, который всегда был тесно связан с Гибралтаром. Оттуда в Гибралтар ежедневно приходит или приезжает на велосипедах рабочий люд, ну, а для владельцев яхт Ла-Линеа привлекателен прежде всего ресторанами и тапас-барами.

Марина Alcaidesa

Эта сравнительно новая гавань на 624 места находится прямо в Ла-Линеа, рядом со взлетно-посадочной полосой. Причалы марины смотрят на сверкающие просторы залива, позади них высится Гибралтарская скала, а поскольку аэропорт тут не сильно загружен, его работа не только не мешает, а временами служит и развлечением. Так как оба конца взлетно-посадочной полосы упираются в море, она считается одной из самых «спортивных» в Европе, и, говорят, пилоты получают от посадки в Гибралтаре большое удовольствие.

Марина Alcaidesa принадлежит англичанам и управляется ими, поэтому если в Британии вы чувствуете себя как дома, то здесь будет так же. У нее хорошая инфраструктура, первоклассная мастерская, кран грузоподъемностью 75 тонн и достаточно места на суше, если требуется поднять лодку, чтобы очистить корпус. Рядом с мариной есть пляж, а в Ла-Линеа чудесная, окаймленная пальмами набережная. Если чуть углубиться в город и, пройдя несколько кварталов, добрести до улицы Сан Пабло, то вы найдете один из моих любимых тапас-баров La Bodeguiya. Не забудьте заглянуть в музей испанского живописца Хосе Круса Эрреры: это совсем рядом, и там собрана прекрасная коллекция картин.

На восточной стороне полуострова, с другой стороны Ла-Линеа, напротив пляжа с вытащенными на берег рыбацкими лодками расположен старый район Ла Атунара с обилием традиционных андалузских баров и ресторанов, где подают блюда с морепродуктами. Как по мне, это идеальное место для отдыха теплыми темными вечерами. Особенно мне нравится ресторан Las Trebedes на улице Кальдерон-де-ла-Барка, а если вы настроены на кухню Блайти (так уже больше века на жаргоне называют Англию. — Прим. ред.), в центре города в 15 минутах ходьбы от марины достаточно хороших мест.

Достопримечательности Гибралтара

Административный центр Гибралтара находится в Конвент-плейс, что в нескольких кварталах к востоку от набережной Квинсвей. Сверкающий белый портик правительственного секретариата там смотрит на резиденцию губернатора, выстроенную из красного кирпича. Здесь вы можете наблюдать за сменой губернаторского караула и почувствовать пульс истории этого британского форпоста. Следуя на юг вдоль главной улицы и пересекая Рэд Сэнд Роад, вы попадаете в сады Аламеда — восхитительный тенистый оазис с экзотическими деревьями и кустарниками. Прямо оттуда можно подняться на фуникулере вдоль крутых меловых склонов Гибралтарской скалы на ее вершину. И по пути, и с вершины открываются захватывающие дух виды, особенно когда смотришь на запад через гавань, на якорную стоянку в сторону холмов над Альхесирасом или на юго-запад через пролив в сторону Марокко. А на востоке синеет Средиземное море и уходят в сторону Малаги потрескавшиеся на солнце вершины Коста-дель-Соль. На вершине Скалы вам встретятся печально известные берберские маготы, или магрибские макаки, — единственный вид диких обезьян, оставшийся в Европе. Будьте с ними осторожны: они могут быть чрезвычайно настойчивыми в поисках бесплатной еды.

Куда отправиться на яхте?

Коста-дель-Соль

Самая юго-западная часть Коста-дель-Соль входит в домашние воды Гибралтара, и ходить вокруг мыса Европа всегда интересно. Южная оконечность Гибралтара властно вдается в море, господствуя над стратегическим разрывом между Европой и Африкой. Маяк на мысе Европа стоит на относительно невысоком плато у подножья Гибралтарской скалы, а рядом построена богато украшенная смотрящая в сторону Марокко мечеть.

