Yachtmaster: Навигация

Медиа
Следующая статья

Особое положение

Предыдущая статья

Сильное впечатление

Как рассчитать заданный курс?
Предварительный расчет заданного курса, компенсирующего влияние
течения, поможет сэкономить время и топливо.

В прошлом выпуске мы разобрали принципы навигационного счисления и расчета местоположения судна в условиях воздействия ветра и течения. Описанные методы хорошо работают для не слишком быстрых судов, но если у вас скоростная моторная яхта или катер, планирование перехода также полезно. Предварительный расчет воздействия течения на судно поможет оптимизировать выбранный маршрут, а значит — сэкономить немало времени и топлива. Кроме того, это позволяет сделать переход более комфортным. На быстроходной моторной лодке ничто не ограничивает вашу свободу в выборе скорости и направления движения (разумеется, в приемлемых погодных условиях). Следовательно, если вы знаете, как будут «работать» ветер и течение, то сможете еще перед выходом в море рассчитать курс так, чтобы компенсировать их влияние. Этот курс называется «заданным курсом» (course to steer). Многие видят в таких расчетах дополнительные сложности и предпочитают ввести пару путевых точек на картплоттере и использовать параметр XTE (Cross Track Error — величина отклонения от курса) для учета влияния внешних факторов. Хотя такой способ и доведет вас до пункта назначения, но путь может занять больше времени, стало быть, и топлива вы потратите больше, чем если бы предварительно рассчитали заданный курс. Расчет заданного курса очень прост — нужна только практика. Вы будете чувствовать себя гораздо спокойнее, зная, что все идет по плану. Понимание того, как и когда использовать заданный курс, — не только ключевая часть учебной программы Yachtmaster, но и полезный каждому судоводителю навык.

РИС. 1 ПО ТЕЧЕНИЮ В первом примере рассмотрим ситуацию, когда на судно воздействуют попутный ветер и течение, имеющее скорость 3 узла и направление с запада на восток. Задав судну скорость 20 узлов, вы на самом деле будете двигаться относительно земли со скоростью 23,5 узла. Эта ситуация напоминает перемещение на огромном плавучем эскалаторе: дополнительные 3 узла вы получаете от течения и еще пол-узла — от ветра. На маршруте в 20 миль это сэкономит около 9 минут и изрядное количество топлива. Кроме того, по ветру и течению идти комфортнее — лодка движется гораздо мягче.

РИС. 2 «БОРЬБА СО СТИХИЕЙ» Если в тех же самых условиях вы попытаетесь двигаться в обратном направлении, то скорость судна относительно земли составит всего 16,5 узла: на этот раз ваши действия напоминают бег вверх по эскалатору, идущему вниз. Таким образом, скорость лодки относительно земли при движении «по» и «против» в данном случае будет различаться на 7 узлов! Это означает, что даже короткий 20‑мильный переход отнимет у вас на 22 минуты больше. Кроме того, вы сожжете гораздо больше топлива и будете страдать от качки и прыжков по волнам. На длительных переходах разница еще заметнее, поэтому есть смысл выполнить небольшое предварительное планирование. Разумнее заставлять стихию работать на вас, а не бороться с нею.

На моторной яхте, потребляющей более 200 литров топлива в час, даже несколько лишних миль обходятся дорого

РИС. 3 ПЛАНИРОВАНИЕ КОМФОРТНОГО ПЕРЕХОДА Рассмотрим «типичный» переход через Ла-Манш (или Английский Канал, как предпочитают говорить британцы. — MBY). Расстояние здесь составляет примерно 60 миль, и еще придется иметь дело с боковым течением. Поскольку владельцы моторных яхт более других заинтересованы в движении с комфортом, лучше выбрать время, когда ветер и течение «работают» в одном направлении: шансы идти по спокойному морю в этом случае повышаются. На скорости 20 узлов 60‑мильный переход должен занять у вас около 3 часов, поэтому наша цель — найти «окно» этом временном промежутке, когда ветер и течение однонаправлены.

РИС. 4 ЧТЕНИЕ АТЛАСА ПРИЛИВОВ Стрелки в приливном атласе показывают направление приливного течения и его скорость в десятых долях узлов (то есть число 16 будет означать 1,6 узла). Первое число означает скорость в квадратурные, второе — в сизигийные приливы. Приливный атлас, покрывающий зону нашего перехода через Ла-Манш, сообщает, что направление приливных течений здесь с запада на восток, а их скорость варьируется от 1,6 до 4,1 узла в сизигийный прилив. Конечно, можно скрупулезно просчитать влияние течения в каждый час вашего перехода, но гораздо проще принять за среднюю скорость течения 3 узла. Ветер также будет оказывать влияние на ваш курс, но при скорости лодки в 20 узлов это не является определяющим фактором (если, конечно, ветер не слишком сильный).

Параметр XTE в картплоттере помогает контролировать курс, но при этом вы проходите больший путь, впустую сжигая топливо, чем если бы заранее рассчитали заданный курс

РИС. 5 ИГРА НЕ СТОИТ СВЕЧ? Одно упоминание о прокладке заданного курса способно повергнуть некоторых в состояние легкой паники. Между тем, есть пара простых способов расчета. Прежде всего необходимо понять, нужно ли вам вообще его определять. Собираясь совершить переход на моторной лодке, я всегда задаю себе два основных вопроса: а) займет ли переход более часа? б) ожидаются ли ситуации, когда скорость течения превысит 10% от круизной скорости лодки? Если оба ответа утвердительные, то прокладка заданного курса имеет смысл. Наш переход через Ла-Манш отвечает обоим условиям: он точно займет более часа, и средняя скорость течения, равная трем узлам, превышает 10% от 20‑узловой скорости нашей лодки. Значит, вычислять стоит, ведь в данном случае боковое течение, имеющее среднюю скорость 3 узла, отнесет вас за трехчасовой 60‑мильный переход на 9 миль к востоку (3 мили каждый час в течение трех часов). Если вы не примете это во внимание, то ваше путешествие завершится в девяти милях «ниже по течению» от нужной точки, и вам придется добираться обратно, увеличив дистанцию перехода с 60 до 69 миль.

