Yachtmaster: Спокойной вам ночи!

Медиа
Следующая статья

UST-LUGA CUP 2015

Предыдущая статья

Boot Düsseldorf 2015

На закате ты отдаешь якорь в красивой бухте, там же встречаешь рассвет, и весь мир вокруг принадлежит только тебе! Что может быть прекраснее! Это, без сомнения, одно из самых волнующих переживаний, которые может подарить яхтинг. Тем не менее многие яхтсмены относятся к такой идее с опаской: их беспокоит (и это понятно), что посреди ночи лодку может сорвать с якоря. Впрочем, если сделать все как следует, вполне можно обеспечить себе на стоянке крепкий и здоровый сон.

Место

Правильный выбор места имеет ключевое значение для безопасной ночной якорной стоянки. На карте можно без труда найти специально отмеченные для этого точки, однако просто выбрать одну из рекомендованных недостаточно.

Во-первых, оцените погодные условия: нас интересует не только то, что происходит в данный момент, и прогноз на период вашей стоянки на якоре, но также что происходило до этого. К примеру, если в данный момент дует восточный ветер, то открытая на запад стоянка может выглядеть соблазнительно. Однако если до этого пару дней дул сильный западный ветер, там все еще может оставаться достаточно сильная зыбь, и на стоянке едва ли будет комфортно. Оцените все изменения, которые прогнозируются на время стоянки: останется ли место столь же безопасным, что и вначале? И самое важное: если ветер внезапно усилится, сможете ли вы быстро уйти в безопасное место (и куда именно)? У наветренного берега (открытого ветру) вполне можно стать на якорь на короткое время, например, на ланч, но я лично не рискну оставаться там на ночную стоянку, разве что отдав побольше цепи и убедившись, что якорь надежно держит.

Якоря

Здесь размер имеет определяющее значение. Оборудование вашего судна играет серьезную роль в плане безопасности во время стоянки на якоре. Правильный и достаточно тяжелый якорь плюс приличной длины цепь — ключевые факторы. Дизайнеры современных моторных яхт делают все, чтобы максимально увеличить объем внутренних помещений. В результате из-за высокого надводного борта и объемной надстройки судно становится массивным и обладает большой парусностью. При этом верфи часто оборудуют новые яхты все теми же привычными якорями, которые использовали годами. Так что я бы посоветовал по возможности опционально оборудовать лодку якорем покрупнее. Если лебедка справляется с его массой, вы об этом точно не пожалеете.

На рис. 1 показаны якоря разных типов. Кроме представленных, конечно, есть множество других с теми или иными преимуществами, но эти — самые распространенные. Лодка нашей школы длиной 10 м оборудована якорем Брюса 15 кг и 8-миллиметровой цепью длиной 45 м. В качестве верпа (вспомогательного якоря) мы используем складной рыбацкий весом 25 кг (мне он достался вместе с лодкой) на 6-миллиметровой цепи длиной 10 м плюс 75 м 14-миллиметрового каната.

Цепи, тросы и канаты

С якорной цепью ситуация аналогичная: чем больше, тем лучше. Однако нужно выдержать баланс, поскольку вес цепи существенно увеличивает нагрузку на нос, что может сказаться на дифференте судна. Для лодки длиной 12 м я бы предпочел хороший 20-килограммовый якорь и по крайней мере 8-миллиметровую цепь, длина которой вчетверо превышает длину корпуса (в данном случае это 48 м). Если в вашей акватории сильные приливно-отливные течения и, следовательно, большой перепад уровня воды, вам может понадобиться цепь длиннее, но поскольку весит она немало, в качестве альтернативы подойдет хорошего качества 14-миллиметровый трос, так что дополнительные 30 м длины не сильно увеличат вес.

Верп можно использовать для увеличения держащей силы. В среднем при постановке на якорь длина якорной цепи должна превышать глубину в четыре раза. Так что на нашей 12-метровой лодке с 48 м цепи мы можем безопасно вставать на якорь на глубине до 12 м. Это немного и подходит для акваторий с небольшим перепадом уровня воды во время приливов и отливов. Дополнительные 30 м каната увеличат глубину до 20 м, что удобнее. Многим кажется, что отдать три глубины вполне достаточно, и зачастую это действительно так. Но если вы решили остаться на якорной стоянке ночью, то я бы посоветовал отдать как минимум четыре глубины. Если на саму цепь приходится 10 м, а остальное — канат, то стоит отдать до шести глубин. Так что если на 12-метровой лодке у вас 10 м цепи и 30 м троса, то в реальности максимальная глубина, на которой вы можете безопасно стоять на якоре, — примерно 7 м.

Если на якорной стоянке много яхт, с которыми есть опасность столкнуться из-за разворота, отдайте два якоря с носа

Вес цепи или каната сильно влияет на держащую силу якоря: цепь при этом работает как огромный амортизатор, демпфируя рывки. Когда судно движется под воздействием ветра, она натягивается, компенсируя силу рывка своим весом.