Отвесные берега на повороте к Коста-дель-Соль впечатляют: на этой открытой стороне Скалы почти нет жилья, за исключением, пожалуй, отеля Caleta, расположенного у самой воды, и группы коттеджей и вилл к северу в Каталонском заливе. Дальше тянутся низкие пляжи Ла-Линеа, рядом с гольф-курортом Alcaidesa начинается сельская местность, а прямо перед Сотогранде в море впадает река Гуадиаро с ее маршами и заповедным эстуарием.

Марина Сотогранде находится всего в 18 милях от Marina Bay, и туда можно запросто прогуляться на обед. Сам городок является, наверное, одним из наиболее тихих и стильных на Коста-дель-Соль, и здесь себя чувствуешь очень свободно. За гаванью раскинулось обширное зеленое пространство с солидными частными виллами, а на набережной работают магазинчики, рестораны и кафе с открытыми террасами. Сотогранде — нетипичное для Андалузии место, но там стоит побывать из-за его спокойной атмосферы.

В нескольких милях к северу от Сотогранде находится марина Дукеса. Она тоже довольно приятная, хотя больше застроена. Местные рестораны весьма популярны в высокий сезон, когда в Пуэрто-де-ла-Дукеса царит почти клубная атмосфера. Kelly’s Bar можно назвать идеальным местом для завтрака, несмотря на то что в этом солнечном уголке Испании он на удивление итальянский. Parapiro’s Ristorante — тоже отличное место, где можно и вкусно поесть, и просто посидеть, особенно если получится занять столик на верхнем этаже с видом на гавань.

Еще дальше на берегу моря Альборан лежит популярная марина и курорт Эстепона, где рядом с портом возвышаются многоквартирные дома и отели, которые, впрочем, совершенно не мешают насладиться этим местом. Здесь множество баров и таверн, а террасы на набережной пользуются популярностью как у местных жителей, так и у туристов, особенно в воскресенье, когда все обедают после похода на рынок, занимающий большую часть гавани.

Если вы хотите увидеть подлинную Андалузию, наймите такси или арендуйте машину, чтобы съездить в Гауке — удивительную горную деревню с захватывающими видами на Гибралтар и Северную Африку. Ее узкие улочки с высокими домами расположились на двух живописных холмах над долиной Генала. Изюминкой поездки в Гауке станет обед на панорамном балконе ресторана Platero & Co.

По ту сторону пролива

Темное побережье Марокко обладает таинственным магнетизмом и будто манит к себе. Самым популярным портом захода на африканском берегу является испанский анклав Сеута, находящийся всего в 13 милях от мыса Европа. Сеута — так называемый беспошлинный порт, но я бы не стал ходить по его сомнительным магазинам и просто наслаждался живым многонациональным городом с его старым колониальным духом, красивыми улицами и ухоженными садами. Город и гавань частично закрыты конусообразным «горбом» Пунта Альмина, на который непременно стоит подняться, чтобы полюбоваться потрясающими видами.

Марина обустроена в дальней части гавани и весьма гостеприимна, хотя найти там свободное место порой бывает нелегко. В городе есть колоритный продовольственный рынок, до которого можно добраться через туннель возле входа в марину. Перекусить я бы посоветовал в крохотном Restaurante el Velero, который спрятан за парком Хуана Карлоса.

Менее чем в десяти милях к югу от Пунта Альмина и примерно в 25 милях от Marina Bay расположена марокканская марина Smir — удобная, хорошо оборудованная гавань с развитой инфраструктурой, включая самоходный кран. Она находится напротив холма характерной формы, известного как Jbel Sim Sim, и это идеальное место недалеко от Гибралтара, чтобы впервые попробовать Марокко на вкус. Но, проходя между Пунта Альмина и Смир, остерегайтесь рыбацких сетей.

В марине Смир можно пройти паспортный контроль и таможенные формальности — персонал всегда готов помочь сделать это максимально быстро. Здесь нет как такового города, но непременно стоит взять такси и поехать в Тетуан, что в 22 км к югу. Эта историческая столица горного региона Риф расположена в сравнительно прохладной долине, и в ее белоснежной медине можно укрыться от марокканского солнца. Сердце Тетуана — бурлящий жизнью лабиринт из переулков и мощеных улочек, который не оставит равнодушным прежде не бывавшего в Марокко человека.

