«Харлей» электрический

Следующая статья

Луи Хамминг — о верфи Vitters, ее флоте и пристрастии к нестандартным проектам

Предыдущая статья

Дайджест новостей 21–27 марта

По  итогам прошлого года Harley-Davidson LiveWire был признан лучшим электрическим мотоциклом в   мире.

Признание Harley-Davidson LiveWire лучшим особенно удивительно, поскольку компания из  Милуоки большую часть своей истории строила традиционные, если не  сказать архаичные, массивные круизеры и  туреры. И  при этом больше внимания обращала на  создание вокруг себя легенды, нежели на  совершенствование техники. Критикам же милуокцы отвечали, мол, японские мото-циклы, может, и  получше, зато в «Харлеях» есть душа.

Провода под напряжением

Первые прототипы электромотоцикла H-D появились на  дорогах еще в  2014 году: их интенсивно и  открыто тестировали не  только в  США, но  в  Канаде и  даже в  Европе. Несмотря на  все инновации, некоторые черты старого доброго «Харлея» в  новинке остались, например традиционная ременная передача вместо более привычной цепи.

В  серию электрический Harley-Davidson пошел в  2019 году под именем LiveWire, что переводится как «провод под напряжением». И  сразу стало ясно: как и  Tesla, Harley-Davidson LiveWire нацелен на  верхний сегмент рынка, другими словами, на  состоятельных покупателей. Тридцать тысяч долларов — ​такова цена «провода под напряжением», и  значительную часть этой суммы человек выкладывает за  шильдики со  знакомыми фамилиями братьев Дэвидсон и  Уильяма Харлея.

Технически H-D LiveWire на  первый взгляд не  превосходит конкурентов, что называется, «не впечатляет». Согласно сведениям производителя, батарея 15,5 кВт обеспечивает пробег на  полном заряде минимум 158 км, а  при более консервативной езде он может доходить до  234 км. Электродвигатель развивает мощность 105 л.с., обеспечивает ускорение до  сотни за  3,2 с  и  максимальную скорость 153 км/ч. Получается, если вы решили «прохватить на  максималке», заряда хватит на  час с  небольшим, после чего электробайк придется «вставить в  розетку» минимум на  60 минут на  быстрой зарядной станции и  более чем на  10 часов — ​на медленных типа Level 1 и  Level 2.

У  ближайших конкурентов, например топовых моделей небольшой калифорнийской компании Zero, примерно те  же характеристики, а  модели попроще еще и  сильно дешевле «Харлея». Несмотря на  это в  прошлом году Harley-Davidson сумела продать около 3000 единиц одной только модели H-D LiveWire, в  то  время как Zero реализовала столько же мотоциклов суммарно.

Iphone на двух колесах

LiveWire — ​это городской мотоцикл, на  нем скорее всего не  стоит отправляться в  далекое путешествие. Поездка из  Москвы в  Геленджик вряд ли доставит удовольствие, а  вот покататься по  ночному городу, промчаться по  набережным — ​это его стихия. Тут запаса хода полторы сотни километров хватит за  глаза.

Хотя вот Юэн Макгрегор со  своим другом Чарли Бурменом на  двух Harley-Davidson LiveWire и  в  компании съемочной группы на  двух электрических пикапах Rivian проехали всю Южную и  Центральную Америку. Сериал под названием Long Way Up доступен владельцам любой «яблочной» техники.

Но  электрический «Харлей» — ​это прежде всего динамика, которую не  дает бензиновый двигатель. Как известно, электродвигатель в  отличие от  ДВС выдает полную мощность во  всем диапазоне оборотов. То  есть все 105 «лошадей» в  вашем распоряжении в  любой момент, двигатель не  надо «раскручивать» — ​одинаково эффектно стартануть можно как с  места, так и  с  любой скорости.

У  LiveWire четыре режима езды, контролируемые электроникой: спортивный, шоссе, максимальное расстояние и  режим для плохой погоды. В  зависи-мости от  выбранного варианта меняются динамические характеристики, режим регенерации и  работа интеллектуальной системы контроля параметров шасси, двигателя и  тормозов. Надо ли добавлять, что многие характеристики этого «айфона на  колесах» контролируются с  помощью айфона в  руках у  владельца?

Новая душа Harley-Davidson

Сколько бы ни  противились поклонники ископаемого горючего, ссылаясь на  то, что у  электрических машин и  мотоциклов «нет души» (то есть вибрации, запаха нагретого металла и  выхлопа, рычащего звука — ​всего того, что так, кажется, любят поклонники «Харлеев»), наступление эры тотальной электрификации неизбежно, как весенний насморк. Так почему же именно приверженный традициям, оберегающий свою легенду и  лелеющий свою «душу» Harley-Davidson оказался первым среди ведущих мировых брендов, кто решился запустить в  серию полноценный электрический мотоцикл? Honda, Yamaha, Suzuki и  остальные гранды до  сих пор ограничиваются электрическими скутерами или эффектными концептами, которые неизвестно когда еще доберутся до  конвейера. А  консервативный H-D вдруг решился буквально шагнуть в  неведомое.