РИС. 6 РАСЧЕТ ЗАДАННОГО КУРСА Чтобы вычислить заданный курс, нам понадобится та же информация, которую мы использовали в прошлом выпуске журнала для расчета счислимого места судна: скорость лодки, длительность перехода, направление и сила приливного течения. Но используем мы эту информацию по-другому. Вместо того чтобы вычислять место, куда нас снесет течением, мы решим обратную задачу, вычислив курс, который приведет нас в нужную точку. Построим на карте диаграмму. Как и в прошлый раз, необходимо проложить истинный курс из точки A в точку B, только линию следует продлить дальше пункта назначения, пометив ее двумя стрелками (курс относительно земли) — вдоль этой линии нам и нужно двигаться. Далее нанесите вектор бокового течения. Приливное течение имеет скорость 3 узла и направление 90°. Проведите соответствующую линию, отложив на ней 9 миль из точки
А в точку D. Обозначьте ее тройной стрелкой, маркирующей течение. Теперь нам нужно обозначить скорость лодки и ту дистанцию, которую она пройдет за 3 часа — на 20 узлах это составит 60 миль. Возьмите циркулем дистанцию в 60 миль на шкале карты и отложите это расстояние из точки D до места пересечения с курсом относительно земли (линией AB); отметьте это место как точку Е. Проведите линию из точки D в точку E — это и будет заданный курс. Измерьте направление при помощи транспортира. В нашем случае это составит 189° (в то время как курс относительно земли равен 180°), так что разница окажется 9°. Этот курс нужно откорректировать поправкой на магнитное склонение и, возможно, девиацию (см. внизу слева), чтобы получить компасный курс следования.

СКОЛЬКО ВРЕМЕНИ ЗАЙМЕТ ПЕРЕХОД? Вы видите, что линия DE немного не доходит до пункта назначения, хотя судно двигалось 3 часа со скоростью 20 узлов. Дело в том, что боковое течение замедляет скорость судна относительно земли. Измерение отрезка АЕ позволяет рассчитать эту скорость. В нашем случае длина отрезка АЕ составляет 59 миль. Разделив эту дистанцию на 3 часа, получаем скорость 19,6 узла. А теперь при помощи простой формулы можно рассчитать, сколько времени займет весь переход (см. таблицу 1).

Если точка, в которую вы хотите прийти, лежит на одной линии между двух визуальных ориентиров, вам остается просто держать судно в этом створе

РИС. 7 ИСПОЛЬЗОВАНИЕ МАСШТАБА Схема, которую мы нарисовали, покрывает очень большой участок карты и промежуток времени. Однако при условии, что скорость лодки, сила и направление течения остаются неизменными, можно сделать прокладку курса на ближайший час, полчаса или даже меньший период, при этом результат будет всегда одинаков. Только помните: все данные, которые вы используете в расчете, должны относиться к одному временному интервалу. Это может быть все что угодно: сантиметры, дюймы, любые другие подходящие отрезки, — важно только брать один и тот же масштаб для всех сторон треугольника. Мне, например, нравится использовать маленькую пластиковую линейку с сантиметровой шкалой.

ПРАВИЛО ШЕСТИ МИНУТ" Хороший вариант — разбивать все на 6‑минутные отрезки. Шесть минут — это 1/10 часа, поэтому вам нужно лишь делить все на 10. Например, если скорость вашей лодки 20 узлов, получится 2 узла; скорость течения, равная 3 узлам, превратится в 0,3 узла, и т. д. Это и есть «правило шести минут» — отличный способ быстро получить курс следования без утомительного рисования длинных линий через всю карту.

«ПРАВИЛО 1/60» Это еще один простой способ расчета заданного курса при боковом течении. Он основан на тригонометрическом факте: синус угла 1° равняется примерно 1/60, что попросту означает, что на каждые 60 минут перехода боковое (то есть под углом около 90° к вашему курсу) течение скоростью 1 узел отклонит вас от курса на 1°. Ваша задача сводится к тому, чтобы изменить курс на 1° в сторону, противоположную течению. Если скорость течения 2 узла, откорректируйте на 2°, и т. д. В нашем примере, двигаясь курсом 180° в течение трех часов, мы получим суммарное «воздействие», равное 9 узлам. Поэтому курс необходимо откорректировать на 9°, чтобы компенсировать снос в восточном направлении. Это очень просто и не требует сложных математических расчетов, лишь простой формулы (см. таблицу 2). Формула хорошо работает в ситуациях, когда течение направлено примерно под прямым углом к вашему курсу. Если течение воздействует под углом 45°, полученный результат умножьте на 2/3.

РИС. 8 СТВОРЫ Если уж и «Правило 1/60» кажется вам слишком сложным, есть еще один запасной трюк, помогающий найти заданный курс, — использование створов. Если точка, в которую вы хотите прийти, лежит на одной линии с двумя визуальными ориентирами по вашему курсу, просто держите судно в этом створе. Неважно, каковы этот курс, ваша скорость и сила течения, — лодка будет точно на заданном курсе. В следующем выпуске журнала — «слепая» навигация: управление судном в условиях ограниченной видимости.

Дата:

10.12.2013

Следующая статья

Особое положение

Предыдущая статья

Сильное впечатление

Новые материалы
Похожие статьи