YMAG.media

Chase Zero: на крыльях и водороде

Это необычное судно — водородная лодка сопровождения на подводных крыльях под названием Chase Zero, разработанная для команды Emirates Team New Zealand. Уже полтора месяца в акватории Окленда она проходит ходовые испытания и за это время оставила за кормой более 500 миль.

«В Chase Zero, как и в наших гоночных яхтах, собраны самые новаторские технологии, и в процессе приемки мы тщательно проверяем их одну за другой, — говорит координатор по эксплуатации лодки Ник Барридж. — Дело движется хорошо, и некоторые показатели превзошли наши ожидания». 

На данный момент максимальная скорость Chase Zero составляет 50,3 узла и соответствует проектной. Но быстроходность — не главное в этом проекте, и на испытаниях внимательно оценивают автономность и надежность судна. «Заправив танки на 96%, мы пошли в “кругосветку” вокруг островов залива Хаураки и совершенно не ожидали, что сможем оставаться на ходу настолько долго, — рассказывает капитан Крис Солтхаус. — За шесть часов мы преодолели 151 милю, при этом средняя скорость составила 28,3 узла, и у нас еще осталось 10% топлива».

Chase Zero: на крыльях и водороде - фото 1
Chase Zero: на крыльях и водороде - фото 2

Говоря об эффективности подводных крыльев, разработчики приводят в пример обычную 11-метровую лодку сопровождения с парой подвесников по 250 л.с. При движении на крейсерской скорости 28 узлов она потребляет 140 л топлива в час, то есть 825 л за те же шесть часов в день. Однако ее бак вмещает всего 800 л, то есть она просто физически не смогла бы пройти на одной заправке столько же, сколько Chase Zero. Полученные эмпирические данные говорят о том, что четырех забитых до отказа баллонов водорода (8,4 кг каждый) хватит на 178 миль при крейсерской скорости 28–30 узлов, и это действительно впечатляет.

Этот проект во многом держится на партнерах Emirates Team New Zealand, среди которых Toyota, предоставившая предсерийный образец топливных ячеек нового поколения. Интеграцией ячейки в пропульсивную систему судна занималась Global Bus, а Gurit помогла инженерам команды спроектировать корпус и крыльевую систему. Поставщиком «зеленого» водорода выступила компания Hiringa, чьи усилия направлены на развитие соответствующей инфраструктуры.