Причина на  поверхности: всемирно известная компания фактически «застряла» в  своей аудитории. В  результате продажи новых мотоциклов в  последние годы не  только не  росли, но  существенно падали, причем в  основном на  домашнем, американском, рынке. По  данным Statista, в  2017 году в  США было продано 147 972 мотоцикла, а  в  2019-м — ​всего 125 960, при этом стоимость компании на  бирже снизилась чуть ли не  вдвое.

Другими словами, несколько лет назад перед тогдашним главой H-D Мэттом Леватичем встала задача привлечь новых покупателей, причем сделать это максимально быстро. Как говорится, «на раскачку времени нет», и  поэтому появился план развития бренда под названием More Roads («Больше дорог»), предусматривающий выпуск небывалых для марки мотоциклов, включая офроудер и  даже электробайк.

С помощью электрического мотоцикла Harley-davidson рассчитывает привлечь внимание новой аудитории

Перед глазами маячил пример не  только Tesla, но  и  небольших компаний, стартапов, пытавшихся наладить выпуск полноценных электрических мотоциклов. Наиболее успешная — ​уже упомянутая калифорнийская Zero, с  2010 года выпускающая вполне конкурентоспособные электрические мотоциклы и  сегодня имеющая в  своем портфеле несколько моделей и  десяток их модификаций. Но  тогда, еще каких-то 5−6 лет назад, электробайки, как и  электромобили, были просто диковинками, гаджетами для фриков. Это сейчас они уже стали модным мейнстримом. Словом, риск был налицо. Правда, у  Леватича в  руках было главное преимущество перед такими, как Zero, — ​всемирно известный бренд. С  таким козырем можно было и  сыграть.

Электрический образ жизни

Так в  чем секрет успеха H-D LiveWire? Почему по  итогам 2020 года он признан лучшим электрическим мотоциклом в  мире? Да  потому, что он и  есть лучший. Похожее происходит с  iPhone: у  конкурентов, может, и  характеристики порой получше, и  цена более умеренная, а  покупают все равно продукцию Apple. Так же и  с  LiveWire: соединив технологии, дизайн, многолетний опыт и  высокий уровень производства, компания получила продукт, который в  каких-то частях может уступать конкурентам, но  когда они соединяются, результат получается лучшим. Кстати, контролем качества производства милуокцы занимались отдельно, чтобы не  возникало проблем, как это случалось в  прошлом.

Есть ли смысл покупать электробайк в  России? Такой, как H-D LiveWire, — ​да. Признаемся, мотоцикл уже давно не  средство передвижения. Вернее, он все что угодно, но  не  транспорт: это и  хобби, и  образ жизни, и  адреналин, и  ветер в  лицо… На  такое денег не  жалко.

Что касается пресловутых проблем с  зарядкой, то  они, скажем так, сильно преувеличены. Электричество есть везде, заряжается байк от  обычной розетки (в этом случае полный цикл занимает ночь). Зарядные станции скорее предназначены для путешествующих, ну  и  для экстренных случаев, нежели для тех, кто просто каждый день ездит по  городу. При этом у  нас, даже при весьма малом количестве электромобилей и  еще более незаметном количестве электромотоциклов, есть целые сети зарядных станций, и  их число постоянно растет. На  сегодня, например, в  Москве их уже более ста и  свыше полусотни в  Петербурге.

Но, вполне возможно, они владельцу электромотоцикла не  понадобятся. В  Европе большинство электромобилей заряжаются дома или около дома — ​от обычной розетки или от  специального устройства, смонтированного в  гараже. Это удобно и  логично — ​поставить автомобиль на  всю ночь заряжаться. Ровно то  же делают и  владельцы электробайков и  скутеров, причем в  некоторых моделях аккумуляторные батареи съемные.

Но  такие дорогие мотоциклы, как Harley-Davidson, не  оставляют на  ночь на  улице. Их место в  гараже или на  охраняемой стоянке, где всегда есть возможность подключиться даже к  обыкновенной розетке или поставить стационарную индивидуальную зарядную станцию.

Дата:

28.03.2021

Текст

Ян Геллеров

Фото

Harley-Davidson

Следующая статья

Луи Хамминг — о верфи Vitters, ее флоте и пристрастии к нестандартным проектам

Предыдущая статья

Дайджест новостей 21–27 марта

Новые материалы
Похожие статьи