Через пролив на запад

В тихую спокойную погоду можно отправиться на запад от Гибралтарской бухты, следуя вдоль испанского берега вокруг Пунта Карнеро и вблизи южных склонов Андалузии. Прогулка будет незабываемой. Потрескавшиеся от солнца горы и скалистые мысы на марокканской стороне будто попали сюда из другого мира, и даже огромные танкеры и контейнеровозы кажутся карликами на фоне этого сурового африканского ландшафта. Десять миль от Пунта Карнеро, низкого плоского острова, — и вы попадаете в гавань Тарифа на самой южной оконечности Европы.

Этот древний мавританский город представляет собой сложную мозаику из побеленных домов и старых, сложенных из камня, между которыми попадаются минареты и пальмовые деревья. Местная гавань совсем не приспособлена для приходящих яхт, но в Тарифу все же стоит заглянуть на часок-другой, чтобы просто насладиться медленным течением жизни на раскаленных пыльных набережных. Рыбацкие лодки швартуются у южного мола, который обычно завален сетями. Небольшие моторные яхты могут причаливать носом или кормой к одному из пирсов в северо-западном углу бухты. Каботажные суда и паромы в Танжере используют восточный мол. Путешествуя на северо-запад от Тарифы, будьте осторожны у банки Лос Кабесос, где сильный прибой даже в спокойную погоду. Затем вы минуете Пунта Палому и бесконечные золотые пляжи с величественными песчаными дюнами и кайтсерферами, которые ловят теплый атлантический бриз.

В дюжине миль к северо-западу от Паломы, в западной части широкой гавани Барбате есть защищенная яхтенная стоянка. Кто-то называет Барбате бездушной, но мне она нравится. Пристань здесь вполне уютная, погода летом, как правило, великолепная, и нет портящих вид жилых комплексов с апартаментами для туристов. Рельеф тут ровный и песчаный, повсюду растут средиземноморские сосны и ароматный маквис. На северной стороне пристани находится вполне приличный Restaurante el Capitán, где можно неплохо провести вечер и поужинать на террасе.

К западу от Барбате низкое побережье заканчивается легендарным мысом Трафальгар, который на самом деле представляет собой небольшой каменистый полуостров, соединенный с материком песчаным перешейком. Берег за ним порос лесом и выглядит безобидно, однако будьте осторожны: почти на две мили к юго-западу от мыса тянется опасный каменистый хребет, поэтому если вы движетесь в направлении Кадиса, убедитесь, что огибаете это место на почтительном расстоянии.

Течения

Гибралтарский пролив — сложный гидрологический перекресток, где цикличная атлантическая приливная волна упирается в слепой мешок Средиземного моря и плавно там гаснет. Хотя сам пролив имеет поверхностный приливный цикл, к востоку от Гибралтара приливные эффекты в значительной степени ослабляются. На собственный приливный цикл Гибралтара накладывается более или менее постоянный поверхностный приток воды из Атлантики, вызванный высокой скоростью испарения в Средиземном море. Этот эффект увеличивает общую скорость обращенного на восток прилива и замедляет движение судов на запад.

Полезные схемы поверхностных течений приведены в Руководстве по навигации в проливах (Straits Sailing Handbook), и для планирования перехода через Гибралтар нужно всегда учитывать интегральное влияние прилива и поверхностных течений.

Сериал «Нити судьбы»

Если вы все еще сомневаетесь, стоит ли идти на самый край Средиземного моря, чтобы познакомиться с Гибралтаром и сопредельными странами, найдите время посмотреть испанский сериал «Нити судьбы» (El tiempo entre costuras, 2013).

Эта историческая картина с элементами детектива, снятая по мотивам романа Марии Дуэньяс, отличается не только захватывающим сюжетом и отличными актерами, но также великолепными костюмами и декорациями, которые помогают увидеть жизнь в Испании и Марокко в 30-е годы прошлого века.

Дата:

22.07.2020

Текст и фото

Питер Камберлидж

Следующая статья

Volkswagen Transporter: семьдесят лет спустя

Предыдущая статья

Год флагманов Azimut

Новые материалы
Похожие статьи