Яхты по-разному реагируют на воздействие ветра на стоянках и очень по-разному разворачиваются. Парусные яхты и тяжелые стальные траулеры благодаря килю, большим рулям и высокому отношению водоизмещения к площади парусности ведут себя на якоре спокойнее; радиус разворота у них меньше, и такие суда больше подвержены влиянию течения, чем ветра. Более легкие моторные яхты с крупной надводной и небольшой подводной частью подвержены воздействию ветра гораздо сильнее. И это тоже нужно принять во внимание, планируя якорную стоянку (рис. 2).

В случае с моторными яхтами перемена направления ветра часто приводит к изменению характера разворота гораздо быстрее, чем у парусных судов. Поэтому на длину выпущенной цепи и поведение судна при развороте нужно обращать серьезное внимание. Постарайтесь также определить, где лежат якорные цепи ваших соседей по стоянке. Неоднократно на Средиземном море я наблюдал ситуацию, когда приходилось вызывать дайверов, чтобы распутать клубок лежащих как попало цепей.

Отдаем якорь

Чтобы безопасно отдать якорь, подойдите под двигателем к выбранному месту, идя против ветра и/или течения. Ветер и течение будут замедлять лодку на подходе, а потом смещать ее в обратную сторону. Начинайте отдавать якорь, когда судно находится в более или менее неподвижном состоянии, а затем, когда якорь коснется дна, понемногу сдавайте назад, продолжая выпускать якорную цепь. Постарайтесь не складывать цепь кучей поверх якоря — она может опутать его. Выпустив цепь на необходимую длину, коротко сдайте назад, чтобы цепь натянулась. Если держит — все в порядке, если тянется свободно, начните всю процедуру заново. Когда на якорной стоянке много других яхт и есть опасение, что траектория вашего разворота пересечется с соседской, можно отдать два якоря: либо оба с носа (в форме буквы Y), либо с носа и кормы (рис. 3). Последний метод хорош на тесных и переполненных стоянках, когда нужно уменьшить траекторию разворота яхты. Наконец, если цепь недостаточной длины или нужно особенно хорошо закрепиться на переполненной стоянке, можно использовать груз, который крепится к самой цепи, чтобы помогать удерживать лодку на месте. Когда якорь отдан, выберите створы на берегу, чтобы контролировать положение лодки. Во время прилива или отлива, а также ночью, возможно, ориентиры придется сменить.

Еще одна важная деталь якорного устройства — хорошая якорная лебедка. Она нужна для того, чтобы отдавать и выбирать цепь, а вовсе не затем, чтобы удерживать на себе всю массу судна. Поэтому хорошая практика во время якорной стоянки — эту нагрузку с лебедки снимать, перенося ее, например, на утку при помощи петли, продетой в звено цепи. Некоторые яхтсмены применяют амортизатор в виде резиновой ленты, чтобы уменьшить шум от цепи по ночам.

Приливы и отливы

Если стоянка ночью на якоре планируется в приливных водах, то при расчете длины цепи следует учитывать изменение уровня воды, которое произойдет, пока вы мирно спите. На рис. 4 показано изменение уровня воды во время прилива/отлива и то, каким образом расположатся якорь, цепь и лодка. Прежде всего, нужно выбрать правильное место, где глубины во время якорной стоянки достаточно даже в период малой воды. Когда место выбрано, нужно отдать столько цепи, сколько необходимо для безопасной стоянки на данный момент. Зная текущую глубину в этом месте, вам следует рассчитать суточный перепад уровня воды. Это даст понимание, какой будет глубина во время полной воды, поэтому можно вычислить, сколько цепи нужно отдать дополнительно. Но не забывайте о том, что это влияет на циркуляцию.

Планируя остаться ночью на якоре в приливных водах, определите длину выпущенной цепи с учетом полного цикла прилива-отлива

Буйреп

Очень полезная вещь для переполненных якорных стоянок или мест, где якорь может так зацепиться за грунт, что потом его будет трудно освободить (например, если дно каменистое). Используйте буйреп (трос) с томбуем (поплавком). Трос прикрепляется к тренду якоря, что позволяет при необходимости вытащить его с другого конца. Томбуй показывает место, где находится якорь. Так его местонахождение будет заметно не только вам, но и вашим соседям по стоянке: они смогут учесть это, отдавая свои якоря, и поутру вы обойдетесь без распутывания цепей.

Снятие с якоря

Чтобы сняться с якоря, медленно двигайтесь вперед, выбирая цепь и следя за тем, чтобы лебедка не тащила лодку по направлению к якорю (рис. 5). Если якорь не отрывается от дна свободно, сдайте чуть вперед, чтобы сдернуть его. Какую бы технику снятия с якоря вы ни использовали, это всегда требует практики. Но удовольствие просыпаться в тихой красивой бухте вместо шумной марины того стоит.

Текст Джон Мендеc

Фото Жиль-Мартин Раге/Wally

Иллюстрации Мэгги Нельсон

Дата:

27.01.2015

Следующая статья

UST-LUGA CUP 2015

Предыдущая статья

Boot Düsseldorf 2015

Новые материалы
Похожие статьи